http://christ-vs-judai.livejournal.com/404733.html
Страшно читать это.
Юра, ты отравил меня этой ссылкой [несмотря на то, что всё это я знал], по крайней мере, на неделю.
Насколько я знаю, до последнего момента было неясно, кого выберет вождь: группировку Сергия или же группировку Введенского. Известно, что в начале войны в Самару из Москвы всех эвакуировали одним поездом: в одном вагоне ехали Сергий со своим окружением, в соседнем - Введенский с "живоцерковниками".
Кстати, Введенский похоронен прямо возле алтаря моего приходского храма (долгие годы этот храм в московских Калитниках был оплотом обновленцев). И, думаю, повернись все чуток иначе, сейчас бы за богослужением поминали бы не Сергия, а Введенского.
Можно, конечно, во всем этом видеть промысел Божий, но мне кажется, что вряд ли все эти политические интриги имели отношение к Богу.
И получается, что сейчас едва ли не большая часть христиан-мучеников ХХ века - формально замалчивается, не признается официальной церковью. Я имею в виду тех, кто не признавал власть Сергия и погибал в лагерях. Когда читаешь о судьбах этих людей - и "сергиан" и "несергиан", то невольно приходишь к выводу о том, какая все-таки фигня - эти деления на каноничных, неканоничных и т.д. и т.п. Разве не главное то, что человек в страшную годину не отрекался от Христа и шел на мученичество? Нам же втемяшивают, что нет: главный критерий - это принадлежность к церкви, которой власть дала статус официальной, а мученичество, вера - это уже вторично.
Если для нас главный критерий и впрямь состоит именно в этом, то не надо будет удивляться, если наши потомки, после очередного пересмотра истории, чохом причислят нас к "ереси сергианства". И по их мнению всем нам будет уготовано место в геене: вне зависимости от того, кто из нас был праведным или грешным. Однажды нас, наших святых легко вычеркнут из церковной истории, как вычеркнула многих наша церковь. И разве это будет не справедливо?