«Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви». (Ефес.5.32).
Наверное вопросы взаимоотношений полов и брака между мужчиной и женщиной является самой противоречмвой темой для христианского осмысления, что не мудренно, если учесть, что единомыслия по этому вопросу не было даже среди отцов церкви. Не только Ориген, но и Григорий Нисский, и Максим Исповедник, утверждали, что сотворение жены, есть промыслительное действие Творца в следствие уже обнаружевшегося движения в сторону грехопадения, более мягкий вариант: Бог, предвидя грехопадение, разделяет человека на 2 пола. То есть, разделение на пол не обязательно, но промыслительно, поэтому человек в будущем веке, будет как должно быть изначально, человек не будет иметь не мужеского ни женского пола. Но так как имеются и другие мнения, других святых отцов, то позвольте высказать следующее мнение, которое в свое время у меня сформировалось после чтения трудов о. Сергия Булгакова.
Появление Евы на свет не нарушает субботний покой Бога, так как Ева ни есть новое творение, а изведена от Адама. Да, и жизнь Ева берет от Адама, так как в нее не было вдохнута эта жизнь Богом, как в Адама.
Отсюда вывод: жизнь Евы не самобытна, она уже была в Адаме. В этом смысл тайны - "и будут двое одна плоть". Будучи телесным Адам не мог познать свою телесность не имея эту телесность вне себя самого. Об этом говорится в Библии: "Адам не нашел равного себе среди тварей", когда нарекал имена животным. Да и сам Творец сказал: "Нехорошо быть человеку одному". Поэтому и создана Ева. В таком аспекте различие полов есть не только равные, но и разные половины одного целого человека. В котором разность подразумевается как "другость" другого.
Далее, изведение Евы не нарушает девственность Адама, как и заповедь "Плодитесь и размножайтесь", впоследствии не должна была нарушить девственность Евы. Сергий, в каком то из постов писал. что более правильный перевод не "размножайтесь", а "умножайтесь". Умножение не требует деления целого на части, и не нарушает целостности и целомудрия человека. Невеста в Царствии Небесном остается невестой, а жених женихом, в земном мире отягощенном грехом невеста становится женой, а жених мужем.
Мужской гений Адама прозревает сущность всех тварей, но не может прозреть своей сущности, и прозревает ее только в Еве. Ева - это откровение Адама о самом себе, и не только о самом себе, а и откровение о другом в себе, тайна позволяющая будучи образом Бога познавать Его подобие в себе, через любовь, объединяющую множество в одно целое. Ева - это и земля, из которой был сотворен Адам, земля, жаждущая откровения о себе, через осияние божественными логосами, которыми задышал Адам, когда его привело к жизни дыхание Божие.
Резюме: Аскетика в браке, в какой форме ей должно быть, должна согласовываться между супругами, но плоды ее действия будут действительно благодатны только тогда, когда оба супруга (на худой конец один из них) решат для себя, на богословском уровне, для чего Господь "сотворил его; мужчину и женщину сотворил их".