Исихазм

Автор Тема: Виноват ли Человек в Отпадении всего Мiра?  (Прочитано 81740 раз)

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Но, как понял у Отцов, в Духе - это немного другое. Чаще всего, радостно-печальный, тихий плач.
Отсюда ещё возник вопрос: радость Пасхи громкая или тихая? Если от Бога, а не от прелестного мнения, чрева и прочих излишеств.
Ещё из отцов:
Цитировать
3. Каким образом достигается действие. Действие Духа, которого мы таинственно получили в крещении, приобретается двумя способами. Прежде всего следует вообще сказать, что дар [Святого Духа] открывается исполнением заповедей с помощью великого и долговременного труда, как сказал подвижник Марк. И поскольку мы совершаем заповеди, постольку явно озаряет нас [Дух] свойственными Ему блистаниями. Во-вторых, Дух Святой является в послушании чрез познание и непрерывное призывание Господа Иисуса, то есть чрез память о Боге. Навыком к первому образу жизни [дар благодати] находится медленнее, навыком же ко второму — ускореннее, если [только] напряженно и терпеливо копать землю в поисках золота [благодати]. И если мы желаем найти и познать истину, не блуждая, то будем стремиться иметь лишь одно сердечное действие, совершенно безвидное и необразное, а мечтательно не станем, [как] в зеркале, усматривать ни образа, ни очертания лица, по-видимому, кого-либо из святых, ни созерцать света, [так как] прелесть, особенно вначале, обыкновенно вводит ум неопытных этими призраками в заблуждение. Будем заботиться только об одном, чтобы иметь совершающимся в сердце действие молитвы, согревающее и радующее ум и воспламеняющее душу к невыразимой любви Бога и людей. Потому видящему происходящее от молитвы [требуется] немалое сокрушение и смирение, тем более что даже у новоначальных молитва есть всегда движущее внутреннее действие Святого Духа, в начале распространяющееся из сердца как огонь радости, в конце же проявляющееся как благоухающий свет.

4. Признаки начала [действия] молитвы в тех, которые ищут его правильно, а не как любопытствующие, таковы, согласно Премудрости, сказавшей, что она приобретается теми, кто не испытует ее, и тем является, кто в нее верит (см.: Прем. 1, 2). В некоторых действие] ее сказывается как восходящий свет, в других — как трепетная радость, в прочих — как радость, в иных — как смешение радости и страха, в некоторых — как трепет и радость, иногда же — как слезы и страх. Радуется душа промышлению и милосердию Божию, страшится и трепещет Его пришествия, будучи виновной во многих грехах. У иных вначале происходит неописуемое сокрушение и крайнее напряжение души, подобно скорби рождающей и страдающей в муках рождения, по Писанию (см.: Откр. 12, 2), так как живое и действенное Слово, то есть Иисус, как говорит апостол, проходит до разделения души и тела, суставов и мозгов (см.: Евр. 4, 12), чтобы насильственно отсечь страсти от всех частей души и тела. В других [подвижниках] просвечивают несокрушимый мир и любовь в отношении всех, в прочих — радость, которую отцы часто называют взыгранием, как силу духа, и движением живого сердца. Это [состояние] еще именуется биением и дыханием Духа, невыразимо обращающегося от нас к Богу (см.: Рим. 8, 26). Исаия называет его волной правды Божией, великий Ефрем — острием, а Господь — источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 14). Водой, бьющей в сердце и разливающейся с великой напряженной силой, [Господь] собственно назвал [благодать] Духа.

5. Взыграние, или радость, имеет два различия, именно: есть радость спокойного характера, которая именуется биением, воздыханием и рассуждением духа, и есть бурная сердечная радость, называемая игранием [духа], восторженным движением, или трепетанием, или величественным взлетом живого сердца в Божественную воздушную сферу. Окрыляемая ревностью от Божественного Духа и освобожденная от оков страстей, душа прежде смерти пытается возвыситься к небу, неудержимо стремясь освободиться от тяжести [тела]. Это [переживание] носит название волнения, воскипения и возбуждения духа [соответственно словам]: Иисус Сам восскорбел духом, сильно возмутился и сказал: где вы положили его? (Ин. 11, 33—34). Божественный же Давид указывает на рознь великого и малого восторгов, говоря: Горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы (Пс. 113, 4). Это он сказал о совершенных и новоначальных подвижниках. [Иначе] было бы непонятным, если бы о бездушных, а не об одушевленныхгорах и холмах вспоминал как о прыгающих.

6. Следует знать, что Божественный страх не имеет трепета, но трепетную радость, образующуюся с помощью молитвы в пламени Божественного страха. Здесь я разумею трепет не радости, а гнева или наказания и оставления [свыше]; страх же [предполагаю] не от трепета перед гневом или наказанием, но от мудрости, которая называется началом премудрости. Страх, называемый у отцов двойственным, разделяется трояко: на вводный, совершенный и именуемый собственно трепетом, то есть колебанием и сокрушением.

7. Трепет имеет многообразные оттенки: один — от гнева, другой — от радости, следующий — от плотской страсти (когда вследствие избытка крови около сердца, как говорят, происходит кипение), иной — от старости, так же от греха или прелести, иной — от проклятия, павшего на человеческий род чрез Каина. Сверх того, в начале подвижника борют трепет радости и трепет от греха. Трепет [по природе своей] бывает не у всех одинаковый. Его признаки двоякие: во-первых, трепетный восторг в великой радости и слезах, которыми благодать утешает душу; во-вторых, неумеренное раэгорячение, гордость и жгущее душу жестокосердие, возбуждающее члены [тела] к сожительству или к телесной связи и любви и вызывающее разврат чрез согласие души с мечтаниями.

8. У всякого новоначального двояко действие [опыта] и без смешения двойственным образом совершается в сердце: одно — от благодати и другое — от прелести. Великий Марк Подвижник так свидетельствует об этом, говоря: "Есть действие духовное и есть сатанинское действие, неизвестное разве младенцу". И еще есть троякая теплота действия, возгреваемая в людях то благодатью, то прелестью и грехом, то переполнением кровью, которое Фалассий Африканский называл растворением и смешением, укрощаемым и усмиряемым умеренным воздержанием.

9. Действие благодати есть сила огня Духа, которая в радости и веселии сердца движет, укрепляет, согревает и очищает душу, прекращает как бы на час помыслы и временно умерщвляет телесное движение. Признаки и плоды [благодати], обнаруживающие истину и непоколебимо удостоверяющие нас в ней, таковы: слезы, сокрушение, смирение, воздержание, молчание, терпение, замкнутость и прочие [добродетели] этого рода.

10. Действие прелести есть воспламенение греха, разгорячающее душу в услаждении, пробуждающее бешеное страстное влечение к плотскому сожительству в телесном движении. По святому Диадоху, беспорядочно и бессмысленно все, что отличается неразумной радостью, или все, что, по справедливому выражению, непитательно, весьма содействует страстности теплохладными наслаждениями и доставляет похоти при сотрудничестве ненасытного чрева вещество разжигающего удовольствия. Отсюда [действие прелести] привлекает и разгорячает к плотскому смешению и по той причине движет, жжет и приковывает к себе душу, чтобы человек навыком в сладострастии мало-помалу изгонял из себя благодать.
-----------------------------------------------------------------
Преп. Григорий Синаит
О безмолвии и молитве. 10 глав
-----------------------------------------------------------
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Чувства бывают душевные и духовные...
Однажды обнаружив духовные чувства...т.е. чувства возникающие при соединении души с Духом...уже достаточно трудно спутать их с душевными...т.е. со своими...
Игорь, со всем согласен, и те цитаты, что Вы привели, так же находил у многих Отцов.
Вопрос тогда так: в Духе и Духом - две разные вещи?
Думается, что да. Сторонняя помощь Святого Духа, осенение, Благодать, действие на душу и тело - это одно. Бог рядом, но не во мне.
А в Духе - это Бог уже в сердце. Т.е. совсем другое.
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

Не знаю... Я не вижу демонической ПРИРОДЫ мироустройства. Скорее потому, что ее нет. Мироустройство никак не демонично, хотя эти силы действуют в мире. И ИМХО для умоперемены как раз важно обратное, а именно увидеть Божественное устроение мира во всех его проявлениях и удерживаться в этом видении. Видеть и промысел и попечение во всем. Говорить же о демоническом мироустройстве - все равно что признавать возможность даже существования двух творцов. Которые борются на равных. Что мне претит. Скорее мне понятна свободная воля каждого и при этом абсолютно свободная воля Творца, которая промыслительно и животворяще действует независимо от остального. У зла нет даже относительной возможности победить. Оно всегда ниже. И оно обособлено и часть, что само по себе онулирует что либо абсолютное. И как часть - оно искажение, а не природа. Зло этого мира - искаженная природа, а не природа по замыслу. Плоть враг не по природе, а по искажению природных свойств плоти. Приведи плоть в порядок, поставь ее на свое место - и она мгновенно станет благом. И обретет смысл и вечность....
Респект, Родион!
Христос воскресе, радость моя!

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

. Поэтому главное в работе - душа, а потом уже тело, как связанное с ней.
Это понятно...это вытекает из предположения...
Но если тело проклято...то несколько меняется направление действий...т.е. кроме изменения части души связанной с телом...необходимо и преображение ТЕЛА...

Проклятие тела - это предположение. Иисус говорил другое.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Респект, Родион!
Мне дико нравится как оба вы буквально "прёте" [прошу прощения за не слишком литературный глагол] против очевидности. Вся наша несчастная планета пребывает в состоянии полнейшей Богооставленности, злодеяние только возрастает в мире. XXI век ещё не развернулся во всей своей "красе", а он, несомненно, намерен переплюнуть век XX-ый по размаху гекатомб. А вам всё - славно, "лютики-цветочки"... :|
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

ИМХО стоит увидеть в мире не только зло. Есть и благо. Бог не оставляет этот мир, и животворит его. Не взирая на то, что люди уходят от Бога.И стандартное - "хочешь изменить мир, начни с себя" никто не отменял. )
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

ИМХО стоит увидеть в мире не только зло. Есть и благо. Бог не оставляет этот мир, и животворит его. Не взирая на то, что люди уходят от Бога.И стандартное - "хочешь изменить мир, начни с себя" никто не отменял. )
Всё правильно, так и есть. Несомненно, Любовь присутствует в мире, Молитва также имеет место, чистая и безусловная Дружба также встречается. С этим я и не спорю. Мало того, Господня Благодать всё же прорывает демонскую блокаду ко званым и избранным.

Но... Мир этот пусть меняют "свидетели Иеговы" и проч. протестанты, нам же, православным, нет времени и сил на исправление мира, хватило бы времени личной жизни для избавления от "обморока" души, от морока мира.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Цитировать
Вся наша несчастная планета пребывает в состоянии полнейшей Богооставленности, злодеяние только возрастает в мире. XXI век ещё не развернулся во всей своей "красе", а он, несомненно, намерен переплюнуть век XX-ый по размаху гекатомб.
Но это вовсе не повод поддаваться панике, а лишь повод усерднее "работать" над собой... "любимым"... :wink:
Отсутствие внутреннего мiра искажает трезвенное восприятие мира внешнего... :-)

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Но это вовсе не повод поддаваться панике, а лишь повод усерднее "работать" над собой... "любимым"... :wink:
Отсутствие внутреннего мира искажает трезвенное восприятие мiра внешнего... :-)
В этой ветке речь идёт не о панике, а, наоборот, о трезвом взгляде на суть вещей. Имеется тревожный вопрос об уместности наших собственных усилий по самоисправлению [и, может быть, эфемерной надежды на Господню помощь] при полной непробиваемости демонической блокады всей планеты. Как-то так.

[Посчитал нужным поменять местами "и" и "i" в цитате, sorry... ...из-за изчезновения "i" из русского алфавита, многие до сих пор думают, что роман Льва Толстого написан о войне и мире, в то время как он - о войне и мiре. :-)]
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Но это вовсе не повод поддаваться панике, а лишь повод усерднее "работать" над собой... "любимым"... :wink:
Отсутствие внутреннего мира искажает трезвенное восприятие мiра внешнего... :-)
В этой ветке речь идёт не о панике, а, наоборот, о трезвом взгляде на суть вещей. Имеется тревожный вопрос об уместности наших собственных усилий по самоисправлению [и, может быть, эфемерной надежды на Господню помощь] при полной непробиваемости демонической блокады всей планеты. Как-то так.

[Посчитал нужным поменять местами "и" и "i" в цитате, sorry... ...из-за изчезновения "i" из русского алфавита, многие до сих пор думают, что роман Льва Толстого написан о войне и мире, в то время как он - о войне и мiре. :-)]

На вопрос об уместности наших собственных усилий по самоисправлению, давно известен ответ: Господь и намерение целует... :-)
А непробиваемость демонической блокады планеты явно преувеличена, ибо для Святого Духа не существует  непробиваемых блокад...в ином случае, наше воплощение было бы просто бессмысленно...  :-)

Благо дарю за исправления... :-)

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

об исправлении мiра:

Цитировать
Случилось это давно, еще во времена СССР и известной коммунистической дружбы между нашими странами. Делегацию советских китаистов, которые откровенно скучали в Шанхае, играли в домино и иногда отправляли пространные отчеты руководству, один из местных коллег пригласил посмотреть на ритуал вызывания дождя.

«В одной провинции уже много месяцев не было дождя. Гибнет урожай, людям грозит голод.
Крестьяне собрали все деньги и решили пригласить из соседней провинции вызывателя дождя. Вам, наверное, будет интересно посмотреть на него. Только учтите: я вам ничего не говорил, потому что коммунистическая партия Китая колдовство решительно не одобряет».

Ученые, конечно, заинтересовались и отправились в дорогу. Приехали в деревню, а туда уже приехал вызыватель дождя — маленький сухонький старичок. Он поселился в хижине на окраине деревни и запросил чашку риса в день. А с учеными разговаривать отказался. Старейшина деревни сказал: сейчас заклинателю нужно сосредоточиться, подождите, пока он выполнит свою работу.

На третий день пошел дождь. Старичок взял свои деньги, немалые по местным меркам, и собрался в обратный путь. Старейшина опять передал ему просьбу ученых. На этот раз заклинатель согласился уделить им немного времени.

- Расскажите, как вы вызвали дождь, — Наверное, существует какой-то специальный ритуал? Он передается по наследству?

- Вы с ума сошли?! — удивился старичок. — Я вызвал дождь? Неужели вы могли подумать, что я, обычный человек, могу управлять могучими стихиями?!

- Но что же тогда вы сделали? — с недоумением спросили ученые — Ведь дождя-то не было столько месяцев, а тут как по заказу — пошел.

- Никто не может изменить ничего, кроме себя, — назидательно сказал старичок. — Но каждый может научиться управлять собой. Я, скажу без ложной скромности, достиг некоторых вершин в этом искусстве. И вот я приехал сюда, в правильном, гармоничном состоянии, и увидел, что здесь все не так. Нарушен порядок вещей, гибнет урожай, люди в отчаянии. Я не могу этого изменить. Единственное, что я могу, — это изменить себя, то есть стать неправильным, присоединиться к тому, что здесь происходит. Я это сделал.

- Ну, а что потом? Откуда дождь?

- Что ж тут непонятного. Потом я, естественно, работал с собой, возвращая себя обратно в правильное состояние. Но поскольку я был уже единым целым со всем происходящим здесь, то и оно вместе со мной вернулось на правильный путь. А правильным для этой земли был ее полив. Поэтому и пошел дождь. А вовсе не потому, что я его вызвал.
Сказанное здесь отлично согласуется с этими словами МИ о нашем посредничестве в приведении всего разделенного творения – к единству, в Боге.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3180.0
Что вовсе неудивительно  :-)

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

Мне дико нравится как оба вы буквально "прёте" [прошу прощения за не слишком литературный глагол] против очевидности. Вся наша несчастная планета пребывает в состоянии полнейшей Богооставленности, злодеяние только возрастает в мире. XXI век ещё не развернулся во всей своей "красе", а он, несомненно, намерен переплюнуть век XX-ый по размаху гекатомб. А вам всё - славно, "лютики-цветочки"... :|
А мне, Леонид, совсем не нравится ваше навязывание форумчанам, мне в частности, своих еретических идей. Мы уже все это слышали. Вас поняли. С вами не согласились (кроме доверчивого Игоря). Ну, и чего вы все время говорите об этом, да еще и с позиции непреложной истины? Попробуйте на минутку представить, что вы ошибаетесь. Что тогда получится? Что вы созданный Творцом мир облажали донельзя. Он сказал: "Хорошо весьма!" А вы говорите: "Лажа! Уродство!" Вы говорите, что мы прём против очевидности. А для меня совсем не очевидно то, что вы говорите. Я вижу откровенное заблуждение и желание в своей гордыни навязать это заблуждение всем. Для меня не очевидна "полнейшая Богооставленность". Я вижу действие Божие в мире, вижу Промысел, вижу Любовь. "Лютики-цветочки"... Вы посмотрите на детей, загляните им в глаза - повернется язык сказать, что Создатель облажался? Да, грех прочно обосновался в нашем мире. Да, он поразил созданный Творцом мир. Да, много творится зла, в том числе и каждым из нас, таких хороших, таких молитвенников, исихастов. Но будет новое небо и новая земля. И тигр будет пастись вместе с ягненком. Господь обещал. И Воскресением Своим подтвердил. И я верю, что так будет.
Христос воскресе, радость моя!

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Собсно, здесь на форуме никто никому ничего не навязывает...если мы здесь тусуемся, стало быть имеем общее...скованные одной цепью, связанные одной целью...если полагаем, что не имеем этого общего, то напрасно  тратим здесь время...если у кого то душа в смятении и тревоге, он вправе слить здесь свою боль, а тот у кого, уже есть возможности и силы - ее принять и разделить...в т.ч. и по умолчанию...если пока не видишь/не слышишь в изливаемом чужую боль, значит сам еще слеп и глух...моли Бога, чтоб вставил тебе Свои персты в уши и помазал глаза брением со Своим плюновением...  :-)

ЗЫ когда сами будем проходить "леонидову" стадию метанойи, вспомним эту тему... :wink:

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

Собсно, здесь на форуме никто никому ничего не навязывает...
Для меня вот это - навязывание:
Респект, Родион!
Мне дико нравится как оба вы буквально "прёте" [прошу прощения за не слишком литературный глагол] против очевидности. Вся наша несчастная планета пребывает в состоянии полнейшей Богооставленности, злодеяние только возрастает в мире. XXI век ещё не развернулся во всей своей "красе", а он, несомненно, намерен переплюнуть век XX-ый по размаху гекатомб. А вам всё - славно, "лютики-цветочки"... :|

если у кого то душа в смятении и тревоге, он вправе слить здесь свою боль, а тот у кого, уже есть возможности и силы - ее принять и разделить...в т.ч. и по умолчанию...если пока не видишь/не слышишь в изливаемом чужую боль, значит сам еще слеп и глух...моли Бога, чтоб вставил тебе Свои персты в уши и помазал глаза брением со Своим плюновением...  :-)
Марин, а у меня душа тоже в смятении и тревоге - за тебя, за Леонида, за тех, кто читает этот форум. Об опасности прелести нас предупреждали отцы. И я знаю, к чему приводит гордость ума - видела примеры. И то, что нужно держаться догматов - уверена. Ну, или хотя бы придерживаться.

ЗЫ когда сами будем проходить "леонидову" стадию метанойи, вспомним эту тему... :wink:
Зачем мне проходить чью-то стадию метанойи? У меня своя метанойя, без стадий. Просто - метанойя.
Христос воскресе, радость моя!