Особую сложность представляет собой (для меня лично) эмпатически переживать тяжесть не только свою и совего рода, но и жены и ее рода. Иногда эта ноша просто валит с ног. Однако, если есть плоды, то они десятикратные, помноженные на групповую динамику
. В семье куда бы не улетел сам, со своего авианосца-места дислокации, приходится возвращаться и двигать весь авианосец. Это создает дополнительные трудности и приколы. Монахи тоже эмпатией переживают состояние в монастыре, состояние братий, начальников и т.д., но без телесного единения. Среди форм духовной жизни, практикуемых в семье это духовная нежность, тонкая из самой тончайшей глубины трепетность. И исполненные доверия разговоры. Из помех влияние родителей и друзей, знакомых и т.п. минимизируем через указание на их специфику. Целью понимаю тотальную перемену ума во всей семье, исправление рода.
Телесная близость, настроенная нежностью, раскрывает совершенно неожиданные грани, как-бы сближает до предела, равно как и беседы, о важных и сущностных вещах.
Самое главное, оно расцентрирует собственное эго, показывает такие "бока", которые в другом случае наверное трудно увидеть.
В семье я начал проходить первые уроки "войны сочувствием", когда протаскиваешь духовную тяжесть и окружающим становится легче.
Попытки читать вместе правила и пр. вели к какой-то пустой обрядовости и внешней фигне, может быть потому, что очень много насмотрелся такого.
Наверное можно все-таки разделить ту часть, которую делаешь уединенно, а потом как нектар, приносишь в семейный улей на усвоение; и ту часть, что непосредственно нарабатываешь в семье.
Лучшее средство духовной настройки-посвящения семьи начинаю с утишения самого себя, в противном случае скатываешься в треп и внешнее морализаторство.
Мне лично этот путь очень нравится, при его как достоинствах, так и недостатках,семья очень четко и бысро зеркалит мультики и глюки и вместе с тем усиливает результат.
Такой путь более длителен, но и как-то более что-ли основателен. Найти тонкость и духовную глубину в земной любви, выражать ее через нежность, очищая похоть. Ощущать состояние любви-дружбы. И, конечно, дети и то как в них раскрываются родовые как бонусы так и проблемы, показывает такие подсознательные грани до которых по иному мне кажется сложно дойти.
Семья стимулирует (если не хочешь превратить ее в резервацию и домострой) жить в сутолоке жизни, вести эмпатическую молитвенную войну прежде всего внутри себя, так как видна ее действенность. Постепенно учась у детей их свободе и пытаясь им ее сохранить и укрепить.
Очень интересны отношения которые выстраиваются вокруг семьи. искушения-покошения на ее сакральное пространство. Отношения отцы и дети, друзья, знакомы е, друзья детей, ближние и дальние родственники. Реально бесценный опыт видения того, что происходит в апостасийной матрице. Кроме того матричные клише в представлениях о семье всех окружающих - это отдельная тема и их влияние на то, что происходит внутри. Утишение бури внутри себя и утишение бури внутри и вокруг семьи.
Постепенно такая работа переходит из класса проблем, в класс задач. Кстати говоря акти используем традиционное чтение, для детей сказки Дж. Макдональда, Е. Шварца, мы от фентези до класиики, жития; посещение святых мест, с целью прожить там контакт с Инореальностью и хоть немного очиститься всем вместе, театр. Конечно прежде всего непрерывная Литургическая жизнь по возможности каждого из нас с поиском искренней молитвенности. Объяснение детям по вопросам о внутреннем, наблюдение за ними во избежание внедрения шаблонного поведения.
Отношения телесной нежности, ориентация на такие отношения создает какую-то очень важную бытийную грань взаимодействия, не знакомую ранее. Такая нежность в общем-то может распространяться вообще на отношение ко всему (конечно без глубокого проникновения).
Не брезгуем практиками по освобождению сознания, всякими водными йогами, свободными движениями, банными тренингами, дзен-райдингом и т.д. что очень помогает в сближении и очищает отношения от возникающих застоев и закоксовки.
Очень важно расслышивать вместе и различать пути которыми Дух ведет семью, иногда это слышим мы, иногда дети иногда родители, иногда все вместе и следовать за Ним. Иногда Этот Зов очень трудно признать всем и тогда бывает кто-то кого-то тащит, иногда через мать-перемать
Работа не на свой центр, а на центр семьи требует наверное особого навыка. Так как укорененная привычка работать на себя все-же мешает здесь и еще болшьше привычка "работать на публику". Стяжание в семью очень важный вектор направленных усилий. Он связан с ориентацией разрешения всех проблем и решения задачь через внутреннее.
Этот путь предоставляет несомненно множество возможностей для специфических духовных практик, характерных именно для этого пути. Для меня это постоянная импровизация, заготовленных схем просто нет. Иногда, например, всю семью как-бы начинает сковывать-тяготить определенные люди или пространство. В семью могут внедряться специфические схемы поведения и шаблоны, может дайти и до коллективного беснования. Отсюда и специфика духовного выгребания соответствующих проблем.
В монастырской жизни по большому счету таже семья. А вот в отшельнической жизни там путь иной. Там стихия с ее искушениями и проблемами. Там всецелая ставка на духовный путь. Семья как бы распределяет. СБогом не выходит, но хотя бы родные есть. В отшельнической жизни это все переживать до точки невозврата тяжелее наверно.
Семья наверно ближе к срединному пути. В детях и супругах наверно легче раскрыть-настроить духовную тонкость отношений, если ее искать.
Перемена ума в семейной жизни через опускание в родовое болото, через муки непонимания со стороны родни, через отсутствие контакта между супругами и детьми. В отшельничестве через суровость стихии, уединенную брань, очень тяжелую в так называемых "трудных местах". Хотя и в семейной жизни такая брань местами крайне непроста.
Найдя что-то один. очень хочется как пчела в улей принести всем. Рождается такое устремление. Они тоже как дети, так и жена часто очень часто находят сокровища и ими делятся. Иногда просто рождая квантовые переходы для всей семьи. Когда мне что-то дают жена или дети или родственники часто очень трудно принять, ведь это не я сам нашел и усвоил. Это очень помогает отследить червоточинку любви не "искусства в себе, а себя в искусстве".
Семья это реально особое духовное и культурное пространство в котором можно как расти, так и умирать. Все зависит от его настройки-организации. Очень важна обстановка искренности и поиска духовного доверия, непрерывно, во всем, в мелочах. Выведение манипуляций, духа Карнеги, глупости и тупости, "деревянной шаблонности".
С точки зрения зарабатывания на хлеб насущный лучшая форма - это семейные проекты, которые реально полезны людям и связаны с посвящением Высшему. Что позволяет сблизиться в совместной деятельности, хранит сакральное пространство семьи, вносит совместное творчество в жизнь.
p.s. Тему увидел и побежал писать. И вот что вышло в потоке сознания
p.s.2 Посыл при создании темы очень искренний, сильный. Поэтому любители поговорить в стиле "Нифертите" цените это усилие и трижды думайте перед тем как строчить в тему "доминирование", "отрицание", "страх", "терпилово" и т.д.
p.s. 3 Когда то писал на форуме что хочу свою школу, Православный Шаолинь и исихастерий. Реально место этому всему в семье есть в полной мере. И при накоплении положительных наработок может выходить и за ее пределы, но уже с совершенно иными смыслами и в ином качестве.