Исихазм

Автор Тема: Размышления иеромонаха Дионисия  (Прочитано 16524 раз)

Размышления иеромонаха Дионисия
« : 05 Февраль 2014, 15:55:58 »
Отделено от темы "Сердце и чрево": http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1612.0
---


Всем, добрый день!

***

Несколько последних месяцев размышлял о "сердце"

Хотелось понять в каких отношениях находятся вещи, которые мы называем "человек", "душа", "ум", "разум", "сердце", "дух"

Некоторые новые идеи почерпнул у филологов, которые изучали интуитивно-примитивные представления о душе, духе и прочее. Сборник статей носит название: "Ключевые идеи русской языковой картины мира" Раздел 3.

Точных ответов не получил, но открылись новые моменты.

***

Мне кажется, прежде, чем говорить о точке внимания в молитве, следует хотя бы в общем виде определить понятия которыми мы пользуемся при ее описании.

Первый вопрос: стоит ли их вообще формализовать? Думаю, да. Тогда, на какую глубину?

Если формализовать, то какие источники использовать в качестве оснований? Писание, книги отцов,  психологию или восточные практики?  Думаю, первое.

***

 
« Последнее редактирование: 07 Февраль 2014, 09:53:43 от Alexander »
Богу нашему слава. Аминь.
Re: Размышления иеромонаха Дионисия
« Ответ #1 : 05 Февраль 2014, 16:50:33 »
Запишу, чтобы не забыть.

Вопрос. Начала мира и человека совпадают?

Нет.

Мир сотворен:  Быт.1.1.

Человек сотворен: Быт.1.26-28.

Человек возрожден: Быт.4.25. Крещением.

Бытие человека: Быт.1.26-28. - каин - Быт.4.24.

Бытие христианина: Быт.1.26-28. - сиф - Христос.

***
Богу нашему слава. Аминь.
Re: Размышления иеромонаха Дионисия
« Ответ #2 : 06 Февраль 2014, 05:27:28 »
Человек. Сердце.

Думаю, в человеке тело и его устройство есть знамение (образ) души и ее устройства.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B4%D1%86%D0%B5

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B4%D1%86%D0%B5_%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0

***

В теле видим сердце и два круга кровообращения. Один направлен к легким, второй – к остальному телу.

Подобно, в душе может быть два направления.  Первое - к внутреннему человеку, второе – к человеку внешнему. Первое – к небу, второе – к земле. Первое – к Богу, второе – к самому человеку.

«24 Никтоже может двема господинома работати: любо единаго возлюбит, а другаго возненавидит: или единаго держится, о друзем же нерадити начнет. Не можете Богу работати и мамоне»  Мф.6.

Телесное сердце имеет два выхода. Кровь течет или к легким или к телу человека.

Подобно, человек любит или Бога или самого себя. Переход из одного состояния в другое называют обращением.

***

Плоть и кровь есть образ тела и души (души и духа).

***

Дух всегда замкнут (движется) сам в себе.  «И вдуну в лице его дыхание жизни» Быт.2.7. Всякая часть человека имеет своего духа.

В сердце частные духи соединены в единого духа человека. В этом месте справедливы слова: «от всего сердца»

***

Иисусова молитва совершается в сердечном месте ради того, чтобы была от всего человека. «Всякое дыхание да хвалит Господа»

Цель молитвы: переход из состояния «жить для себя» в состояние «жить для Бога»

***

Некоторые отцы безразлично употребляли слова: сердце, чрево, утроба. От чего имеем недоумения. Которые рассеиваются, если понимать, что эти слова означают «внутреннего человека»

***


Богу нашему слава. Аминь.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Размышления иеромонаха Дионисия
« Ответ #3 : 06 Февраль 2014, 08:08:32 »
Некоторые отцы безразлично употребляли слова: сердце, чрево, утроба. От чего имеем недоумения. Которые рассеиваются, если понимать, что эти слова означают «внутреннего человека»
Китайская октава разбита на 5 тонов, европейские музыканты в эпоху Возрождения разбили её на 12, чем современная музыка пользуется до сих пор. Русский композитор Александр Скрябин предложил разбить октаву на 82 тона.

Точно также и с членением тотального человека на части. Та степень условности, вложенная в понятия "дух", "душа", "тело" - не отражает необходимый уровень полноты и необъятности [неисчерпаемости] человека, всеохватности его ума и умопомрачительных [неведомых нам] способностей тела. От всего этого мы [скорее всего, намеренно] закрыты теми, кто обокрал нас и самих себя, навязав примитивное деление на три "простые" составляющие, которые мы вынуждены жевать, не вникая в смыслы, не понимая сути ни одного из них.

Недоумения не рассеятся никогда, если только мы не позвоим себе хоть раз посмотреть честно и непредвзято.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.
Re: Размышления иеромонаха Дионисия
« Ответ #4 : 06 Февраль 2014, 09:14:22 »

степень условности, вложенная в понятия 


Всякая модель должна соответствовать решаемой проблеме. Большинству достаточно представлять человека, как "тело и душа", или как "тело, душа и дух"

В данной теме модель должна объяснять "где следует молиться", чтобы не повредились избравшие для внимания не должное.

Цитата: Леонид

Недоумения не рассеятся никогда, если только мы не позвоим себе хоть раз посмотреть честно и непредвзято.


Думаю, Бог показывает необходимое для тех, кто в этом действительно нуждается.
Богу нашему слава. Аминь.

Н И К И Т А

  • Сообщений: 784
    • Просмотр профиля

Re: Размышления иеромонаха Дионисия
« Ответ #5 : 06 Февраль 2014, 10:49:44 »
"Большинству" достаточно?  Что есть "большинство"? Плод дуального мышления?  :-)
Неужели мы будем указывать Святому Духу место, где Ему дОлжно/недОлжно молиться в нас?  :wink:
Re: Размышления иеромонаха Дионисия
« Ответ #6 : 06 Февраль 2014, 12:05:19 »

"Большинству" достаточно?  Что есть "большинство"? Плод дуального мышления?  :)
Неужели мы будем указывать Святому Духу место, где Ему дОлжно/недОлжно молиться в нас?  ;)


Бог в Писании говорит Моисею, что следует устроить освящение, в которое Он вселится.

Большинство людей пренебрегает его устройством, напротив, малое стадо улучит Царство.

***


Богу нашему слава. Аминь.

Н И К И Т А

  • Сообщений: 784
    • Просмотр профиля

Re: Размышления иеромонаха Дионисия
« Ответ #7 : 06 Февраль 2014, 13:43:00 »
Цитировать
Большинство людей пренебрегает его устройством, напротив, малое стадо улучит Царство.
Всего лишь самовнушение, лестное для эго.  :roll:
Когда делите и тарифицируете человеков, не распинаете ли Любовь? И не болит ли при этом внутренняя? :-)
Re: Размышления иеромонаха Дионисия
« Ответ #8 : 06 Февраль 2014, 17:21:19 »

Когда делите и тарифицируете человеков, не распинаете ли Любовь? И не болит ли при этом внутренняя? :)


Серафим Саровский рассказывал: "Я умолил Бога, и Бог помиловал всех насельниц Дивеевской обители кроме трех. Спасшиеся не будут в одном чине, но будут разделены на три группы:

сочетанные, которые будут предстоять Богу подобно мне,

избранные, которые будут жить в моей обители и делать мои дела,

нерадивые, которые получат коечку и рубашечку и будут с нами до времени"

***

1. Нельзя спасти человека извне, как нельзя и погубить его, но всякий получает мзду ради своего труда.

2. Желая, чтобы кто-то непременно был с нами в вечности, легко обрести источник вечного мучения. Потому всякий пойдет в свою обитель, к единомысленным с ним.

***


Богу нашему слава. Аминь.

Н И К И Т А

  • Сообщений: 784
    • Просмотр профиля

Re: Размышления иеромонаха Дионисия
« Ответ #9 : 06 Февраль 2014, 19:49:11 »
Вам лично рассказывал?  :-)

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Размышления иеромонаха Дионисия
« Ответ #10 : 06 Февраль 2014, 20:54:41 »
Серафим Саровский рассказывал: "Я умолил Бога, и Бог помиловал всех насельниц Дивеевской обители кроме трех.
Отче Дионисий, приведите, пожалуйста, ссылку на это высказывание. Ни один поисковик, включая Google, не находит его.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.
Re: Размышления иеромонаха Дионисия
« Ответ #11 : 06 Февраль 2014, 21:10:45 »

Серафим Саровский рассказывал: "Я умолил Бога, и Бог помиловал всех насельниц Дивеевской обители кроме трех.

Отче Дионисий, приведите, пожалуйста, ссылку на это высказывание. Ни один поисковик, включая Google, не находит его.


Я писал, в вольном пересказе, придерживаясь смысла. Впрочем, достаточно близко к тексту.

История эта приведена в книге "Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря"

***

Точная цитата:

"Благодатная сестра Евдокия Ефремовна, удостоившаяся быть при следующем посещении Царицы Небесной о. Серафима в 1831 году, сообщила свой разговор с батюшкой о том же посещении, которое только что передал о. Василий (тетрадь № 6, рассказ 21).
«"Вот, матушка, — сказал мне батюшка Серафим, — во обитель-то мою до тысячи человек соберется, и все, матушка, все спасутся, я упросил, убогий, Матерь Божию, и соизволила Царица на смиренную просьбу убогого Серафима; и кроме трех, всех обещала Милосердная Владычица спасти, всех, радость моя! Только там, матушка, — продолжал, немного помолчав, батюшка, — там-то, в будущем, все разделятся на три разряда: сочетанные,  которые чистотою своею, непрестанною молитвой и делами своими, через то и всем существом своим, сочетованы Господу; вся жизнь и дыхание их в Боге, и вечно они с Ним будут! Избранные,  которые мои дела будут делать, матушка, и со мной же и будут в обители моей. И званые,  которые лишь временно будут наш хлеб только кушать, которым темное место. Дастся им только коечка, в одних рубашечках будут да всегда тосковать станут! Это нерадивые и ленивые, матушка, а которые общее-то дело да послушание не берегут и заняты только своими делами, куда как мрачно и тяжело будет им; будут сидеть все, качаясь из стороны в сторону, на одном месте!" И, взяв меня за руку, батюшка горько заплакал. "Послушание, матушка, послушание превыше поста и молитвы! — продолжал батюшка. — Говорю тебе, ничего нет выше послушания, матушка, и ты так сказывай всем!" Затем, благословив, отпустил меня».
Богу нашему слава. Аминь.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Размышления иеромонаха Дионисия
« Ответ #12 : 06 Февраль 2014, 21:18:53 »
Понятно, митрополит Серафим [Чичагов] -- оч. уважаемый автор, но согласитесь, отче Дионисий, что "Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря" -- всего лишь компендиум апокрифов. Хотя чтение это на порядок выше недавно прошумевшего сборника баек архимандрита Тихона [Шевкунова] "Несвятые святые".
Цитировать
"Послушание, матушка, послушание превыше поста и молитвы! — продолжал батюшка. — Говорю тебе, ничего нет выше послушания, матушка, и ты так сказывай всем!" Затем, благословив, отпустил меня.
А это -- вообще, полный караул.... :-o
Молитва, по точнейшему определению, предстояние Живому Господу в самом сердце человека! И кто-то берётся доказывать [устами, якобы, преподобного Серафима], что есть нечто выше молитвы!!!???

Это гнусное враньё и, увы, поклёп на преподобного.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

SergeyD

  • Сообщений: 37
    • Просмотр профиля

Re: Размышления иеромонаха Дионисия
« Ответ #13 : 06 Февраль 2014, 21:19:58 »
И, например, здесь: http://rus-sky.com/nasledie/serapfim3.htm
"Совершенство доставляется тем, что не осуждаем никого ни в чем малейшем, а осуждаем только себя и претерпеваем досаждения (оскорбления)." - авва Макарий Великий
Re: Размышления иеромонаха Дионисия
« Ответ #14 : 06 Февраль 2014, 21:56:41 »

А это -- вообще, полный караул.... :o
Молитва, по точнейшему определению, предстояние Живому Господу в самом сердце человека! И кто-то берётся доказывать [устами, якобы, преподобного Серафима], что есть нечто выше молитвы!!!???

Это гнусное враньё и, увы, поклёп на преподобного.


Не вижу неправильного в словах Серафима. Бывает, что и молитва может быть неугодной Богу.

***

Мне кажется, Вы неточно употребили слова.

Молитва есть начало (основание) всякого доброго дела.

Но

Непрестанная молитва есть выполнение лишь одной заповеди, а послушание есть выполнение всех заповедей, в том числе и о том, чтобы молиться.

***

Если меня спросят: зачем Ты молишься? Отвечу: из послушания. Бог велел.

***
Если забыть о благочестии, то можно превратить молитву в самоцель, в идола.

***


« Последнее редактирование: 06 Февраль 2014, 22:09:56 от иеромонах Дионисий »
Богу нашему слава. Аминь.