Господь обучает через уроки оставления благодати. А мысленными понятиями ума этому не обучаются.
Если можно Neovit из своего опыта поделитесь, как же ее все-таки отличать сладость от сладости? Хоть как то это можно описать?
Пожалуй, можно отметить такую разницу.
Сладость духовную трудно выдержать в течение длительного времени. Она приходит неожиданно, когда ее совсем не ждешь, сначала она удивляет своей новизной и несомненностью происхождения, затем насыщает до предела и становится невыносимой. Тогда и не хочешь отвернуться от Духа и не можешь продолжать молиться. Тело расслабляется и трудно стоять, садишься, обмякаешь от сладости и просишь прощения у Господа, что не можешь вынести больше ее. А когда она уходит, то чувствуешь радость и одновременно свое ничтожество перед Духом, а также благодарение и недоумение. Недоумение, потому что не ожидал, что после согрешений Господь может быть столь милостив.
Душевная сладость не насыщает, как обычная сладкая вода. Ее пьешь и не утоляешь жажду. Ее источник сомнителен, хоть и сладок. Ее пьешь с удовольствием, но когда она уходит, то остается привкус горечи или липкости. Радость присутствует, но тоже иного рода, смешанная с довольством собой.
Впрочем, эти различия относятся не только к сладости.
После вкушения благодати неизбежно возникает соблазн повторения духовных ощущений. Если сердце облекается в самомнение и возжелает сладости, то Господь попускает лукавому дать ее. И ум начинает имитировать своими движениями движения Духа, не обращая внимания на источник, считая себя познавшим благодать и способным ее воспринимать и отличать от подмены. Здесь лукавый очень тонко держит подмену и ум, ослепленный самомнением впадает в прелестное парение. Сразу парение не заметно, но после когда приходит отрезвение, то Господь показывает это, обучая подменам лукавого.
Иногда, когда я возжелал духовной сладости, Господь попускал воздействовать бесу блуда. И вместе с молитвой восставала бесовская блудная похоть, преодолеть которую крайне сложно, если не невозможно. Так Господь показывал мне самомнение, в которое я "
облекался, как славой" (выражение прп.СНБ). Но если такое случится с кем, то не надо отчаиваться. Господь милостив и если молящийся отрезвится и смирится до слез в покаянии (приблизительно, как описано у прп.СНБ, о чем говорил elm), то следом может неожиданно хлынуть поток благодати.
Говорю об этом, чтобы не ожидали сладости и много о ней не размышляли.