Исихазм

Автор Тема: Совесть и смущение/стремления благие и лукавые  (Прочитано 19586 раз)

Стефан

  • Сообщений: 213
    • Просмотр профиля

Последнее время все чаще возникает вопрос как отличить совесть от смущения?
Лежит ли совесть лишь в области сознания и формируется уровнем нравственности и духовности человека, или является зерном "гласа истины" свыше?
Стоит ли доверять совести человеку не стяжавшему бесстрастие от душевных страстей? Читая Отцов можно видеть, что нет, но о том в понимании, того, что совесть может не требовать там где надо, или наоборот требовать там где не надо не говорится. По этому следом возникает вопрос по мере духовного роста совесть становится требовательнее до мелочей, или мудрее и при этом напротив перестает смущать, то что смущает совесть человека еще лишь идущего к очищению?
Спрашиваю, т.к. часто смущаюсь по разным поводам и сам прихожу к выводу, что излишние смущения от Бога быть не могут.

Но если некоторые моменты смущений поддаются сознанию, которое успокаивает смущение, то есть моменты особо навязчивые. Один монах сказал, что совесть действует тихо не принуждая человека, а лишь указывая путь, а мое "жжение" с навязчивым помыслом от одного вопроса он назвал смущением бесовским (и остальное духовенство с кем общаюсь), не смотря на то, что это смущение происходит от не решимости к заповеди о том "если хочешь быть совершенным" (Мф 19:21). в контексте личного вопроса. Т.е. бес выходит может смущать и принуждая к чему-то хорошему, по своим причинам - привести к гордости, возложить бремя неудобоносимое и пр.

Но не смотря на это все же отличить совесть от смущения не всегда удается, т.к. бывает, что то, что принимаешь за смущение оказывается стоило послушать, а то, что принимал за совесть приводит к не лучшим ситуациям.
Хотелось бы узнать сталкивался ли кто-нибудь с такой проблемой и имеет ли опыт и выводы?

Теперь о второй части темы. Думаю многим часто приходят на ум какие-то мысли и стремления к переменам в жизни, но меняя что-то сложно предугадать о последствиях следуемых за этими переменами. Возможно ответ может дать рассмотрение источника этих мыслей и того, что их предвещало. На примере (за одно надеюсь получить совет в конкретной ситуации)

Закончился рождественский пост и теперь в еще более сильное смущение приводит пища. Часто даже когда благословляю купленную шоколадку перед едой происходит смущение и всякие хульные помыслы в виде обличений моего невоздержания, при чем до поста смущение было меньше. Второй момент, который хотел бы обсудить в теме - как в принципе понять стремление возникающее благое или нет? В описанной ситуации возникает стремление к воздержанию и переходу к простой пище под предлогом того, чтобы сердце было отдано одному Богу и земные удовольствия не имели такого влияния на душу, т.к. заметил, что ранние подъемы происходят легче в не постные дни, когда знаешь, что после правила поешь чего-нибудь вкусненького и такое отношение тоже приводит к смущению, и вдобавок больший ажиатаж когда трапеза обещает быть вкусной. Но вопрос в том приведет ли такой аскетический опыт к увеличению любви к Богу за счет освобождения сердца от привязанностей к земным утешениям и пошлет ли Бог в свое время утешение за такое воздержание или само смущение совести происходит от беса, который посредством его заставляет меня принять такое решение и привести к еще большей гордости от, которой я и без того страдаю постоянно и унынию от отсутствия утешений к, которому я также временами склонен?

Возвращаясь к вопросу о принятия решения о том делать шаг или нет исходя из источника. Допустим определил, что толчком к перемене было смущение от лукавого, но тогда вопрос может ли Бог попустить лукавому ввести во искушения для этого толчка, чтобы обратить его злой умысел в добро? У меня бывали такие ситуации, когда принимал решение от помысла (теперь понимаю - явно вражьего), но в итоге плод уже не смущал.
Здесь тоже принципиальный вопрос от, которого зависит принять решение или нет.

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Стефан. Согласно св.отцам смущение есть от лукавого, а совесть - голос ангела. Смущение всегда навязчива, а совесть смиренна. Вы описываете те моменты, которые ранее возникали и у меня. Мне повезло тем, что нахожусь в духовной переписке с опытным делателем Иисусовой молитвы, который и рекомендовал жить просто. Нет поста - ем все подряд и не забиваю себе этим голову. Пришел пост - пощюсь по мере своих сил немощных. Вот вам наставление , но не мое, а неизвестного монаха мирянинам:
"Наставления неизвестного старца христианам живущим в миру:

1. В минуту отчаяния знайте, что не Господь оставляет вас, а вы – Господа. Во имя Божие, вот как приказываю вам жить, когда вы бываете одни: хотя бы и скорбно вам было, хотя бы и не хотелось – всегда мысленно сердцем вашим призывайте Господа Иисуса Христа, живущего в душе вашей.

2. Чем можете соблазнить или оскорбить живущих с вами ближних, того отнюдь не делайте; а если они оскорбят вас, смотрите на это не как на оскорбление, а как на приготовленное вам от Господа Бога орудие, которым, если захотите, можете истребить в себе всякую нечистоту сердечную.

3. Прежде, нежели что скажете, рассудите, не оскорбит ли ваше слово или дело Бога или ближнего.

4. Прошу вас, други мои, не пренебрегайте никаким средством, которым можно угодить Богу, а таких средств множество: ласковое обращение с людьми, утешение печального, заступление обиженного, подаяние неимущему, отвращение очей от дурных предметов, противостояние дурным помыслам, понуждение себя на молитву; терпение, милосердие, справедливость и прочее тому подобное. Исполнение этих священных добродетелей привлечет к вам всесильную помощь Божию, а с нею одолеете все трудное, прежде казавшееся невозможным к преодолению нашими силами.

5. Всячески остерегайся на что-нибудь сердиться: всякая неприятность не сама по себе постигает нас, но допускается промыслом Божиим для тех же спасительных целей, для коих святого апостола Павла постигали беды в реках, беды от разбойник, беды от сродник, беды от язык, беды во градех, беды в пустыни, беды в мори, беды во лжебратии (2 Кор. 11, 26), внеуду брани, внутрьуду – болезни.

6. Зная это, не обращайте внимания на то, кто обидел вас и за что обидел, а только помните, что никто не осмелился бы нанести вам оскорбление, если бы не Господь хотел допустить это, и поэтому благодарите лучше Господа, что постигающими вас скорбями Он ясно показывает, что вы Ему не чужие, и ведет вас в Царство Небесное. Писание Святое глаголет: аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог. Который бо есть сын, егоже не наказует отец(Евр. 12, 7).

7. Оставляйте суровость всегда и будьте пред Господом в обхождении с людьми как дети незлобивые.

8. Подозрительность – совсем не христианское свойство, и поэтому не усваивайте его. Мудрости же, осторожности и непорочности требует от нас Сам Бог чрез Священное Писание: будите мудри, яко змия, и цели, яко голубие.

9. Всегда держитесь средины: крайности нигде и ни в чем не похвальны. Помните старческое слово: могущему понести, все возвести.

10. Обращайтесь с ближними весело и с любовию. Любите их, служите им – они дороги: за них пролита кровь Спасителя, они – члены Христовы. Не оскорбляйте их даже едва заметным знаком.

11. Не вспоминайте с упреком о прошедшем, иначе Господь Бог вспомнит и взыщет с вас то, что уже простил вам.

12. В унынии заставляйте и сердце, и язык ваш молиться так: Господи, спаси мя – погибаю!
 
13. Злое побеждайте добром: худого худым исправить нельзя.

14. В минуту вспыльчивости молчите и творите молитву Иисусову.

15. Не оправдывайтесь, не спорьте, снисходите к характерам и летам. Утешайте всех и каждого, чем можете: не осуждайте никого, не платите злом за зло: всех любите, всех прощайте, всем будьте слугами.

16. Переносите нетерпеливость, бестолковость, невежество, напрасный гнев – все без прекословия.

17. Когда возымеете к кому-нибудь невольное чувство неприязни, старайтесь победить это греховное чувство; заставьте себя так молиться: спаси, Господи, раба Твоего (такого-то) и святыми его молитвами умири сердце мое. Принудьте себя оказывать нелюбимому человеку всякого рода внимание и услуги – и Господь, видя доброе ваше намерение, не только вырвет из сердца вашего греховную неприязнь, но и его самого исполнит святою любовию.

18. Всю жизнь перед каждым своим действием руководитесь следующим христианским рассуждением: задуманное мною действие не противно ли воле Божией, не губительно ли оно для души моей, не обидно ли оно для ближнего? Если по строгом исследовании совесть не зазирает вас, то намерение свое приводите в исполнение, а если зазирает – удержитесь от исполнения.

19. Жизнь нам дана только для того, чтобы мы славили Бога, благотворили ближнему и достигали Вечного Царства указанным в Евангелии тесным путем, а не для того, чтобы веселиться в ней: блажени плачущий ныне – а не смеющиеся.

20. Но в чем состоит смирение? По моему мнению, оно состоит в том, что человек считает себя грешнее всех, никого не унижает и не оскорбляет, не осуждает, внимает лишь себе и не ищет ни богатства, ни славы, ни похвалы, ни чести, считая себя вовсе того недостойным; мужественно терпит уничижение, брань, укорение, признавая себя в сердце своем заслужившим это; со всеми обращается радушно, всякому с любовию готов служить, не видит своих добрых дел и не говорит о них без нужды. Подобного смирения испрашиваю вам у Господа Бога, чада мои, потому что оно не только избавит вас от греха, но и приведет в любовь к Тому, Кто смирил Себя до смерти, смерти же крестныя.

21. Любовь покрывает множество грехов. Если вы будете печальным – утешением, несчастным – облегчением, бедному – помощию, сироте – отцом и матерью, больному – упокоением, слуге – милостивым, заблудшему – руководителем ко спасению и всякому христианину – усердным по возможности служителем, то за такую любовь вашу к меньшим братиям и членам Господа нашего Иисуса Христа не только изгладятся грехи ваши, но и узрите Господа лицом к лицу и возрадуетесь вовеки.

22. Не дела собственно спасут нас, а милость Божия, если мы творим дела только во имя Господа Иисуса Христа, Который да не лишит вас, другов моих, милости Своей во все дни живота вашего. Слабы ли вы, дурны ли – все прибегайте к милосердному Господу Иисусу Христу и надейтесь на Него крепко: эта надежда не посрамит вас вовеки.

23. Не презирайте слов моих и не считайте их трудными к исполнению: для Господа и с Господом все трудное нетрудно и все скорбное нескорбно.

Источник (с сокращениями и правкой редакции): http://azbyka.ru/

Стефан

  • Сообщений: 213
    • Просмотр профиля

Наставления эти я думаю излагают практически все Святые Отцы. Как правильно все знаем, а на деле душа разум не слушается, даже в момент настоящего, когда осознаешь, что раздражаться грех, а успокоиться не выходит и молитва не идет..
По поводу навязчивости как критерия различия совести от смущение, спасибо, что подтвердили мои сомнения. Но замечаю, что когда ем сыто, часто внутри происходит какое-то волнение когда подхожу к границе "сыто", и если дойти до этой границы и не прекратить (не до границы когда сыто, а когда внутри предупреждение, что она близко, т.е. подойдя вплотную к ней), то потом вставая на молитву "Благодарим Тя Христе Боже наш, яко насытил.." и вот тут мысль "а Бог ли насытил так или я сам в угоду чреву?", и при этом легкость в теле пропадает, а иногда через пол часа чувствуешь, что не просто "досыта", а скорее уже "пере".. Если же остановиться, то молитву читаешь с большей благодарностью. У меня вопрос родился, а поступая по совести допустимо ли осознание, что поступаешь правильно? Т.е. правая рука знает, что делает левая. Допустимо ли ощущение "романтики" от поста и мелких подвигов? Ведь романтика это по сути любовь к какому-либо аспекту жизни, но любовь душевная.

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Стефан. Поставленные вами вопросы - это вопросы воцерковляющегося. К сожалению вы опытно не познали что такое Божественная благодать. Если будете переливать из пустого в порожнее, то на месте и останетесь.

stranik

  • 3
  • Сообщений: 2635
    • Просмотр профиля

Как бы эти наставления не настроили на то что надо не обсуждая ничего по своему глубокому смирению не стал бы человек быть просто вдали от христиан и Иисуса христа-Надо ведь принять участия кто учести не имеет..В семье сплошь и рядом муж и жена идут не в ногу-один свё может пропивать разорять другая половина выбится из сил кормя его и детей..Другая может загнать в дальния края мужа на зароботки и прогуливать всё что он бедолага там в унижениях зарабатывает и дети могут в погоне за богатыми друзьями выматать родителей тянуть всё на себя что бы не отпасть от тусовок -от крутых,другим остается надежда на грабежы на какие то революции-просто на наследства а они долгожители..Вообще если бы все в ногу семьи шли к добру-жизнь была бы очень лёгкой..Всем бы всего было достаточно..Злые губят нас -как плохо со свирепыми,вспыльчивыми -жены незнают в какой момент получат удар,мужчины надеясь на смелость идут защищать свою или чужую честь незная промысла Бога и хитрости Сатаны -иногда люди путают и получают то нож в спину то в живот -а вроде было бы всё как в поединке -надавал негодяю и пошел героем ...
А Сатана показал ему кто победитель в поединках физических-кто с ним тот и победил а кому надавали тот пошел с побитым Иисусом -погнали наших еще в первом веке -чего уж там -надо подставить бок или щеку,..Пущай лепят и нам по традиции христианской -чего выдумывать..В США все боятся сдавать оружие..По шатам идут убийства из боевых оружий а народ боится сдавать его...Одна надежда у демократии на кольт и тот отняли.. 

Колхозник

  • Сообщений: 3117
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Стефан, когда у аскета появляется вопросов больше чем ответов, то нужно оттачивать рассудительность. Найдите человека в котором развита эта добродетель и вместе с ним сознательно развивайте ее в себе. В этом смысле, лично мне кроме всего прочего еще помогало чтение Притч Соломона. 

Вы наверняка читали у с. о. что всеохватная работа над страстями и помыслами это удел опытных и совершенных. Поэтому на начальных этапах рекомендуют выделять главное и работать над этим, со всем остальным по мере сил. Глупо требовать от себя большего, чем вы можете сейчас себе позволить не надрываясь. Это одно из правил золотого пути или золотой середины.

И еще можно найти у с. о. то что аскеза для людей с врожденной душевной утонченностью не должна быть такой же как для тех кто имеет как бы жесткие, каменные души. Излишняя утонченность чувств при помощи аскезы для первых, может быть оч опасна.

Стефан

  • Сообщений: 213
    • Просмотр профиля

Цитировать
Стефан. Поставленные вами вопросы - это вопросы воцерковляющегося. К сожалению вы опытно не познали что такое Божественная благодать. Если будете переливать из пустого в порожнее, то на месте и останетесь.
Виктор, надеюсь на ваше понимание и терпение. Но вот этими словами вы задели мою гордыню. Да, я действительно скорее всего не познал, что такое благодать. Но вопрос в том, что прочитав это сообщение я испытал смущение, даже с проявлениями на физическом уровне. Можно было перенаправить это смущение упрекнув себя, как всегда делаю и тогда бы было ощущение плача, но сейчас я попробовал не упрекать себя, но вопрос - правильно так делать и как избежать, чтобы это смущение не перешло в агрессию направленную во вне, вместо упрека и "плача" внутрь?
Да, Виктор, я действительно воцервклятся только начал активно с Пасхи, но весь образ жизни я подчинил христианству - с миром не общаюсь, сижу дома, читаю правила, Св. Отцов, Писание, если приходит помысл суждение (про осуждение вообще молчу) тут же укоряю себя, думаю о уходе из мира. Говорю ли я это из тщеславия - в том числе наверное (хотя сейчас - о чудо! - услаждения нет), но больше для того, чтобы было понятно откуда могут расти ноги моей гордости. Такая жизнь и приводит к тому, что крайне уязвляюсь и начинаю оправдываться если, кто-то подозревает меня в нерадивой жизни, а после сильно смущаюсь от этого. Видя свою зараженность этим грехом и происходит внутренний плачь, от которого очень часто испытываю чувство печали (но утешусь ли?). Признаком печали по Брянчанинову является не самоукорения, но как раз его у меня с избытком. Коль меня так просто задеть, то думаю понятно, что гордость моя раздута дальше некуда.. Извините если из пустого в порожнее, но рассудительности у меня мало - сознаю..
Колхозник, главная выходит - тщеславие и гордость, про любовь к пище не говорю, т.к. про переход на простую еду я писал выше - не уверен не будет ли это еще больше надмевать меня в своих глазах. Отцы говорят, что нужно любить бесславие больше славы, но путь к этому никто не указывает, вместе с тем говоря, что должно плакать о грехах, что делаю, но тот ли это путь, если нервы могут не выдержать?

Вот про совесть еще момент заметил. На примере: иногда перед тем как попить вечером встаешь перед вопросом "Попить, чтоб удовольствие получить (како например) или просто воды?", и вот попив како смущения не ощущаешь (или почти не ощущаешь), а попив воды какое-то внутреннее удовлетворение, не услаждение чувственное, а именно одним сознанием, в виде спокойствия от понимания того, что поступил правильно. И это не лучший пример, но таких мелочей по 100 на дню.
Но вот недавно прочитал у архимандрита Лазаря:
"Но знают и иное коварство злые духи: они могут удалиться надолго, даже оставить по Удалении своем в человеке самые, казалось бы, спасительные и благодатные настроения души; даже как бы ревность к добрым делам, к святым подвигам, горячее рвение к молитвенным занятиям, к посту, к бдению; даже трепетное желание творить дела милосердия, любить всех людей, помогать бедным и спасать несчастных; даже — силу терпения, чтоб сносить иногда поношения и оплевания, желание говорить о себе униженно и совершать некоторые труды покаяния и т. п. Все это не только действует в человеке без противодействия бесов, но они же еще незаметно разжигают и поощряют такие движения и настроения души, — только при всем при этом злые духи тонко касаются нашего тщеславия и в глубине сердца продолжают кадить свой фимиам идолу нашей гордыни. Демоны как будто удалились, но они пристально следят за тем, чтоб не погас этот гордостный огонек в нашей душе. И вот: человек живет по наружности прекрасно — ревностен, скромен, правдив, милосерд, нестяжателен, как будто исполнителен во всем; он даже иногда скорбит о своих прегрешениях, иногда даже очень болезненно переживает какой-нибудь малый свой проступок; он жаждет чистоты и совершенства; он терпит оскорбления, совершает многие и многие кажущиеся вполне достойными добродетели; но при этом тот фимиам иному богу — идолу "я" — не перестает куриться в глубине сердца, с каждым подвигом все сгущается, с каждым "добрым" делом все больше упитывает нашу гордыню. "
Опять таки понимаю свое неразумие, по тому встаю перед вопросом, как можно делать что-то хорошее или следовать совести (не в явных вещах против совести, а в мелочах), чтобы не взращивать "я"? Я приписываю все хорошее не себе, а только лишь Богу, т.к. понимаю, что если бы не Он, то я бы с среду с пятницей не прожил бы без стакана молока, не то, что жизнь изменить, но не смотря на это понимаю, что когда кто-то задевает мой образ жизни или подозревает в неправедности, то тут же прихожу в смущение...

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Стефан, Вы ведь семейный человек?!  :?
Господь доверил Вам наиважнейшее дело - заботиться о дарованных Им ближних...разве Он не показал, как это должно делать, чтобы научится любить и ближнего и Господа в его лице?  :-)
все просто - научитесь терпеливо и с любовью "мыть ноги" своим ближним и это поможет Вам разобраться в своем внутреннем: различить голос совести и разрешить все имеющиеся смущения и недоумения... :-)

Стефан

  • Сообщений: 213
    • Просмотр профиля

Gabriel, если вы о том живу-ли я с родителями - то да =)
Последнее время состояние подавленное, смущают хульные помыслы, не в смысле хулы в прямом смысле слова, а скорее клеветы на жестокость Бога и помыслы неверия, которые и остается разве, что не отождествлять с собой иначе в раскаивании можно до отчаяния дойти.
Вот думаю может ли быть этот кризис связан с тем, что реже стал слушать голос принимаемый за совесть?
Из примеров того, за что осуждает меня этот соперник:
Почесался во время молитвы - если не наложил креста после этого - проявил непочтение Богу
Во время плача нос забит - терпи, не сморкайся, смиряйся
Перед чтением покаяннаго канона захотел вкусного сока попить? Пей воду - ты же каяться собрался.
Заподозрил человека - откажи себе во вкусной пище - накажи себя сам.
И вот если этих и подобных этим требований не исполняешь, то становиться на душе скверно. Но если с первыми двумя требованиями со временем становится все ясно, в плане абсурдности требований "совести", то в двух других случаях не ясно. Но все ничего, но когда начинаешь слушаться в одном, совесть начинает придираться все к большим и большим мелочам, и хоть духовно вроде и легче, но физически невыносимо делается.
Кто что думает? Как найти грань чему внимать, а что игнорировать и как избежать чувства вины при игнорировании?
p.s.
а может у меня вообще проблемы со психикой?...хм...

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Бедняжка Стефан... :cry:
Чешите свой нос, сморкайтесь и пейте сок вместо воды на здоровье, ибо любовь к Богу с подобного рода глупостями абсолютно не связана... :-)
Все эти "хульные" помыслы - не Ваши... в игнор их все.... 8-)

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля


Кто что думает? Как найти грань чему внимать, а что игнорировать и как избежать чувства вины при игнорировании?
p.s.
а может у меня вообще проблемы со психикой?...хм...

Надо не внимать и не игнорировать (то бишь не принимать и не отвергать).
Потому что каждый помысел, за который вы цепляетесь, лишь сильнее запутывает вас в паутину.
Лучше учиться просто отстраненно наблюдать за собственными помыслами, избегая давать им оценку.

PS. Насчет проблем с психикой - если вы будете продолжать в том же духе, то скорее всего они у вас возникнут. Я тоже в свое время на начальном этапе "довнимался" до того, что пришлось навестить психиатра. Хорошо еще, что сам догадался вовремя пойти, не стал ждать, когда  санитары в чумовозе приедут. Прием у психиатра, бесспорно, очень интересный этап в умном делании, но проходить его необязательно :)

иерей Андрей

  • Сообщений: 467
  • Гриша, Саша, Ксюша - помолитесь о них
    • Просмотр профиля

" Но все ничего, но когда начинаешь слушаться в одном, совесть начинает придираться все к большим и большим мелочам, и хоть духовно вроде и легче, но физически невыносимо делается.
Кто что думает? Как найти грань чему внимать, а что игнорировать и как избежать чувства вины при игнорировании?"


   Я на службе читаю молитву... в ней говориться - "избави мя от совести лукавой".  Значит совесть может обманываться. Будь тут Игорь, он бы сказал наверное - молись и делай что хочешь.
То есть, в данном случае пожалуй: делай основное, сосредоточься на молитве, а совесть со временем обучиться различению добра и зла, важного и второстепенного. А насчёт чувства вины, совесть тоже разберётся - вина ли эта перед ущемлённым самолюбием (не перед Богом), или вовсе даже и не вина( хотя бы ты так раньше думал), а ощущение отделённости своего ума и сердца от Бога. Первого надо избегать, а второе не избегать надо, а держать перед Богом( а значит и пред собой) открывая Ему эту рану, познавая всё глубже нужду в Спасителе и в настоящей Жизни. 

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

   Я на службе читаю молитву... в ней говориться - "избави мя от совести лукавой".  Значит совесть может обманываться.
Отец Андрей, эти слова немного о другом. Лукавая совесть - та, которая ищет оправдания во грехах. У Стефана другое - он отягощает свою совесть мелочами. Согласна с вами, что "совесть со временем обучиться различению добра и зла, важного и второстепенного." И в том, что надо сосредоточиться на молитве.

Помощи Божией, Стефан.
Христос воскресе, радость моя!

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

" Но все ничего, но когда начинаешь слушаться в одном, совесть начинает придираться все к большим и большим мелочам, и хоть духовно вроде и легче, но физически невыносимо делается.
Кто что думает? Как найти грань чему внимать, а что игнорировать и как избежать чувства вины при игнорировании?"


   Я на службе читаю молитву... в ней говориться - "избави мя от совести лукавой".  Значит совесть может обманываться. Будь тут Игорь, он бы сказал наверное - молись и делай что хочешь.
То есть, в данном случае пожалуй: делай основное, сосредоточься на молитве, а совесть со временем обучиться различению добра и зла, важного и второстепенного. А насчёт чувства вины, совесть тоже разберётся - вина ли эта перед ущемлённым самолюбием (не перед Богом), или вовсе даже и не вина( хотя бы ты так раньше думал), а ощущение отделённости своего ума и сердца от Бога. Первого надо избегать, а второе не избегать надо, а держать перед Богом( а значит и пред собой) открывая Ему эту рану, познавая всё глубже нужду в Спасителе и в настоящей Жизни. 

 Просто оставьте суд Судие, законы Вы знаете. Вы свободны - и это не просто вседозволенность, это и ответственность. Вседозволенность в купе с ответственностью и делает Вас человеком.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Почесался во время молитвы - если не наложил креста после этого - проявил непочтение Богу
Во время плача нос забит - терпи, не сморкайся, смиряйся
Перед чтением покаяннаго канона захотел вкусного сока попить? Пей воду - ты же каяться собрался.
Заподозрил человека - откажи себе во вкусной пище - накажи себя сам.
эх...как только человек не выкручивается лишь бы отозвать ум от молитвы и поуслаждаться собой...пока на найдутся силы и не произойдет принятия себя, не будет никаких плодов покаяния...хоть пей. хоть не пей сок...если примешь себя это и будет первый плод...в этом и будет смирение, а не в соплях...а так только и будешь как цепной пес реагировать на команды фас...и продолжать бесовскую дрессировку...можно конечно радостно кружиться посреди бесов и махать хвостом но причем тут Бог и молитва...
через все темы к Вам Стефан не раз обращались с просьбой отстраненно наблюдать, развивать в себе наблюдательность, вырабатывать ровность ума, вообщем работать над собой....но видимо Вы предпочитаете прозябать в лености и тупо реагировать...Ваше право что тут сказать... :?