Что есть созерцание.
В какой-то мере определение созерцанию дает Каллист Ангелекуд:
«Дух есть и истинный Бог, от Которого по благодати родился причастник Духа. Если же таковой Бог, то он будет по достоинству явно созерцателем, ибо от созерцания Бог и наименован Богом. [3]. [Примечние [3]: o QeoV (Бог) пр. Каллист производит от Jewrew (созерцаю)]».
Из этих слов можно понять, что созерцание и Бог являются понятиями сверхчеловеческого духовного уровня. И как невозможно дать определение Богу, так невозможно дать определение созерцанию. И как на подобный вопрос Моисея было дано единственное возможное определение – «Я есть сущий», так и на вопрос «Что есть созерцание?» можно дать ответ – существование в Духе.
Можно ли дать словесное определение созерцанию, если созерцание и словесное мышление не совместимы? Нет. Но, возможно, образное мышление может приблизить к видению Бога? Ведь человек создан по образу Бога.
Одна маленькая девочка с упоением что-то рисовала. К ней подошла воспитательница и спросила - Что ты рисуешь? Девочка ответила – Бога. Воспитательница – Но ведь Бога никто не видел. Девочка – Теперь увидят.
Эта история отражает взаимодействие души с Богом и отвечает на вопрос о наивном желании младенца изобразить Бога. Человек есть образ Божий. Но образ Бога не есть Бог. Также, как дерево горчичное не есть Царство Небесное, но есть образ Царства.
Ум человеческий есть образ созерцания или притча о созерцании, но не есть само созерцание. Но ум может стать причастником Духа, родиться от Духа и стать духом. Ум живет мыслями, образами, воображением, мечтанием. Когда же ум становится духом, то исчезают мысли-образы и душа живет созерцанием.
Душа стремится к созерцанию Бога, но не может созерцать, пока сама не станет духом по благодати. И если словами невозможно описать созерцание, то можно словами описать события, которые предшествуют восхищению ума к созерцанию и которые возникают по возвращении ума от созерцания к мышлению. Кто сподобился такого восхищения, тот с упоением подобно маленькой девочке рисует Бога, не обращая внимания на недоумение умных взрослых.
О трех способах восхождения ума к созерцанию
У прп. Каллиста сказано:
"Тремя способами восходит ум к созерцанию Бога: самодвижно, инодвижно и средним между этими [способами ]. . [6] Об этом некоторым образом мечтали и сыны эллинов. Второй способ — сверхъестественный, происходящий от хотения и просвещения только одного Бога; поэтому [ум] в таком случае находится всецело под божественным влиянием и восхищается до божественных откровений, и вкушает неизреченные тайны Божий, и видит исходы будущего. Средний же — между этими — способ отчасти соприкасается с обоими. Именно там, где действие совершается по собственному желанию и воображению, он является согласным с самодвижным; с инодвижным же он имеет общее постольку, поскольку [ум] соединяется с самим собою при божественном освещении и неизреченно видит Бога за пределами своего собственного духовного единения. Ибо тогда ум становится вне всех этих божественных вещей, видимых и сказываемых, не видя ни благоначалия или обожения, ни мудрости или силотворной державы или промысла или чего бы то ни было из божественных [явлений], всего более наполняясь духовным светом, а также и радостию, производимою божественным огнем, растворяемым любовию. [7]"
И вот пересказ затворника Симеона с некоторыми добавлениями:
«Ум тремя способами восходит к созерцанию Бога: естественным, сверхъестественным и средним. Естественный способ совершается самой природой ума с помощью рассуждения. Предел такого божественного способа созерцания — временное успокоение в сфере мысленных идей. Второй способ, сверхъестественный, есть совершенное просвещение ума Богом. В этом способе ум находится под влиянием благодати и восхищается до Божественных откровений. Предел такого сверхъестественного созерцания - прямое постижение тайн Божиих, в зависимости от меры и чистоты ума и совершенное упокоение в святости и блаженстве благодати. В этом состоянии ум того, кто сподобился такого дивного созерцания, зачастую оставляет тело навсегда.
Средний способ созерцания — это состояние, когда ум во время Божественного просвещения собирает все свои рассеянные мысленные движения и неизреченно зрит славу Божию за пределами своего собственного духовного разумения. Тогда ум становится вне всего видимого и выразимого словом, наполняясь нетварным светом и радостью благодати, которая растворена Любовью.
Выходя велением Божиим из этого Божественного восхищения, он прибегает к рассуждению и облекает свои благодатные переживания в словесные образы и идеи».
О рассуждении
Из приведенных текстов ясно видно, что первая часть книги афонского затворника Симеона не есть перевод или просто пересказ прп. Каллиста. Так обнаруживаемые различия обращают внимание на появление термина «рассуждение».
Рассмотрим первый способ восхождения к созерцанию, который называется выше самодвижным или естественным. О нем мечтали эллины (только мечтали), хоть и совершается он умом с помощью рассуждения. Неужели эллинам не хватало рассуждения? И можно ли с помощью рассуждений на этом форуме приблизиться к созерцанию?
В первом способе прп. Каллист выделяет желание, а Симеон – рассуждение. Не случайно. Мало одного желания. Нужно еще рассуждение, но не рассуждение ума эллинов, а рассуждение духовное, которое дается по мере очищения и устремления к Богу. И бесполезно начинать рассуждать о духовном, если мера чистоты не позволяет.
На пути восхищения к созерцанию человеческая душа проходит три этапа – очищение, просвещение, обожение. Этап просвещения и есть первый способ восхищения к созерцанию, о котором мечтали умные эллины, не пройдя этапа очищения. Здесь термин «просвещение» не имеет ничего общего с историческим периодом развития человечества. Просвещение – это не накопление словесных знаний. Просвещение есть духовное ведение, которое дается молящемуся по благодати и которое не возможно описать словами. «Просвещение» есть начальное созерцание света, накопления духовного ведения и обучения различению и взаимосвязи духовных явлений. На этом этапе желание и рассуждение, выходящие за пределы словесного и образного мышления, способствуют второму способу созерцания.
Характерным признаком начала этапа «просвещения» является потеря интереса к словесным дискуссиям о Божественном и усиление покаянных молитв, коленопреклонений и молчания.
Как говорит монах Симеон:
« Храни сердце свое свободным от рассуждений и измышлений, не прилагай усилий к собиранию никчемных сведений и отринь ограниченность логики, словно палку слепца, которой он пытается ощупать каждый предмет, а тот, кто силится обо всем вывести свои умозаключения, пусть сам определит свои ошибки, если сможет».
Возможно ли созерцание с еще не очищенным сердцем?
Да возможно, если вера сильна. Вера действует вне рассуждений и вне словесного ума. Вера действует вне времени и вне греха. По вере дается видение греха и просвещение светом смирения.
Не чистота сердца. но устремление к чистоте распахивает окно созерцания. Не сила веры, но устремление к вере превосходят нечистоту сердца. И чем сильнее льется свет в окне созерцания, тем яснее видна нечистота сердца и слабость веры.