А я не верю...что зерно есть...что есть практический опыт...был бы...давно уж написал бы...о практическом осмыслении самадхи...как заявил...
Вот сразу самадхи. У меня был друг, он всегда когда начинал читать книгу, сперва заглядывал в конец, чтобы узнать чем кончилось. Это разумно в каком-то смысле. А стоит ли... Но самадхи еще дойти надо. Я скажу, но многое не будет понятно. Ну ведь так всегда, если читать с конца
.
Самадхи означает самоосознание. Во всех смыслах. Осознание себя, своей роли, своей сущности, своих отношений с тем, куда или к кому вы стремились. Не всегда самадхи достаточно чисто. Наступает самадхи когда сознание полностью поглощено объектом созерцания и прекращаются всякие усилия в практике (усилия не вы должны прекращать, а в результате практики ваша практика переносится в иную плоскость, где усилия в обычном понимании невозможны. Есть разные виды самадхи. Много видов.
Например савикальпа самадхи - когда усилие прекращается, а возможность выбора сохраняется. Вы можете например выйти из такого самадхи по своему выбору. Или остаться в нем сколько пожелаете. Всё уже сделано в этом теле и в этом мире, ваше дело только осуществлять выбор - что дальше. Выбор производится из вкусов бытия, любви, счастья, отношений, то есть из всего, что составляет бытие души. Никогда душа не войдет в невозвратное самадхи, если она не будет счастлива настолько, что ринется туда без оглядки. До этого состояния душа движется в самадхи, выбирая дальнейший путь в своё место по своему вкусу. Она как бы узнает своё и идет к нему, таким образом осуществляя возможность выбора.
Неправильный выбор в чистом самадхи невозможен. Хотя если вы пользуясь своей свободой выбора сделаете это, то потом вернетесь назад, чтобы сделать правильный выбор. Можно сказать, что это узнавание подобно вспоминанию. Каждый знает что ему ближе и роднее. И когда встречает это, то как бы вспоминает это. Вы движетесь среди душевных(или духовных, я не знаю терминологию) ощущений, взаимодействий, среди разных миров бытия и выбираете тот, который ваш для вашего "сердца". Этот выбор и осуществляется в предварительных самадхи с выбором и возвратом. Выбор означает что капелька сознания остается и здесь, в этом мире, то есть сознание поглощено объектом не 100%, не абсолютно. И выбрав эту капельку, вы возвращаетесь. Но, возвратившись, ничего не теряете из того пути, на котором продвинулись в самадхи сегодня. Завтра будет продолжение в этом продвижении, начиная практически с того же места (исключая предварительные стадии).
Вообще если сознание вашей души практически полностью погружено в созерцание какого-либо объекта и вы не осуществляете для подобной концентрации и для самой жизни ни малейшего усилия, то есть фактически уже и не живете телесным образом - это самадхи. Вы узнаете его, его нельзя не узнать.
Самадхи различаются глубиной и природой. Например есть искусственные самадхи и натуральные самадхи. Некоторые пытаются дышать определенным образом и так вводят себя в самадхи. Это самадхи не слишком глубокое, кроме того, опасное, т.к. вы не имеете энергии в таком самадхи которая обеспечивает все ваши потребности допустим в еде, воздухе и т.д. Одним словом потребности. Кроме того эта энергия удерживает ваше сознание в таком самадхи (что делает его глубоким), она как бы поддерживает вас, возносит в область более чистого бытия за пределы восприятия, ограниченные телом.
(но это не обязательно значит освобождение (мукти), которое может быть целью, а может и не быть). А если этой энергии нет, то это игра с дыханием подобна просто обмороку, что небезопасно.
Кроме того, энергия необходима для продвижения в самадхи по 2-м методам - 1 - возношение. 2 - слияние с объектом созерцания с тем чтобы перейти к дальнейшему объекту. Оба метода действуют автоматически при наличии энергии (ваше усилие уже не требуется как в обычной практике). Если её нет, то ничего не происходит. Продвижения нет.
Кроме того, энергия, если она есть, она может иметь разную природу. Допустим энергия, получаемая в результате йогической практики и энергия в результате молитвенной практики могут иметь разную природу в конце концов и даже в самом начале. Это влияет на ваши отношения с этой энергией, то ли они личностные, то ли безличные, ваше положение относительно этой энергии и соответственно, куда вас эта энергия приведет. Совершенно в разные места и к разному бытию. И выбор будет совершенно разный, а может и не быть такового вообще, как в случае с мукти (освобождением). Энергия может быть вашим другом, вашим господином, или вашей слугой, а также вашим инструментом, а также не быть ничем из этого, а может быть и даже вашим врагом. Всё зависит от занимаемого вами положения относительно Бога и для этого, от вашего представления о Боге. Это нужно будет прояснить (наверное как и всё остальное). Прояснить что правильно, а что сродни привлекательному миражу, заблуждению. Это всё пока что сумбурно и вкратце.
Вот, ну а когда вы уже остановились в вашем выборе, то выбор заканчивается, и вы начинаете углубляться в него (но это не нашим усилием производится), но наш выбор в данном случае состоит в желании углубления и это углубление происходит. В этом месте духовное бытие начинает разворачивать свою форму, как распускается цветок. Всё что вы раньше просто узнавали непосредственным знанием, теперь углубляется и распускается, приобретая очертания. Допустим вы узнавали в сердце как нестерпимую любовь определенного вида, при углублении она и её причины и обстоятельства начинают приобретать очертания, как распускается цветок, бутон приобретает лепестки, тычинки, то есть детали, вы начинаете видеть что именно происходит, действующие лица, а также вашу роль во всем этом не чувством, а духовным видением.
Имхо сейчас самадхи в православии практически невозможно. Хотя во времена Паламы несомненно это было возможно. Этому есть свои причины, если интересно, можем говорить.
Вот, если конец опыта вас заинтересовал (хотя это и не конец), то дальше можно описать и начало и середину.