Вопрос возник в связи с тем, что последнее время складывается мнение, что понятие гордость для "здравого" православного следует заменить понятием эгоизм.
Возможно ли гордится деланием, если в голове есть вера в то, что только Бог дает силы на это (чем бы это ни было?). А батюшки у нас часто "это не делай, так не постись, делай так и так и вообще в прелесть попадешь". Возможно ли вообще попасть в прелесть (сейчас не о молитве - там это может произойти как мне кажется только от не знания), занимаясь каким либо деланием (пост, бдение, милостыня и пр. и пр.)? Когда понимаешь, что все хорошее, что делаешь идет от Бога, а ты лишь как проводок по, которому течет ток, просто даешь свое согласие на это, где тут место гордости при любом подвиге?
Гордость - это не более чем невежество в контексте делания.
Гордость же как эгоизм - когда знаешь как надо, но не делаешь - вот наверное подлинная гордость. А у нас все попутолось..
Теперь о тщеславии.
Иоанн Лествичник пишет:
"Тщеславие ко всему льнет: тщеславлюсь, когда
пощусь, но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от лю-
дей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая се-
бя мудрым; побеждаюсь тщеславием, одевшись в хо-
рошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщесла-
влюсь; стану говорить, побеждаюсь тщеславием, за-
молчу, опять им же побежден бываю. Как ни брось сей
трезубец, все он станет верх острием"
Тщеславие для здравомыслящего христианина тоже не может существовать.
Есть постоянные помыслы, но они могут быть тщеславием только если отождествлять их с собой.
Я думаю у многих есть внутренняя "гадина" (назовем условно), которая постоянно сравнивает тебя с кем-то, хвалит тебя и вообще паразитирует в уме отвлекая даже во время церковной молитвы. кстати с гордостью по этой логике справится даже проще - по сути и бороться не надо, если знаешь кто ты и почему ты, а Кто Бог и что делает Он. А вот, то что Св. О. называют тщеславием мне думается можно победить лишь диссоциацией со своим умом. Это первая сложность. И вторая - это страх. Страх рождает эго, которое боится "потерять лицо" - от этого может быть я бы сказал тщеславие малодушия, когда боишься сделать что-то за, что тебя осудят. Тут с умом уже завязано и сердце. Но начинать надо я думаю с тишины ума.
Почему Св. О. так мало пишут (да и писали ли?) о методиках "затухания" ума, предолгая вместо этого путь борьбы с тем, что победить невозможно, и что как мне кажется только отравляет жизнь особенно тем, кто не верит в такую милость Божию, когда одно короткое прости снимает камень с души. Хорошо, когда ассоциировался с помыслом тщеславия, сказал "Господи помилуй", и тут же пришел в умиление, от чего еще большая любовь и благодарность к Богу, но так они же писали о том, что нужно и за волосы себя потрепать (СНБ к примеру), и что другого пути кроме как плакать у нас нет, и болеть сердцем и т.д. Соглашусь - если грех этот повторяется в деле и слове или мысли с, которой соглашаешься, но у них самих неужели так было? Или это говорилось для тех, кто действительно скажем тщеславится делом и словом и "кайфует" от этого, а потом спохватывается?
Но если говорить такое человеку, вокруг которого это помыслы летающие как назойливые мухи вокруг ума или сердца, и он бы готов был лучше вообще не жить чем жить так, эти слова звучат как приговор на пожизненную депрессию.
Может я в чем-то ошибаюсь? Поправите или дополните.