Ап.Иоанн говорит, что страх ущербен - в силу мучений в нем и боязни, имеющих его.
Александр, наверно, находясь в дороге, вы читаете бегло, не вникая в посты. Увидели слово "страх" и ответили словами апостола о страхе. А что до этого в теме говорилось о страхе, о Страхе Божьем, о разных уровнях страха, о страхе рабском, наемничем, сыновьевом, о ведении Страха и т.д.- осталось вами незамеченным. Все подвели под один "страх ущербный" и о нем только и говорите. А ведь ваше слово на этом форуме веско и к нему прислушиваются. Ну да ладно, не хочу спорить, да и не зачем, когда об этом уже много написано и истолковано отцами (
http://bible.optina.ru/new:1in:04:18).
Приведу лишь пояснение Аввы Дорофея к словам апостола Иоанна:
"Святый Иоанн говорит в соборных посланиях своих:
совершенна любы вон изгоняет страх. Что хочет сказать нам чрез сие святой (Апостол)? О какой любви говорит он нам, и о каком страхе? Ибо пророк Давид говорит в Псалме:
бойтеся Господа вси святии Его (Псал.33, 10), и много других подобных изречений находим мы в божественных Писаниях. И так, если и святые, столько любящие Господа, боятся Его, то как же святый Иоанн говорит:
совершенна любы вон изгоняет страх? Святый хочет нам показать этим, что есть два страха: один первоначальный, а другой совершенный, и что один свойствен, так сказать, начинающим быть благочестивыми, другой же есть (страх) святых совершенных, достигших в меру совершенной любви. Например: кто исполняет волю Божию по страху мук, тот, как мы сказали, еще новоначальный: ибо он не делает добра для самого добра, но по страху наказания. Другой же исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его собственно для того, чтобы благоугодить Ему; сей знает, в чем состоит существенное добро, он познал, что значит: быть с Богом. Сей-то имеет истинную любовь, которую Святый называет совершенною. И эта любовь приводит его в совершенный страх, ибо таковой боится Бога, и исполняет волю Божию уже не по (страху) наказания, уже не для того, чтобы избегнуть мучений; но потому что он, как мы сказали, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться ее. И сей совершенный страх, рождающийся от этой любви, вон изгоняет первоначальный страх: посему-то Апостол и говорит:
совершенна любы вон изгоняет страх."
Я рад, что вы принудили меня поискать толкования отцов, ибо к моим словам нет внимания. Рад потому, что нашел здесь подтверждение тому, чему научился в молитве. И то, что писал я об уровнях страха и о том, что высший страх уничтожает низший, подтверждает и Авва Дорофей и Максим Исповедник. И о том, что есть совершенный страх, который иначе называется Страхом Божьим с большой буквы.
И этот совершенный Страх не уничтожается в человеке до конца жизни, на какую бы высоту духовной лестницы он не взошел. Для подтверждения этих слов приведу пояснения прп. Максима Исповедника:
"поскольку страх, как я сказал, бывает двояким, один - чистым, другой - нечистым, то, значит, тот страх, который, будучи нечистым, возникает при проступках и в ожидании наказания, имеет причиной своего происхождения грех, а поэтому не пребудет всегда, уничтожаемый вместе с грехом через покаяние; чистый же страх, всегда возникающий независимо от памятования при проступках, не уничтожается никогда. Потому что он каким-то сущностным образом был внедрен Богом в тварь, делая явной для всех естественную досточтимость Его превосходства, превышающего всякое царство и силу. Поэтому тот, кто не боится Бога как Судью и не благоговеет пред Ним по причине преизбыточествующего превосходства [Его] беспредельной силы, справедливо не имеет лишения, будучи совершенным в любви, хотя и с благоговейным страхом и подобающим преклонением любит Бога.
Такой человек стяжал страх, пребывающий в век века, и ему несть лишения ни в чем.