Книга Симеона порадовала согласием с моим опытом отношения к мысли, как к препятствию на пути к созерцанию. К такому опыту невозможно прийти через рассуждения или чтение. Такой опыт дается, как вкушение ведения иных движений ума для научения и различения в последующих борениях с мыслительными движениями ума. Кто вкусил, тот поймет о чем я.
После прочтения книги Симеона возникло желание немного дополнить о признаках созерцания.
"ПРИЗНАКИ УСТОЙЧИВОСТИ УМА В СОЗЕРЦАНИИ
Признаков устойчивости ума три:
1. Ощущение того, что исчезают помыслы о своем теле.
2. Ощущение того, что исчезают помыслы о том, дышим мы или нет.
3. Ощущение того, что в уме исчезают всякие мысли о чем бы то ни было, кроме ясного и благодатного присутствия в сердце Возлюбленного Христа".
Устойчивость дается Духом, но достигается в борении молящегося.
Ощущение исчезновения тела, приходит в бдении после борения со сном и с телесной немощью. Часто после утомительного стояния в молитве во что бы то ни стало, когда силы иссякнут и тело будет готово рухнуть в соблазн покоя (например, сесть или пасть на колени), неожиданно приходит благодатная свобода от телесной немощи и тело перестает ощущаться вообще. И с этого момента молитва преображается. В этом борении помогает вера, что Господь милостив и даст благодатную свободу. Если усомниться, то тело не покорится и ум не преобразится.
Преждевременное сидение или падение на лице препятствует благодатному преображению молитвы. Но когда дается преображение, то стояние на ногах или коленях, сидение или падение на лице не имеют значения, т.к. молитва уже творится Духом вне плоти.
Вместе с преображением молитвы исчезают и другие движения плоти – дыхание, чувства, мысли, образы. Но не сразу, а по мере преодоления мыслей о признаках посещения Духа. Верно отмечает СА о том, что в этот момент мешают переживания радости единения с Духом, которые порождают мысли и рассеивают молитву.
«Видов молитвенных переживаний три:
1. Ощущение сердечного согревающего тепла.
2. Ощущение покоя от успокоения мыслей.
3. Ощущение ясности ума и прилива слез благодарности.
В этих переживаниях ум рассеивается и теряет внимание, а молитва ослабевает и мы снова оказываемся в плену мыслей».
Мысль и созерцание не совместимы. И когда прп.Исаак говорит о размышлении при чистой молитве, то о не движениях мысли человеческой говорит, а о созерцании глаголов Духа в движениях вне времени и вне мысли, которые называются у отцов озарениями или откровениями.
Впрочем, бывают и неожиданные посещения Духа без борений, когда с самого начала молитва захватывает дух и пленяет Любовью. Но такое бывает редко и вряд ли бывает без постоянства в священной молитве и борении со своей немощью в хранении постоянства.