Исихазм

Автор Тема: Беседы с С.С.Хоружим об исихазме  (Прочитано 13352 раз)

Игорь Б.

  • Сообщений: 254
    • Просмотр профиля

Re: Беседы с С.С.Хоружим об исихазме
« Ответ #45 : 10 Сентябрь 2014, 13:42:26 »
1) У всех ПРИЛИЧНЫХ конфессий есть Бог (языческое бесо-много-божие не рассматриваем априори), но только у христиан есть ВЕРА в ЖИВОГО ВОЧЕЛОВЕЧИВШЕГОСЯ БОГА, - который стал во всем Человеком по природе как и мы все, и при этом одновременно ВСЕЦЕЛО является и Самим Богом Словом - ипостасью Единого Божества.
2) И только в Православии ПРИ ЭТОМ есть ВЕРА в Божию энергию - ЕДИНОЕ БОЖЕСТВО, энергию - КОТОРАЯ САМ БОГ, и к Которой (энергии Божества) по Его милости достойные могут быть ПРИЧАСТНЫ (а сущности Божией не могут быть причастны).

Последние два предложения выражение основ православной ВЕРЫ и стало быть и Православной молитвы, и основ Умного Делания и Исихазма, и их отличия от других конфессий.
По пунктам 1) и 2) замечу, что в индуистских традициях есть понятие аватара, что означает нисхождение Бога в более низкие сферы бытия с определённой целью. Иисус Христос рядом традиций признаётся именно аватаром. Ну и ЕДИНОЕ БОЖЕСТВО, энергия - КОТОРАЯ САМ БОГ, тоже в наличии.  :-)
Традиция традицией, но что есть мы, здесь и сейчас?
Игорь Б., не надо говорить, о том, что Вы не постигли, В УТВЕРДИТЕЛЬНОЙ НОТАЦИИ.
Отсылаю Вас к православной христологии, к ТИПВ св. Иоанна Домаскина, христологии св. Кирилла Александрийского, христологии преп. Максима Исповедника о двух волях во Христе, к Истории Византийской философии Лурье, а также форуму   http://www.consensuspatrum.ru/index.php (раздел христология и др.).
Но начните хотя бы с попытки постичь Халкидонский орос.

Тогда Вы поймете, что "аватар" это вовсе не ПРАВОСЛАВИЕ, а нечто среднее (на самом деле дикая помесь) между арианством (?), несторианством и монофизитством с монофелитством, и моноэнергетизмом, а также многими другими ересями.

О языческом многобожии инославных (вере, фактически, в бесов) я уже и не говорю ...

Пантеистская "энергия" инославных также не катит, так ее нет в Православии (хотя в этом католики и подозревают православных :-)  ). Тут отсылаю Вас к актам Константинопольского собора 1351 года.


Дружище Сергий, действительно, мною много чего не постигнуто в УТВЕРДИТЕЛЬНОЙ НОТАЦИИ.  8-)
Более того, из всего перечисленного Вами ассортимента слабо или совсем незнаком с христологиями всех видов, философией Лурье, сайтом http://www.consensuspatrum.ru/index.php, Халкидонским оросом, арианством, несторианством, монофизитством с монофелитством, и моноэнергетизмом, а также многими другими ересями.
Более того, всего вышеперечисленного нет, просто нет, не существует в природе.
Это лишь искусственные сущности нашего рассудка, им же самим созданные для собственного самоупражнения и вовлечения человека в бесовскую прелесть с целью закрытия (сокрытия) от него, человека, пространства Духа.
Ту самую прелесть, которая потом снисходительно и авторитетно рассуждает о бесовской сущности "инославных".

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7745
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Беседы с С.С.Хоружим об исихазме
« Ответ #46 : 10 Сентябрь 2014, 19:43:10 »
Дружище Сергий, действительно, мною много чего не постигнуто в УТВЕРДИТЕЛЬНОЙ НОТАЦИИ.  8-)
Более того, из всего перечисленного Вами ассортимента слабо или совсем незнаком с христологиями всех видов, философией Лурье, сайтом http://www.consensuspatrum.ru/index.php, Халкидонским оросом, арианством, несторианством, монофизитством с монофелитством, и моноэнергетизмом, а также многими другими ересями.
Более того, всего вышеперечисленного нет, просто нет, не существует в природе.
Это лишь искусственные сущности нашего рассудка, им же самим созданные для собственного самоупражнения и вовлечения человека в бесовскую прелесть с целью закрытия (сокрытия) от него, человека, пространства Духа.
Ту самую прелесть, которая потом снисходительно и авторитетно рассуждает о бесовской сущности "инославных".
Кому Вы молитесь в Иисусовой молитве? Разве Духу?
Простой вопрос. На сообразительность.  :-)
Почему в своей непрестанно творимой молитве Православные Святые более полутора тысяч лет  молятся именно ИМЕНЕМ Иисуса Христа, а не призывают, например, НЕПРИСТАННО Духа Святого, или как то иначе творят молитву?

Вопрос всем желающим что сказать.
Как Вы понимаете, для молитвенников такой вопрос отнюдь не праздный ...

Это не зачит, что молитвы, таинственно открываемые и даваемые в откровении Духом Святым и отличные от ИМ, не следует творить молитвеннику.

Короче, о наших молитвах ...
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Беседы с С.С.Хоружим об исихазме
« Ответ #47 : 10 Сентябрь 2014, 20:17:45 »
Дух Святой сложно персонифицировать. Иисус ближе, Он как бы более доступен и понятен.  Молились святые не обязательно именем Иисуса Христа. Формулировки были разные. Со временем утвердилась одна - ИМ. Да и та постепенно превратилась в  формальное произношение. Сие никак не означает, что другие молитовки не верны. Когда же молимся духом, то и слова не нужны.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7745
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Беседы с С.С.Хоружим об исихазме
« Ответ #48 : 10 Сентябрь 2014, 22:32:17 »
Дух Святой сложно персонифицировать. Иисус ближе, Он как бы более доступен и понятен.  Молились святые не обязательно именем Иисуса Христа. Формулировки были разные. Со временем утвердилась одна - ИМ. Да и та постепенно превратилась в  формальное произношение. Сие никак не означает, что другие молитовки не верны. Когда же молимся духом, то и слова не нужны.
Спасибо. Все верно сказано.
Но вопрос был особо об этом"Со временем утвердилась одна - ИМ.".
Важно понять: ПОЧЕМУ так произошло?

Неужели это просто СЛУЧАЙНОЕ стечение обстоятельств?

Думаю, это произошло по причине борьбы с прелестью и из боязни поклонится твари, вместо Творца.
Православная вера в Иисуса Христа, Бога, во всем ставшего человеком, кроме греха, и в то же время ипостаси Бога Слова Единого и Единственного Божества (и другой ипостаси во Христе нет), в молитве Его именем, как бы ОДНОЗНАЧНО "гарантирует" молящимуся, что он обращается именно к Единому и Единственному Божеству, а не к бесам, именуемым богами.
Понимаете?

Веруя в исторического Иисуса, как воплотившегося Бога, мы имеем точный адрес молитвы к Божеству ВПОЛНЕ КОНКРЕТНОМУ, ЛИЧНОМУ и единственному.
Молитва "просто к Богу" таким свойством, увы, не обладает.
(Просто сравните ошущение от молитвы "просто к Богу" и от молитвы к Иисусу Христу.) :-)

Православные в своей ЛЮБОЙ молитве к Богу всегда имеют в виду ЕДИНОСУЩНОЕ ТРЕХПОСТАСНОЕ БОЖЕСТВО, имеющее Своей ипостасью Бога Слово - Иисуса Христа: вочеловечившегося Бога.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Колхозник

  • Сообщений: 3118
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Беседы с С.С.Хоружим об исихазме
« Ответ #49 : 11 Сентябрь 2014, 00:32:12 »
Христос говорит самарянке:

"Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев"

Человек, у которого атрофированы духовные уши и глаза, действительно не знает чему кланяется.
Не имея этого тонкого инструмента восприятия, он заменяет духовное поклонение ( беседу духа с Духом. О чем и пишет Александр) поклонением внешним. Не видя Бога как Духа, он поклоняется образу Бога, внешним зрением и внешним слухом, привычным и доступным для него источником мироощущения . Поэтому и воплотился Бог, что Его критически перестали слышать духом. Понадобилась Его внешняя визуализация, что бы люди Его наконец услышали.

И далее Он продолжает:
 
"Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине."


Богу воплощенному (Христу), конечно легче молится внешними устами и душой (умом). Но Бог ищет другого поклонения,  духом, как Сам и свидетельствует.

Кстати кинозритель дал ссылку на работу Хоружего в этой ветке, которая напрямую затрагивает эту проблему. Продублирую ее:

ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА" И "ОТВЕРЗАНИЕ ЧУВСТВ" КАК ФЕНОМЕНЫ ЭНЕРГИЙНОЙ АНТРОПОЛОГИИ. КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ Хоружий С.С.,
http://synergia-isa.ru/lib/download/lib/030_Horuzhy_Otverzenie.doc

 

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Беседы с С.С.Хоружим об исихазме
« Ответ #50 : 11 Сентябрь 2014, 09:32:14 »
Но вопрос был особо об этом"Со временем утвердилась одна - ИМ.".
Важно понять: ПОЧЕМУ так произошло?
Неужели это просто СЛУЧАЙНОЕ стечение обстоятельств?

Думаю, это произошло по причине борьбы с прелестью и из боязни поклонится твари, вместо Творца.
Православная вера в Иисуса Христа... как бы ОДНОЗНАЧНО "гарантирует" молящимуся, что он обращается именно к Единому и Единственному Божеству, а не к бесам, именуемым богами.[/u]

Можно и "подумать" ради очередного неосознанного оправдания или осуждения, но лучше посмотреть объективно - и увидеть обычное ужесточение (а затем и деградацию) формализируемой (молитвенной) системы.

Борьба с прелестью и боязнь поклонения твари вместо Творца - грехи более высокого ранга, чем прелесть (примитивные представления о ней) и низкое идолопоклонство.

Желание получить гарантию спасения - это также очередной грех, область которого чуть выше осознаваемого обычным умом.

Колхозник

  • Сообщений: 3118
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Беседы с С.С.Хоружим об исихазме
« Ответ #51 : 11 Сентябрь 2014, 12:01:51 »
ваууу  … отпиливать такой жирный кусок от жреческой инквизиционной дубины!!!? такой славненькой и удобной! как, как  можно замахиваться на столь "святое"?

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Беседы с С.С.Хоружим об исихазме
« Ответ #52 : 11 Сентябрь 2014, 19:41:08 »
Пальчиками на клавиатуре....
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7745
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Беседы с С.С.Хоружим об исихазме
« Ответ #53 : 11 Сентябрь 2014, 19:58:12 »
Alexander,
Колхозник,
Вы все верно говорите и спора нет.
Есть непонимание моего вопроса с вашей стороны.
Не о энергиях Духа речь у меня, а всего лишь об энергии ИМЕНИ БОГА.
Имя: Иисус Христос - ИМЯ БОГА, ибо это имя ипостаси Бога.
Другое ИМЯ Бога, например, творится в самой краткой молитве: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа (Аллилуиа - хвалите Ях или восхваляйте Господа).

Бог не просто так явил Свое ИМЯ в имени  человеческом: Иисус Христос.

Это небывалое по величию событие.

Но мы даже об этом не задумываемся.

Двойное имя Иисуса Христа есть кратчайший СИМВОЛ ВЕРЫ христианства, и отказ от этого имени - отказ от веры.
Важно также само понятие имени в древнееврейском языке и в том древнееврейском мире .
Так, например, древнееврейское слово   שֵׁ֥ם    "шем", обычно переводимое как "имя", имеет ИНЫЕ и весьма символические значения. Значения эти приведены в прикрепленном файле. Рекомендую взглянуть.
Поэтому молитва именем Иисуса Христа, если использовать внимательную молитву с ПОЛНЫМ пониманием смысла произносимых слов "Иисус Христос" в молитве, а не как произнесение простого идентификатора человека, имеет особый молитвенный эффект - эффект богообщения ...

Я уже не говорю о пока до конца не отвергутых (собором) мыслях имяславцев по поводу имени Бога, в том числе и особо - и имени Иисуса Христа, как Самого Бога ... 
« Последнее редактирование: 11 Сентябрь 2014, 20:34:20 от Сергий »
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

kinozritel

  • Сообщений: 198
    • Просмотр профиля

Re: Беседы с С.С.Хоружим об исихазме
« Ответ #54 : 12 Сентябрь 2014, 07:06:30 »
В формулировке Павла Флоренского – Имя Божие есть Бог, но Бог не есть имя. Подобно отношению к иконе Иисуса
Очень подробно и глубоко  у Лосева в его работе. Миф - развернутое магическое имя  http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Losev/mif_razv.php

kinozritel

  • Сообщений: 198
    • Просмотр профиля

Re: Беседы с С.С.Хоружим об исихазме
« Ответ #55 : 12 Сентябрь 2014, 08:15:10 »
Имя Божие как «место проявления встречи» духа и Духа Святого «место сопребывания» и Одно по смыслу
« Последнее редактирование: 12 Сентябрь 2014, 08:26:00 от kinozritel »

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Беседы с С.С.Хоружим об исихазме
« Ответ #56 : 12 Сентябрь 2014, 09:30:38 »
Имяславцы стали (отчасти) заложниками навороченной догматической системы - их ум уже не мог быть прозрачным и цельным... не говоря об уме оппонентов.

Сергий, зачем весь пафос этой Вашей почти что филиппики? Такая страсть замутняет ум и прячет за собой необъективность. Ведь как просто и поэтично сказал П.Флоренский: икона - окно (в Божий мир). Так и Имя Божие - словесная икона, словесное окно. (Кстати, у любой иконы есть как бы теневая сторона - идол.)

И откуда Ваш извращенный редукционный перевертыш: отказ от этого имени - отказ от веры? Кто-то отказывается? Нет же. Это Вы давите на подсознательный страх стремительным домкратом догматического ума.

Посему призываю к простоте (цельности, прозрачности) ума, поверенного мудростью.

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Беседы с С.С.Хоружим об исихазме
« Ответ #57 : 12 Сентябрь 2014, 12:59:06 »
Возможно можно так сказать, есть имя адрес и есть имя адресат, Сергий пытается сказать о адресате, но жестко соотносит адресата с его адресом...т.е. атрибуты адресата чуть ли не идентично соотносятся с адресом...что ж нормальное магическое восприятие Бога как джина из лампы...

Может тогда стоит зайти на почту :-) и увидеть что как часто там обращают внимание на то что был написан правильно индекс...в рамках делания это можно понять, что Сергий представляет что все силы души его, уже готовы для восприятии Бога, то что он четко доносит все устремления до Бога...что ж высокое мнение о себе конечно но более наивное и детское...и вот как сразу видно становится как восприятие Бога влияет на всю деятельность человека, куда б он своим умом не прикасался нигде удержаться не может, нигде не добивается устойчивого восприятия ни в богословии не в библеистики, не в молитве...молитве как раз и есть начала всех остальных действий, и если человек предпочитает молитве рациональные измышления, то конечно корявый ум выползает и во всем остальном...под молитвой имею ввиду это не дрючить тварные энергии внутрь себя, а напротив от многих движений отрешаясь восходить к единому(не одному) действу...


Поэтому молитва именем Иисуса Христа, если использовать внимательную молитву с ПОЛНЫМ пониманием смысла произносимых слов "Иисус Христос"

если есть понимание слов то зачем их произносить...если имеется ввиду рациональное понимание, то она как раз может стать препятствием для входа в сердце, да и вообще для движения в глубь к проживанию(в котором и раскрывается имя) через ум, сердце и тело как раз смысла имени...не понимать головой( в смысле утверждать надуманный образ в голове) слова надо, а приклоняться к нему душевными чувствами с верой, и тут не речи о гарантиях если понимаем смысл молитвы и то что просим(воздыхаем, молим) о МИЛОСТИ, голову же  склонять в безмолвии, а не наворачивать в неё различные толки...единственное понимание какое может быть это понимание своей немощи, да и вновь не рационально надуманное, а складывающиеся из подвига молитвы из того что трудно для человека держать в единстве различные стремления души...от того и прибегаем к МИЛОСТИ, и тогда от человеческого действа восходим к Божьему и заключаем оба в синергии...

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Беседы с С.С.Хоружим об исихазме
« Ответ #58 : 12 Сентябрь 2014, 13:33:52 »
как просто и поэтично сказал П.Флоренский: икона - окно (в Божий мир)

Всякая икона, или нет? Если можно, приведите пример иконы, являющейся для вас "окном".

Игорь Б.

  • Сообщений: 254
    • Просмотр профиля

Re: Беседы с С.С.Хоружим об исихазме
« Ответ #59 : 12 Сентябрь 2014, 13:42:21 »
Как сказал один понимающий человек, "ум — это не орудие познания, а лишь организатор знания. Знание приходит из другого источника."
От непонимания роли ума и возникают многие проблемы. (Подразумеваю напыщенные философские рассуждения).
Для чего исихазм? Для того, чтобы помочь человеку избавиться от самостной сущности непросвещённого ума и выйти к божественному незамутнённому источнику.