Исихазм

Автор Тема: Опрос: понимание и применение "Метода молитвы"  (Прочитано 7067 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Опрос: понимание и применение "Метода молитвы"
« Ответ #30 : 23 Сентябрь 2013, 20:14:33 »
У меня вопрос, в связи с Вашим рассказом о "сердце", "животе" и "сердцевине". Понимаю для себя, что исток чистых слез – именно в "сердцевине". Так ли это, или же неправомерно так ставить вопрос?

Полагаю, правомерно. Опять-таки, с таким пояснением: физические слезы - символический эквивалент, который может выражать как поток душевных эмоций (страстей) от грязных и грубых до очищенных и тонких, так и выход наружу самого сокровенного и духовного. Поток слез, пусть и самых чистых, практически всегда сопровождается эмоциональным выплеском - покаяния, радости, сострадания...

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Опрос: понимание и применение "Метода молитвы"
« Ответ #31 : 23 Сентябрь 2013, 20:32:02 »
У меня вопрос, в связи с Вашим рассказом о "сердце", "животе" и "сердцевине". Понимаю для себя, что исток чистых слез – именно в "сердцевине". Так ли это, или же неправомерно так ставить вопрос?

Полагаю, правомерно. Опять-таки, с таким пояснением: физические слезы - символический эквивалент, который может выражать как поток душевных эмоций (страстей) от грязных и грубых до очищенных и тонких, так и выход наружу самого сокровенного и духовного. Поток слез, пусть и самых чистых, практически всегда сопровождается эмоциональным выплеском - покаяния, радости, сострадания...
Помнится прозелит и я обсуждали приватно явление "странных" слёз на молитве - не связанных ни с какой эмоцией, ни с радостью, ни с покаянием. Это - скупые слёзы, отнюдь не поток. Их источник лежит где-то глубоко и пока не локализуем. Они как будто выдавливаются из глаз, и только на вполне определённой фазе молитвы. Я лично [без желания навешивать себе "медаль"] лишь подозреваю, что это как раз то, что зовут "слёзной молитвой", а не эмоциональное распущение "нюней".

P.S. Переписку с Грацией - удалить, конечно. Она, если захотела, могла бы уже не себя посмотреть со стороны. :-)
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Опрос: понимание и применение "Метода молитвы"
« Ответ #32 : 23 Сентябрь 2013, 20:35:48 »
Переписку удалил.

Я не знаком с феноменом "странных" слез, поэтому ничего не могу сказать. И да - это слегка вне темы.

ps Извиняюсь. Удалил еще несколько более поздних сообщений вне темы.
« Последнее редактирование: 24 Сентябрь 2013, 09:58:26 от Alexander »

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Опрос: понимание и применение "Метода молитвы"
« Ответ #33 : 27 Сентябрь 2013, 07:06:20 »
14 человек только проголосовало. Напоминаю, чтобы не затёрся опрос этот за страстями по Толокну и Чаплину. :-)
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Опрос: понимание и применение "Метода молитвы"
« Ответ #34 : 27 Сентябрь 2013, 11:58:02 »
оно конечно можно потрепаться где у кого там потдувает, и каким воздухом...только зачем? создать еще одну фантасмагорию уводящию от реальности...если не можем протолкнуть ум через чудачества Чаплина какая от всех этих образов польза... :-o

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Опрос: понимание и применение "Метода молитвы"
« Ответ #35 : 27 Сентябрь 2013, 15:06:13 »
Когда впервые прочитала название темы, подумала, что речь идет о тексте совсем другого автора. Может, это значимое совпадение - что название исходного текста в теме мутировало.

Описанное в здешней теме - это не мой опыт. В принципе, заниматься в молитве чем-то активным (направлять внимание в какие-то области и т.д.) - это мне не близко.

Мой опыт - это "Метод молитвы" другого автора.

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Опрос: понимание и применение "Метода молитвы"
« Ответ #36 : 27 Сентябрь 2013, 15:20:44 »
В принципе, заниматься в молитве чем-то активным (направлять внимание в какие-то области и т.д.) - это мне не близко.

Мой опыт - это "Метод молитвы" другого автора.

Цитировать
Когда вы перед Господом, удерживайте свое сердце в Его присутствии. Как? Это вы также делаете верой. Да, верой вы можете удерживать свое сердце в присутствии Господа. Теперь, когда вы находитесь перед Ним в ожидании, обратите все свое внимание на свой дух. Не позволяйте своему разуму блуждать. Если ваш разум начинает блуждать, то просто обратите опять свое внимание к внутренним частям вашего существа.

Вы об этом методе говорили? А разве это не описание активного направления внимания вглубь?)

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Опрос: понимание и применение "Метода молитвы"
« Ответ #37 : 27 Сентябрь 2013, 15:25:58 »
А разве это не описание активного направления внимания вглубь?

Нет. На мой взгляд, это разное.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Опрос: понимание и применение "Метода молитвы"
« Ответ #38 : 27 Сентябрь 2013, 15:32:29 »
Цитировать
Как нам быть с внешними чувствами. Вывод таков: как только вы обнаруживаете, что ваши чувства возбуждены, то наилучшим способом их умерщвления будет мягкое отступление внутрь, к присутствующему Богу. Любой другой способ противостояния вашим неугомонным чувствам будет лишь придавать им силы. Когда вы выйдете на этот более глубокий уровень познания Господа, то постепенно откроете принцип, который я называю законом центростремительной силы.

Что я имею в виду, когда говорю «закон центростремительной силы»? Если вы будете продолжать удерживать свою душу глубоко в своих внутренних частях, то вы обнаружите, что у Бога есть свойство магнетического притяжения! Ваш Бог действует подобно магниту! Господь естественным образом притягивает вас все больше и больше к Себе. Затем вы заметите следующее: по мере того, как вы продвигаетесь к центру, Господь очищает вас от всего, что не от Него.

Чем дольше вы продолжаете обращаться внутрь, тем ближе вы подойдете к Богу, тем крепче вы будете прилепляться к Нему.

Вы не должны думать, что вы сможете совершить все это, напрягая свои собственные силы. Единственное, что вы можете делать (в сущности, это единственное, что вам следует делать) это продолжать удаляться от внешних объектов. Продолжайте отвращаться от внешнего и обращаться внутрь к своему духу. От вас требуется немного, но уж это вы можете выполнить! Да, вы способны на это тесное сотрудничество с божественной благодатью.

Однако, кроме этого вам не надо делать ничего. Лишь продолжайте крепко держаться Господа. Чем более пассивным и спокойным вы остаетесь, тем быстрее вы будете продвигаться к Богу. Чем меньше вы напрягаете свои собственные силы, тем быстрее вы будете двигаться к своему Господу.

Тут есть важный нюанс, на мой взгляд. В женщине спрятана особая сила души, которой нет в мужском естестве (она неактивна). По мере достижения более глубоких молитвенных уровней разность естеств (мужского и женского) нивелируется. Но вхождение в молитву базируется на разном исходном материале.

Придти в подчинение - это как можно глубже погрузиться в свою природу и следовать ей. Внутри себя чувствую соответствующую направленность природы, особую внутреннюю инерцию...
« Последнее редактирование: 27 Сентябрь 2013, 16:33:28 от Elena »

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Опрос: понимание и применение "Метода молитвы"
« Ответ #39 : 27 Сентябрь 2013, 15:38:01 »
Являются ли силы нашей души и духа - нашими собственными?) Симеон Новый Богослов описывает, как и Жанна именно тот глубокий уровень молитвы - молитвы Духом Святым, когда разность естеств не нивелируется, нет. Разность приобретает в молитве единство. У Жанны полнее описан вход в молитву, это так, но молитву единую.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Опрос: понимание и применение "Метода молитвы"
« Ответ #40 : 27 Сентябрь 2013, 15:44:14 »
Я раньше, пока не вошла в святоотеческую парадигму, даже "вожделевающую силу" воспринимала на свой лад.

Было когда-то давно обсуждение в ЖЖ:
Цитировать
-  Вожделевающая - это "сила пассивности". Ее исток - воздействие извне, внешняя энергия. Это сила, но та, что не от нас. Не наша сила. Вожделевающая - получается томительной влечение к тому, чему отдаемся расслабляясь. Янь-инь (мужское-женское, актив-пассив). Я не о человеческих особях, я о том понимании, на которое выводят китайцы - как две природные стихии, задающие раскрутку общей тварной круговерти.

 - "влечение" у греков не менее активно, чем "ярость". феномен, соответствующий китайскому "инь", просто вне их поля зрения (как и соответствующий индийскому "танасу", напр.)

 -  Греки - они ОТЦЫ. Их парадигма отеческая (мужеская). Китайцы - получается, что их позиция полнее.

 -  позиция китайцев (как Вы её представляете) не "полнее", т.к. в ней не схвачен феномен "отталкивания" (т.е. они, получается, не знают такой силы).

 -  Позиция китайцев "здоровее". Китайцы видят глубже - на уровне изначальной природы. Такой силы отталкивания (разумной) и нет (онтологически). Она - это уже извращение падения. Изначально можно было все управить влечением. В христианстве о воле есть не только как о естественной (природной) силе, а как о потенции  умного расположения, способной приобщить разным истокам силы.



Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Опрос: понимание и применение "Метода молитвы"
« Ответ #41 : 27 Сентябрь 2013, 16:01:16 »
Тут есть важный нюанс, на мой взгляд. В женщине спрятана особая сила души, которой нет в мужском естестве. По мере достижения более глубоких молитвенных уровней разность естеств (мужского и женского) нивелируется. Но вхождение в молитву базируется на разном исходном материале.

Придти в подчинение - это как можно глубже погрузиться в свою природу и следовать ей. Внутри себя чувствую соответствующую направленность природы, особую внутреннюю инерцию...
Elena, Вы чувствуете в себе особую "женскую" силу души благодаря следованию методу Жанны Гийон? Или знали её ещё до знакомства с "Познанием глубин Христа"? Можете ли описать эту силу?

Вот, интересная могла бы быть тема: "Что лежит в основании вхождения в молитву?" :roll: 

Ещё: о какой своей природе Вы говорите? Я, например, если погружаюсь в "мою" природу, то ничего, кроме закоренелой Апостасии там не нахожу. В [моей] молитве выстраивается новая природа, полностью отрицающая обычного "меня". Особенно чётко заметно, каким тяжким якорем, привязывающим накрепко к миру сему, является тело. Оно бьётся с просветлённым умом до "последнего патрона", а ведь оно и есть - природа [туды её в качель].
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Опрос: понимание и применение "Метода молитвы"
« Ответ #42 : 27 Сентябрь 2013, 16:25:14 »
Цитировать
Elena, Вы чувствуете в себе особую "женскую" силу души благодаря следованию методу Жанны Гийон? Или знали её ещё до знакомства с "Познанием глубин Христа"? Можете ли описать эту силу?

В мужчине, на мой взгляд, она тоже есть. Но не является ведущей.

Цитировать
Я, например, если погружаюсь в "мою" природу, то ничего, кроме закоренелой Апостасии там не нахожу. В [моей] молитве выстраивается новая природа, полностью отрицающая обычного "меня". Особенно чётко заметно, каким тяжким якорем, привязывающим накрепко к миру сему, является тело. Оно бьётся с просветлённым умом до "последнего патрона", а ведь оно и есть - природа [туды её в качель].

У меня другой опыт. Вижу это в смысле "докапываюсь до настоящего, продираясь через искажения".


Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Опрос: понимание и применение "Метода молитвы"
« Ответ #43 : 27 Сентябрь 2013, 16:36:48 »
У меня другой опыт. Вижу это в смысле "докапываюсь до настоящего, продираясь через искажения".
А у меня ощущение, что "я - настоящий" насильно помещён кем-то в каземат своего тела. Хорошо было бы усвоить себе, что это наказание за Первородный Грех, и что единственный выход из тюряги - обожить это тело, просветить его до последней клеточки светом пробуждённого ума, завладеть им полностью. Но хватит ли времени на такую работу до конца жизни?

P.S. Что же о "женской особой силе" не сказали ничего?
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Опрос: понимание и применение "Метода молитвы"
« Ответ #44 : 27 Сентябрь 2013, 16:46:23 »
Первый метод молитвы Симеона описывает молитву, при которой ум не в ладах с чувствами.  Ум не соединен с сердцем, а человек представляет, что он находится в высших сферах, имеет неочищенный ум.

Второй его метод говорит о молитве, когда ум находится в сердце, но  сердце – неочищено и ум в таком сердце пребывает «объятый страстью», то выскакивает из него, то снова принудительно возвращается в себя.

Третий метод  молитвы представляет молитву чистого ума, находящегося в чистом сердце, когда свет Чистой Души стремится к очищению тех мест, которые остались нечисты, т.е. воли, желаний, животной силы. Единая Светлая Душа - светлый ум (муж), находящийся  в чистом сердце (жена),  ждет прихода Жениха, чтобы получить непорочные (чистые) плоды их жизни в Духе.

пс:"ждет прихода Жениха" - это не активное и не пассивное состояние, это приблизительно как описывают отцы о круговом движении ума, находящегося в покое, в Духе. Простите, но в стихах пока не получается. Работаю над собой, чес.слово.)