Исихазм

Автор Тема: Трезвомыслие. Том 1-2.  (Прочитано 18475 раз)

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7714
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Трезвомыслие. Том 1-2.
« Ответ #30 : 10 Январь 2013, 20:49:16 »
Если Вы - честный человек, то признайтесь, что ни сном ни духом не ведали о св. Василиске до публикации Neovit'a, а потом погуглили и выставили несколько линков про него. :-)
Я на форум "Умное делание" наткнулся менее трех лет тому назад. Точнее, наверное, 2,5 года назад - летом 2010 года.
Тогда же впервые прочел (не целиком) в библиотеке форума "описание опыта монаха Василиска". Целиком не смог тогда прочесть - впечатление было странное. Не мог вместить мой ум этот опыт тогда, а сердце молчало. В голове был микс того, что писал Игорь, Вы, и Прозелит (про интимность описания) - мне все его описание казалось дикостью и бредом и тем, что такого не может быть, так как это неописуемо, а если и описуемо, то не должно оглашать. Потом несколько раз в течение пары лет пытался понять это описание и принимался его читать. Но все было безуспешно. Но вот осенью прошлого 2012 года пришлось прочесть вновь. И все встало на свои места.
А про канонизацию преподобного Василиска доподлинно узнал вчера вечером случайно и до поста Elm №14, когда уже писал Вам ответ. Что-то толкнуло дать поисковый запрос в Яндексе. Вот и узнал доподлинно, что он канонизирован и всем об этом сообщил. Хотя вроде и ранее (см. ссылку Игоря и другие можно поискать), когда обсуждалось это описание говорили (под вопросом) о том, что он канонизирован.
Дверь, в которую я "ломлюсь" ещё не открыта для Вас, Сергий, не преувеличивайте, а также не надейтесь, что Вам будет сходить с рук лукавство Вашего ума. :wink:
Думаю, Вы правы дверь еще не открылась. Я новоначальный. И я не форсирую "Умное делание", в которое только пытаюсь войти. Но если Он ведет, то послушно иду за Ним. Выражение "ломиться в открытую дверь" я употребил в смысле моего намерения более всего, а не в каком-либо ином роде.

Мой ум действительно лукав. Только теперь постепенно начинаю ощущать его подлинное лукавство и отсутствие в моем уме простоты и чистоты, а также разъединенность ума с сердцем. Это большая беда и проблема. Пытаюсь с этим (лукавством ума) бороться, но пока плохо получается. Постоянно выуживую в себе двойные стандарты и попытки себя оправдать. Все это действия тщеславия и гордости (а также лени, нерадения, самости и прочего и прочего), с которыми уже устал бороться, хотя еще и не начинал бороться по настоящему.

Вот еще несколько ссылок о преподобном Василиске, дающих о нем дополнительную любопытную и важную информацию.

http://www.novokuznetsk.su/news/city/4689
http://old.kuzspa.ru/files/public/tresvyatskiy5.doc
http://www.webmail.playcast.ru/view/1539474/1bedbbd87a6cf6050b1a7f4486d893bb4cc070dfpl
http://orthodox.etel.ru/2008/1/_vasilisk.htm

Впрочем, это я увлекся со ссылками. Ссылок в Яндексе вот по этому простому запросу: "святой монах Василиск" - море. Кому интересно - сами найдете.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Трезвомыслие. Том 1-2.
« Ответ #31 : 10 Январь 2013, 20:54:19 »
neovit, вы привели цитаты прп. исаака о слезах, но не стоит забывать (кстати особенно новичкам), что у всех духовные "слезы" по-разному проявляются. у кого-то из глаз текут, а кто-то "рыкает от воздыханий", едва выдавливая из себя слезинку. об этом писали отцы, в частности симеон нб в 100 словах точно помню говорил, что способности к слезам у всех разные - бывают сердца каменные, волевые, а бывают мягкие, чувствительные. там же симеон дает иснтрукцию кстати, после выполнения которой, он обещает  самолично - появятся слёзы. и я вам скажу - преподобный свои обещания исполняет. только вот мало кто поступает по завещаниям
elm, я привел также цитату прп.Исаака, в которой он говорит не о тех слезах, которые иногда бывают у подвижников безмолвия, а о тех, которые льются без принуждения (в отличие от метода, описанного прп.СНБ) сами собой по благодати в течение порядка двух лет и днем и ночью, обильно смачивая пищу и питие. Это и есть точный физический признак зарождения духовного младенца.

Помнится, mirnestranik открыл тему "как отличить духовное чувство от душевного?". Так вот это и есть ответ на поставленный вопрос  с конкретным физическим признаком. И по словам прп. Исаака никто не рождается духовно иным путем, т.е. без самодвижных слез. До этого признака духовные движения ума, то-есть движимые Божественным Духом,  сильно смешаны с душевными и лукавый способен на тонкие подмены движений Духа. Например, неожиданно стихают помыслы и ум оказывается в тишине помыслов, что свойственно приближению Духа. Также духовная сладость молитвы может имитироваться лукавым через сладость душевно-чувственную, например в гортани. Но не может лукавый подменить ощущение любви и через любовь Господь обучает духовным чувствам, которые сопровождает любовь.

Как говорит прп.СНБ,  Божественный Дух есть любовь. И его приближение узнает душа по вкусу любви, после вкушения которой открывается курс обучения духовным чувствам. Иногда Господь дает урок обучения духовной сладости, так что сладость переполняет все существо, а остальные духовные чувства притупляются. Иногда Господь обучает смирению, так что все существо ощущает смирение Христово и его кротость. Иногда Господь обучает милости, так что сердце милующее любит всех врагов. Иногда Господь преображает ум и показывает что есть ум Христов в движениях без мысли, но во свете. В этих уроках одно усиливается, другое слабеет, но всегда есть ощущение Любви Господа нашего Иисуса Христа и ощущение самодвижных движений Духа. 

Но все эти уроки есть только подготовительный просветительный этап к рождению духовного младенца подобно старцу Василиску. Раньше я думал, что в словах, адресованных Христом к Никодиму, имелось ввиду крещение. Но теперь понимаю, что имелось ввиду рождение духовного младенца в очистительной купели непрерывных слез.

 


mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Трезвомыслие. Том 1-2.
« Ответ #32 : 10 Январь 2013, 21:04:26 »

Ещё парочку таких постов...и я искренне уверую в НЕпрелестность опыта монаха Василиска :-)...
Неовит :-)...спасибо :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Трезвомыслие. Том 1-2.
« Ответ #33 : 10 Январь 2013, 21:11:12 »
Цитировать
Мой ум действительно лукав. Только теперь постепенно начинаю ощущать его подлинное лукавство и отсутствие в моем уме простоты и чистоты, а также разъединенность ума с сердцем. Это большая беда и проблема.
Сергий, это не беда. Преподобные говорят, что блажен тот молящийся ум, которому Духом открылось его собственное лукавство, а не лукавство других. С этого начинается познание себя и Страха Господня. С этого начинается умная молитва.
 

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7714
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Трезвомыслие. Том 1-2.
« Ответ #34 : 10 Январь 2013, 21:20:08 »
Neovit,  спасибо. Беда в том, что лукавый ум прячется сам за себя и это его лукавство трудно поймать за хвост ...
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Колхозник

  • Сообщений: 3105
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Трезвомыслие. Том 1-2.
« Ответ #35 : 10 Январь 2013, 21:39:40 »
Первый раз читал о св. Василиске и мое имо такое же как и Игоря, не принимаю и не отвергаю.

Возможно не все подвижники занимавшиеся ИМ в себе ясно и четко выделяли душевного и духовного человека (сердце)? Вот где у меня сомнение имеет место быть. Это у нас сейчас куча инфы, а тогда это была редкость. Кто-то в себе разделял душевное и духовное, допускаю что кто-то их "смешивал". И потом как действует благодать на душевное и духовное если она изобилует и какие чувства в тебе она будет вызывать охватывая все естество? Наверное, у всех по-разному.

Заметил одну особенность, ум если можно так сказать хорошо липнет к душевному и нужно приложить усилие что бы его "сдвинуть" "глубже" в духовное. В душевном он при молитве сам по себе может вызвать какие угодно чувства, в этом царстве энергий. Для себя я их обозначаю как тепло-жгуче-ярко-сладостные, в духовном таких чувств нет, там прохладно-радостные с любовью и любовь, какая-то возвышено-восторженная….как-то так. Что бывает если нисходит сильная благодать…… я не знаю, так как такого опыта не имею. Касалась она конечно, но по этой малости судить не могу, как может быть у других в полноте или изобилии. Кто знат, кто знат…

Колхозник

  • Сообщений: 3105
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Трезвомыслие. Том 1-2.
« Ответ #36 : 10 Январь 2013, 21:41:36 »
Иногда Господь дает урок обучения духовной сладости, так что сладость переполняет все существо, а остальные духовные чувства притупляются.

мню что сладость имеет свои оттенки. Как отличить сладость душевную, от сладости духовной?

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Трезвомыслие. Том 1-2.
« Ответ #37 : 10 Январь 2013, 21:50:47 »
Neovit,  спасибо. Беда в том, что лукавый ум прячется сам за себя и это его лукавство трудно поймать за хвост ...
Сергий, опять вы описываете беду второго способа молитвы по прп.СНБ. Если вы откажетесь от помысла, что вы способны поймать свой ум за хвост и перестанете доверять своему уму, то дадутся вам ключи веры к дверям молитвы. Вы уже убедились в лукавстве своего ума. Так разве можно довериться уму лукавому и не лучше ли довериться Христу, который печется о вас и не оставит без наставлений, если вы верите в Его промысел о вас?  Это и есть отвергнуться себя в молитве. Если хотите избавиться от помыслов во время молитвы, то не следите за ними, а держите трезвение сердца и следите за его покаянием и смирением. Трезвение не в уме должно быть, а в чувстве сердца. Все остальное даст Господь.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Трезвомыслие. Том 1-2.
« Ответ #38 : 10 Январь 2013, 22:03:03 »
Иногда Господь дает урок обучения духовной сладости, так что сладость переполняет все существо, а остальные духовные чувства притупляются.

мню что сладость имеет свои оттенки. Как отличить сладость душевную, от сладости духовной?
"Научила нас этому Благодать Божия, и душа знает, когда она обогащена благодатью; а равно чувствует душа, когда теряет благодать, чувствует и пришествие врага.
       Я раньше этого не знал, но когда потерял благодать, то мне из опыта стало ясно это".  (прп. Силуан Афонский)

Господь обучает через уроки оставления благодати. А мысленными понятиями ума этому не обучаются.

Колхозник

  • Сообщений: 3105
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Трезвомыслие. Том 1-2.
« Ответ #39 : 10 Январь 2013, 22:09:26 »
Господь обучает через уроки оставления благодати. А мысленными понятиями ума этому не обучаются.

Если можно Neovit из своего опыта поделитесь, как же ее все-таки отличать сладость от сладости? Хоть как то это можно описать?

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Трезвомыслие. Том 1-2.
« Ответ #40 : 10 Январь 2013, 22:19:26 »
Иногда Господь дает урок обучения духовной сладости, так что сладость переполняет все существо, а остальные духовные чувства притупляются.

мню что сладость имеет свои оттенки. Как отличить сладость душевную, от сладости духовной?
Сладость может быть даже телесно-душевной...
Слушал как то аудио...там говорилось о том что благодать может восприниматься как сладость чисто телесная...паче меда устом моим...и описывалось ГДЕ...на кончике языка и ещё где то...в местах расположения вкусовых рецепторов...и наставлялось...даже не пить воду и не есть что бы не нарушить это "вкушение" благодати...

И о чудо...через пару дней обдумывания ЭТОГО поедания благодати...у меня появились аналогичные ощущения...которые волне сочетались с чувствами любви и радости...НО...вполне могли существовать сами по себе и БЕЗ них!...

Я сделал вывод...что путём несложных внушений...разум волне может сгенерировать "нужные" вкусовые ощущения...
Азы аутотренинга...лежишь руки вдоль тела...и старательно внушаешь что правая рука лежит под головой...и ТАКОЕ "чудо" вполне по силам новичку аутотренинга...
Что в свою очередь не отрицает возможность возникновения такого же чувства именно по Благодати...а вот как отличить фирмУ от подделки...не знаю...
Сладость душевная...
Ну какие погрешимые страсти дают нам сладость?...навскидку не думая БЛУД :-)...Д-А-А он сладок :-)...про другие умолчу...так как сладость тщеславия более тонкая и менее телесная...а по тому под любовь маскируется в основном 
БЛУД...
Отличить однако же можно...
Из не погрешимых...любовь-платоническая...дружеская, братская...к ней и примешивается блуд...в силу того что и она телесна...
Что мы чувствуем когда видим красивого ребёночка...и что хочется сделать...ага...погладить по голове...А ПОЧЕМУ?...да по тому что телесная и требует телесного движения, контакта...
Эта любовь может иметь сильные всплески по силе...НО...быстрый всплеск и быстрое падение...Любовь духовная НЕ склонна к вслескам...а более ровная и длительная ...И...глубокая...
Телесно-душевная любовь(платоническая)...более чётко видится душой...и имеет чёткое место её образования...это середина груди...что соответствует раздражительной части души...эт я вычитал в цитате из трезвомыслия :-)...хотя на самом деле я бы не привязывался жёстко к каким бы то ни было местам...так как определение мест находится в вЕдении разума...а он известный иллюзионист :-)..."В наше время Штирлиц нельзя доверять никому, порой даже самому себе.Мне можно" :-)...
Духовная Любовь не имеет чёткой локализации возникновения...воспринимается как бы из другого мира как бы из ниоткуда...но всё же где то в районе груди...и она иная...и хотя и сродни любви платонической всё же не перемешивается с ней...т.е. видны отличия...
Духовная Любовь может переполнять так что как бы начинает Светить изнутри...и происходит некое соединение Света изнутри и Света находящегося в мире вокруг...замыкается круг...восстанавливается единство...все в Боге...и все и вся едины в Боге...
Простите за высокопарность...
А почему ТОЛЬКО я пишу на этом форуме об отличии духовных чувств от душевных...давайте ка присоединяйтесь...
В одну харю и за столом скучно :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Колхозник

  • Сообщений: 3105
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Трезвомыслие. Том 1-2.
« Ответ #41 : 10 Январь 2013, 22:33:42 »
Духовная Любовь не имеет чёткой локализации возникновения...воспринимается как бы из другого мира как бы из ниоткуда...но всё же где то в районе груди...и она иная...и хотя и сродни любви платонической всё же


воооот так оно и есть!!!

У меня как бы сейчас получается смещаться умом из душевного в духовное, такой тренинг считаю очень полезным так как он дает совсем иной взгляд на многие вещи с которыми так или иначе приходится сталкивается. Например заметно когда из душевного как бы вычленяют нечто духовное или выдают за духовное. На самом деле в душевном ищут некие тонкие оттенки, которые могли бы соответствовать духовному.

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Трезвомыслие. Том 1-2.
« Ответ #42 : 10 Январь 2013, 22:38:39 »
Осознаваема только душевная. Она во мне и во вне. Исходит из сердца,  превышает радиус сердца раза в два, три, наверное… Имеет розовый оттенок. Направлена ко всем без исключения. Возгорается в момент прощения (покаяния) обидчика. Ровная в виде потока и по длительности – продолжительная. Ощущение постоянного тепла. Физически никак не ощущается. Радостное настроение, глупая улыбка не сходит с лица, немногословность, понимание людей без слов…

Духовная глубже, за душевной, практически не осознается. Есть только смутное воспоминание о ней. Нет ощущения, что она во мне или снаружи. Скорее, что я в ней, в иной реальности. Нет ни звука, ни цвета, ничего… Пространство покоя и умиротворения. С реальной жизнью пока никак не связана.  Она - сама по себе, я – сама по себе со своею душевной любовью.)

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Трезвомыслие. Том 1-2.
« Ответ #43 : 10 Январь 2013, 22:39:59 »
У меня как бы сейчас получается смещаться умом из душевного в духовное, такой тренинг считаю очень полезным
Так так так...поподробнее пожалуста :-)...я записываю :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Колхозник

  • Сообщений: 3105
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Трезвомыслие. Том 1-2.
« Ответ #44 : 10 Январь 2013, 22:48:11 »
Перечитай тот отрывок из МИ что давал недавно прозелит о разделениях в нас…вникни …порассуждай. :-)