Исихазм

Автор Тема: О проблемах при умно-сердечной молитве  (Прочитано 59480 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11911
    • Просмотр профиля

Re: О проблемах при умно-сердечной молитве
« Ответ #45 : 13 Март 2014, 09:11:10 »
Еще о проблемах. Ум, не способный держать нить разговора, не способен и удержаться в сердце, если в него и сойдет. Ум, пребывающий в сердечной благодати, озаряется и в этом озарении начинает видеть грехи (свои недостатки, проблемы). Если ум еще не развит, то осознается общая греховность без точного вычленения отдельных грехов. И на этом этапе у человека исчезает желание учить других. И последнее: если молитва разгоняет других людей, то не любовь исходит из сердца человека.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: О проблемах при умно-сердечной молитве
« Ответ #46 : 13 Март 2014, 12:29:21 »
И последнее: если молитва разгоняет других людей, то не любовь исходит из сердца человека.
Как будто совсем никто здесь не знает, что Любовь желает нашего полного изменения... И как ничтожно мало тех, кто реально согласен, в соответствии с желанием Любви, измениться...

И что же такое исходит из сердца молящегося человека, что загоняет его в скит и делает неудобоваримым для других? 
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11911
    • Просмотр профиля

Re: О проблемах при умно-сердечной молитве
« Ответ #47 : 13 Март 2014, 12:43:12 »
Пока человек воюет со своими бесами, то может быть неудобоваримым для других. Для чего и уходили во внутренний и внешний затвор. Когда же обретали созидающую силу любви, выходили из него. И да, у них были враги, но, прежде всего, были любящие их люди, друзья и(или) ученики.

Н И К И Т А

  • Сообщений: 784
    • Просмотр профиля

Re: О проблемах при умно-сердечной молитве
« Ответ #48 : 13 Март 2014, 13:48:12 »
Известно также, что некоторые подвижники святой жизни с трудом переносили друг друга.  :-)

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: О проблемах при умно-сердечной молитве
« Ответ #49 : 13 Март 2014, 14:00:34 »
«Были враги» – это значит, были люди, которые их не любили, ну или те, которые с трудом их переносили. Но сами подвижники нормально так (с любовью) "переносили" тех, кто их не любил.) Свет одного и того же святого сердца попаляет грехи в тех сердцах, которые, так или иначе, сопротивляются внутренним изменениям и воспламеняет те, которые открыты к переменам.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11911
    • Просмотр профиля

Re: О проблемах при умно-сердечной молитве
« Ответ #50 : 13 Март 2014, 14:04:41 »
Н И К И Т А, ну почему нужно в очередной раз оффтопить - со снисходительно-резонерскими интонациями? Я не подвижник святой жизни, я не переношу кого-то с трудом - прочь эти дурацкие мемы и шаблоны мышления... а Вы не моя наставница.

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: О проблемах при умно-сердечной молитве
« Ответ #51 : 13 Март 2014, 14:16:41 »
Я не подвижник святой жизни, я не переношу кого-то с трудом...

Когда-то (не знаю как сейчас) где только можно, было принято анкетировать друг друга, чтобы получше узнать, если кому и так не понятно, что за человек перед ним. Был такой вопрос:  Чего вы не смогли бы никогда простить другому человеку? Ответы были разными, но в большинстве своем я встречала такие: предательство, измена, ложь ну и т.п. И только один ответ я встретила такой простой и искренний, что даже не было сомнений в том, что этот человек сказал правду. И это сказал самый обычный парень, никакой не святой… Он ответил – нет ничего такого, чего бы я не смог простить другому человеку.)

lily

  • 3
  • Сообщений: 3803
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: О проблемах при умно-сердечной молитве
« Ответ #52 : 13 Март 2014, 14:47:27 »
Грация, это все очень-очень благочестиво, но...
Прощение на сущностном уровне (это даже не уровень воли), а прямое действие Святого Духа, проникающего и исправляющего последствия греха, не такая простая и банальная вещь.
Можно сколько угодно хотеть простить предательство, желать блага и даже продолжать любить, сделавшего это, но добраться до сущностного уровня и "разморозить" свою душу, убитую предательством, не так легко. Тут можно вспомнить последний круг "Ада" Данте с замороженным Иудой или сказку о Спящей Красавице. К сожалению, подобное поверхностное "благочестие" только загоняет проблемы внутрь, ничего не решая.
Да-да, ни воля, ни даже исповеди, к сожалению, почти ничего не меняют, только Дух Святой. Где его взять - вот главный вопрос.
And death shall have no dominion

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: О проблемах при умно-сердечной молитве
« Ответ #53 : 13 Март 2014, 15:02:01 »
Будьте как дети! Вырастая, человек забывает, что значит, иметь чистое сердце. Разве дети занимаются аскетической практикой? Нет, конечно же. Получается, что практика – это действия по очищению. Для человека, сохранившего чистоту сердца – простить другого человека даже за самый тяжкий грех – не проблема. Это становится нешуточной проблемой для того, кто забыл, что такое чистота. А также для того, кто к ней стремится, но испытывает невыносимый страх при виде темноты своей души и отступает назад, даже не попытавшись всмотреться, а что там, за этой темнотой, может быть там – свет…

А благочестие, на мой взгляд, это такое мировоззрение, при котором человек считает, что в этой жизни наступает момент, когда можно остановиться на достигнутом и сказать себе, ну все, я чист, Слава Богу!))

Только чистое, омываемое благодатью сердце излучает Божественную любовь без искажений.

lily

  • 3
  • Сообщений: 3803
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: О проблемах при умно-сердечной молитве
« Ответ #54 : 13 Март 2014, 15:09:47 »
Грация, я не случайно привела пример с предательством. Это не случайно самый тяжкий грех, потому что убивает предаваемого (Христос-Иуда). Не знаю, есть ли у Вас такой опыт... а дальше настают долгие поиски путей воскресения... Это сущности, а не эмоции.
"Будьте как дети" - это вовсе не те дети, которые младенцы. Дети - это символ, не случайно сказано "как", а не "будьте детьми". Чувствуете разницу?

Век — дитя играющее, кости бросающее, дитя на престоле. Гераклит Эфесский

Поверхностное "благочестие" - это ложные идеи и схемы поведения, выглядящие правильными. Типа фарисеев, лицемеров и прочих крашенных гробов.
And death shall have no dominion

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11911
    • Просмотр профиля

Re: О проблемах при умно-сердечной молитве
« Ответ #55 : 13 Март 2014, 15:40:47 »
И все-таки... прошу не уходить слишком далеко от темы.

Н И К И Т А

  • Сообщений: 784
    • Просмотр профиля

Re: О проблемах при умно-сердечной молитве
« Ответ #56 : 13 Март 2014, 15:53:09 »
Н И К И Т А, ну почему нужно в очередной раз оффтопить - со снисходительно-резонерскими интонациями? Я не подвижник святой жизни, я не переношу кого-то с трудом - прочь эти дурацкие мемы и шаблоны мышления... а Вы не моя наставница.
Хотелось бы узнать, с чего Вы вдруг решили, что мои слова являются наставлением, тем более Вам, тем более со снисходительно-резонерскими интонациями?  :-o
Мои слова - вовсе не оффтоп.  :-)
Подвижники древности молились, как минимум, умно-сердечно, но при этом бывали у них подобные проблемы - не уживались они друг с другом. Держали дистанцию, иногда весьма значительную. Хотя, не исключено, что это всего лишь безосновательные байки. А если нет? Если и у нас подобные проблемы не исключены? Будем их замалчивать?  :-)
Мой опыт пребывания на форуме свидетельствует что, скорее всего, прецеденты подобных проблем при умно-сердечной молитве имеют место быть  и у современных подвижников. Даже абстрагируясь от Вашей личности и конкретной сегодняшней ситуации. Много всяких ситуаций было на форуме. Да и в реальной жизни тоже. Например, в церкви. Меня лично сама возможность подобных проблем напрягает и мне хотелось бы узнать мнение единомысленной братии на сей счет. Для чего нужны все эти многолетние умно-сердечные молитвенные усилия, если человек, как страдал неприятием ближнего, так и продолжает страдать? И либо он не хочет, либо, действительно, не может преодолеть эти проблемы.  :-)

Колхозник

  • Сообщений: 3108
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: О проблемах при умно-сердечной молитве
« Ответ #57 : 13 Март 2014, 16:13:40 »
Умно-сердечная молитва связана с душевностью человека, а душевность настолько сложна в своем разнообразии и изменчивости что говорить о какой-то проблеме типичной и характерной для всех очень сложно.
Душевный океан огромен. Сколько в этом океане можно проложить путей? Миллионы! наверняка эти миллионы путей, где то пересекаются. В этих точках и будет совпадать опыт, во всем остальном нет. Значит, речь идет о редких точках на необозримых просторах.

зы: и духовное и душевное могут любить и ненавидеть. Разница имхо только в том: что даже если и ненавидят духовное, то все равно к нему тянутся, а душевное быстро забывается.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11911
    • Просмотр профиля

Re: О проблемах при умно-сердечной молитве
« Ответ #58 : 13 Март 2014, 16:21:30 »
Колхозник, не совсем так. Есть характерные проблемы, есть и способы их решения. При всей огромности душевного океана - как и океана водного - пути для кораблей (ума) могут быть прочерчены.

Колхозник

  • Сообщений: 3108
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: О проблемах при умно-сердечной молитве
« Ответ #59 : 13 Март 2014, 16:22:41 »
Для чего нужны все эти многолетние умно-сердечные молитвенные усилия, если человек, как страдал неприятием ближнего, так и продолжает страдать? И либо он не хочет, либо, действительно, не может преодолеть эти проблемы.  :-)
Идущий по Пути душевный человек, это борющийся и страдающий элемент, которого уже не понимают плотские. Столкновения неизбежны и весьма болезненные. Это заставляет его уходить в затвор реальный для монахов и условный для мирян.