Neovit наполнен ментальной тяжестью и шаблонами. Ожидание благодати, само по себе, ни как не свидетельствует о высокоумии. Ибо если не ждать благодати, то остаётся ждать смерти и мучения.
Ожидание благодати свидетельствует не о высокоумии, а о высоком мнении о себе. Разница существенная.
Поясню почему так, хотя внимательный читатель уже давно прочитал об этом у отцов, например, у прп. Исаака.
В молитве или ином делании человек, ожидающий воздаяния за сами дела, дерзает считать себя достойным даров Духа. И в этом проявляется его высокое мнение о себе или высокомерие. происходящие от гордыни. Воздаяние же или благодать даются не за дела, но по мере смирения человека, творящего молитву или делание.
"Если будешь трудиться в прекрасной добродетели и не почувствуешь, что вкушаешь от нее наслаждение, то не дивись. Ибо пока не смирится человек, не получает награды за свое делание. Награда дается не за делание, но за смирение". (прп.Исаак, Слова подвижнеческие. слово 34).
И далее в слове 41:
"Отречемся от того, чтобы искать у Бога высокого, когда не посылает и не дарует Он этого, потому что Бог знает сосуды, избранные на служение Ему.
..."Кто не почитает себя грешником, того молитва не приемлется Господом". Если же скажешь, что некоторые отцы писали о том, что такое душевная чистота, что такое здравие, что такое бесстрастие, что такое созерцание, то писали не с тем, чтобы нам с ожиданием домогаться этого прежде времени; ибо написано, что не приидет Царствие Божие с соблюдением (Лк.17:20) ожидания. И в ком оказалось такое намерение, те приобрели себе гордость и падение. А мы область сердца приведем в устройство делами покаяния и житием, благоугодным Богу; Господне же приидет само собою, если место в сердце будет чисто и неоскверненно".
Полагаю этого достаточно, чтобы согласиться с тем. что молиться надо о помиловании. не ожидая помилования, но с надеждой на помилование и верой в милость Господа, которая в том и проявляется, что дается нам то. что дается. Если. конечно, под помилованием понимать не юридеческое оправдание, а то исконное значение. которое имеет словосочетание "Господи, помилуй меня" в Писании. В дословном переводе с еврейского это означает "Господи, облагодатействуй меня" или преобрази меня благодатью, т.к. слова миловать и благодать имеют один корень.
А вот ждать смерти и мучения - это другая крайность дуалистического мышления, так же, как и ожидание благодати. В этих крайностях слабы вера, и надежда и нет опыта взаимодействия с благодатью Духа Свята.