Исихазм

Автор Тема: Мистический плач исихаста  (Прочитано 18725 раз)

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Мистический плач исихаста
« Ответ #60 : 11 Сентябрь 2014, 02:50:53 »
Несомненно, стабильность пребывания заповедана Иисусом - "пребудьте во Мне". И тут Грация по неопытности отвергает это...

Немного непривычно  читать подобное: "стабильность пребывания заповедана Иисусом ".  Наверное, соглашусь, не достаточно опыта у меня. По своей неопытности не встречала пока подобных мыслей у отцов.  А из того, что прочла, возможно, что неверно поняла.

Если я заблуждаюсь, поправьте меня, пожалуйста!
Грация, о естественном стремлении всякой твари и в том числе ума человеческого к стабильности в Боге говорится у прп.Каллиста Ангелекуда:
"Всякое движение какой бы то ни было твари и, конечно, и самого ума имеет в виду и действительно усиленно стремится к неподвижному и спокойному состоянию;" и т.д.
« Последнее редактирование: 11 Сентябрь 2014, 03:36:25 от Neovit »

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Мистический плач исихаста
« Ответ #61 : 11 Сентябрь 2014, 03:49:13 »
Свобода воли даётся до конца жизни на земле, и все приложения к ней - тоже.
И это не просто логические заключения. Я это наблюдаю постоянно.
Думаю, что последний свой выбор воли человек делает после смерти.
Никодим, святые отцы. вкусившие бытие будущего века при земной жизни, пишут, что все решается до смерти и не будет уже выбора воли человеческой после смерти. Лучше доверится их опыту, чем своему уму, думающему иначе.
Краевед, а как это вы наблюдаете постоянно?

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Re: Мистический плач исихаста
« Ответ #62 : 11 Сентябрь 2014, 08:51:46 »
Свобода воли даётся до конца жизни на земле, и все приложения к ней - тоже.
И это не просто логические заключения. Я это наблюдаю постоянно.
Думаю, что последний свой выбор воли человек делает после смерти.
Никодим, святые отцы. вкусившие бытие будущего века при земной жизни, пишут, что все решается до смерти и не будет уже выбора воли человеческой после смерти. Лучше доверится их опыту, чем своему уму, думающему иначе.
По милости Божьей, мне то же довелось вкусить краешек бытия будущего века, и на своей "шкуре" ощутить ее. Решается все, если хотите на 40 день посмертии, когда оголяется все естество души, и она сама уже делает то, что должна сделать.Но преддверием выбора, конечно считается сама жизнь человека до смерти, когда эта склонность естества формируется. Имея хотя бы три навыка, такие как: смирение, терпение, покаяние способны помочь душе сделать правильный выбор, не отвернуться от Света Истины, так как этот свет  будет не стерпим для души наполненной страстями.И она по естеству своему может просто отвернуться. Мне довелось увидеть участь в посмертии одного своего родственника в первую неделю после смерти, и после 40 дня... Разница бытия катастрофическая.
Храни вас Бог!

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Re: Мистический плач исихаста
« Ответ #63 : 11 Сентябрь 2014, 08:55:16 »
NeovitЯ понял это умом, но сердце не соглашалось и все равно хотело, чтобы было по-моему. Тогда меня пронзила мысль, что мое отчаяние есть плод сознательного упорства против Промысла Божьего о ближнем. И что его скорби и мои страдания даны нам во благо.
Это очень ценное открытие. Оно открывает глаза на промысел Божий о людях.
Храни вас Бог!

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Мистический плач исихаста
« Ответ #64 : 11 Сентябрь 2014, 13:15:25 »
Грация, о естественном стремлении всякой твари и в том числе ума человеческого к стабильности в Боге говорится у прп.Каллиста Ангелекуда:
"Всякое движение какой бы то ни было твари и, конечно, и самого ума имеет в виду и действительно усиленно стремится к неподвижному и спокойному состоянию;" и т.д.

Эх! Ну почему у меня нет такой родни…) Они мне  - о естественном стремлении, а я им – об утолении стремления, они мне – о стабильности, а я им – об исполнении веры… они мне о неподвижности, а я им – о приснодвижном покое…Эх… Отправлю ка их опять на прогулку созерцать Творца в своих творениях, а сама – к вам!))

Спасибо, Неовит! Совсем забыла о Ангелликуде. Точно! Он много об этом писал… Но у меня язык не поворачивается назвать все это «стабильностью». Сказать о себе, что ищу стабильность или же уже имею ее в Боге – для меня вершина проявления эгоизма в его самом тонком и дерзостном исполнении. В соседней богословской ветке идет раскрытие скрытых для обычного ума тонких состояний греховности человека «более высокого ранга»… Наверное, это отдельная тема…Стабильность – из той же копилки…

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Мистический плач исихаста
« Ответ #65 : 11 Сентябрь 2014, 13:26:03 »
Сеется тело душевное, восстает тело духовное… Желание стабильности и т.п. – это то, что должно быть посеяно, хорошо спрятано, чтобы произошло рождение  и рост духовного.  Сначала человек собирает богатства, так растет его душевное тело, но затем он отказывается и от них.  Душа развивается в поиске и сохранении духовных ценностей.  Рожденному в Духе не нужны прежние приобретения, они как тяжелый груз мешают подниматься к Богу.  И чем выше поднимается человек, тем меньше с собой ему надо брать…  Сосуд души должен быть чистым и пустым… от всего земного и открыт только Божьей Любви и ничему больше… Стяжавший Любовь, взошедший на самую вершину, возвращается в мир… несет ее в своем сердце, чтобы отдавать...  А что несет с собой желание стабильности?...

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Re: Мистический плач исихаста
« Ответ #66 : 11 Сентябрь 2014, 13:48:02 »
Может это назвать не стабильностью, а навыком...Когда поступаешь по естеству всегда одинаково.
Храни вас Бог!

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Мистический плач исихаста
« Ответ #67 : 11 Сентябрь 2014, 14:05:36 »
...Когда поступаешь по естеству всегда одинаково.

Жаль, нет зевающего смайлика!  Ничего личного, Никодим! просто представила себе такого человека!))

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Re: Мистический плач исихаста
« Ответ #68 : 11 Сентябрь 2014, 14:59:25 »
Как вы думаете, испытывает ли смиренный человек смирение? Ощущает себя смиренным? И какое чувство в нем рождается по естеству на любое дело?
Храни вас Бог!

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Мистический плач исихаста
« Ответ #69 : 11 Сентябрь 2014, 15:08:52 »
Думаю, что смиренный в Боге человек не ощущает себя ни смиренным, ни не смиренным, он просто живет и просто любит и не думает о том, какой он.  Чувство любви к Богу и благодарность к Нему изливается из сердца такого человека. Любая мысль о себе может в один момент остановить этот блаженный поток. Нищета духа – это не просто слова…

Также как и слова «Блаженны алчущие и жаждущие правды ибо они насытятся»… Насыщение возможно только в Боге и Богом. Можно ли назвать такое насыщение стабильностью? Господь стал для человека Хлебом и Вином, насыщающим и утоляющим его духовные жажду и голод. Может ли жаждущий напиться до состояния стабильности, когда уже пить ему больше никогда не захочется? Встречали ли вы когда-нибудь хоть одного святого, полностью утолившего свою жажду Господом? Может ли алчущий наесться до такого же состояния? Можете ли вы представить себе, что можно навсегда насытиться Господом? Я не могу… Мне кажется, что человеческий дух всегда будет алкать и жаждать Господа, насыщаться и снова алкать… Жизнь в Духе, в Боге – это не состояние полного покоя… Это вечное движение ненасытного человеческого духа в Боге – приснодвижный покой, как говорят отцы.

Так! Всё.. мои возвращаются... Наверняка алчущие и жаждущие...))

lily

  • 3
  • Сообщений: 3808
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Мистический плач исихаста
« Ответ #70 : 11 Сентябрь 2014, 16:08:28 »
А что несет с собой желание стабильности?...


“Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое”
And death shall have no dominion

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Мистический плач исихаста
« Ответ #71 : 11 Сентябрь 2014, 17:23:39 »
свои, наших бьют... :-D примем бой...

все верно, о чем Грация и говорит, кто ИСПОЛНЯЕТ, т.е. движим вечность у того это движение твердо как камень...а кто стал на СВОИХ(прежних приобретениях) образа царства(слушает слова) в виде догматов, халдиконских оросов,таинств, посвящений в сакральное, тонких планах итд...у того такое строение как песок будет рассыпаться  во времени... :-) что в принципе можно уже видеть сейчас, когда ум вихляет и буровит не весть что...любовь и есть ровное стремление ко Благу, рвущий и грызущий, обсасывающий плоть земли не достигает сего...
« Последнее редактирование: 11 Сентябрь 2014, 17:40:53 от veresk »

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Re: Мистический плач исихаста
« Ответ #72 : 11 Сентябрь 2014, 18:15:48 »
Грация, благодарю. Вы правильно поняли мой вопрос. Ключевое слово вы сказали еще в самом начале. Я рад за вас.
Храни вас Бог!

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Мистический плач исихаста
« Ответ #73 : 11 Сентябрь 2014, 18:36:06 »
Совсем забыла о Ангелликуде. Точно! Он много об этом писал… Но у меня язык не поворачивается назвать все это «стабильностью». Сказать о себе, что ищу стабильность или же уже имею ее в Боге – для меня вершина проявления эгоизма в его самом тонком и дерзостном исполнении.
Вообще-то, термин "стабильность" я тоже раньше не встречал у святых отцов. А Краевед употребил его в смысле "упокоения" в Боге или "единения". Стабильность может отражать и непоколебимость в следовании за Христом, как говорил о.Софроний - "колебания в поисках непоколебимого":
" ... мы колеблемся в нашем решении следовать за Ним. Пребывать же вне Его Света тоже становится отвратительным. И так, дух мой стоял пред двумя положениями: ложно смирившись, смешаться с окружающей нас действительностью и осудить себя на растление, или принять страшный призыв Христа. Когда я избрал второе решение, тогда возродился я к жизни в Боге Живом."

Конечно, мы ищем Бога, а не стабильность или упокоение. Но наша природа твари естественно тоскует о том, что свойственно Творцу - совершенной непоколебимости и совершенного покоя, которые  в тоже время есть и непрестанные изменение и движение. Искать же упокоения от трудов прежде времени равносильно самоубийству.

" ... в покаянном плаче восстанавливается наша способность, убитая грехом, воспринимать исходящий от Бога — Святой Троицы — Нетварный Свет. Но что показал мне мой собственный опыт? Вот что: десятилетия моих рыданий над моим внутренним мертвецом — не сделали меня непоколебимым в жизни по Богу: грех в той или иной форме побеждает меня. Каждое скольжение в грех глубоко опечаливает душу. Помимо сего — у нас, т.е. у меня, очень часто нет уверенности — насколько праведен я в моих действиях, или насколько я далек от истинно святой жизни. Особенно это при конфликтах с людьми. Нас преследует постоянное сознание нашей недостаточности, и мы говорим Господу: “прости меня, недостойного раба Твоего” (ср. Лк. 17, 10). Конечно, как монах я научен осуждать себя за все, — “держать ум свой во аде”. Но сие дело требует великого терпения. И только таким путем успеваем мы уменьшить число томительных для сердца и ума колебаний. Совершенная же непоколебимость — явится заключительным на вечность даром Бога, Спасителя нашего".

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Мистический плач исихаста
« Ответ #74 : 11 Сентябрь 2014, 18:37:13 »
А что несет с собой желание стабильности?...

“Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое”

Человек всегда находится перед выбором – сберечь свою душу или погубить ее ради Господа… построить дом на камне или же на песке… Господь предлагает нам сделать этот выбор  Себя Собою же. Но при этом Он и не лишает нас свободы выбора ни на минуту. Мы наделены даром свободно выбирать Бога. У нас остается свобода выбора всегда… Поэтому и падение возможно. Мы должны по доброй воле выбрать Бога, сделать это осознанно, по Любви, потому, что иначе не можем без Него… ни есть, ни дышать… ни жить… Бог не насилует человека, мы все выбираем сами. Все время… и если делаем свой выбор в Боге – то ни здесь, на земле, ни в вечности мы также не лишены этой свободы.

Можно по-разному понимать, как совершается наш выбор. Но в основном все согласны, что сознательный выбор делается благодаря метанойе, т.е. перемене ума.  К примеру, мы понимаем, что метанойя неотделима от понятия исихии, сведения ума в сердце, непрестанной чистой молитвы, созерцания... Кто-то понимает немного иначе: что выбор человек должен сделать раз в жизни, например, при крещении. Кто-то идет дальше, у него выбор Бога происходит при посещении служб, причащении, паломничестве и т.п. Кто-то понимает, что выбор делается на каждой из ступенек восхождения. В зависимости от понимания и остается место для желания стабильности. Тот, кто только принял крещение, верит, что Господь все искупил и ему уже делать ничего не надо, только жить по заповедям, смысл которых в сознании несколько размыт, ибо стабильность уже явлена в Спасителе. Тот, кто ходит на службы, верит, что спасение в частой исповеди и причастии. Тот, что движется осознаннее, уже воспринимает свой рост ступенчато и что каждая из ступенек дает какой то период стабильности и что падение уже невозможно, так как, поднимаясь, человек меняется в Любви Бога, а значит, назад дороги нет, пришла стабильность и уверенность в победе.

В исиххии тоже ступени есть, но вот места для желания стабильности не остается. Желание стабильности - это принятый в сердце помысел. Этот выбор, длиною в жизнь (камня или песка, Бога или нет) мы учимся делать не во времени или простанстве, а там, где может вечно жить Господь – в духовном сердце человека. А это значит, что этот выбор мы должны делать так же как дышим, просто и естественно, а не время от времени или от случая к случаю.  Как говорят отцы, непрестанно. Непрестанный выбор Бога – это непрестанная молитва в сердце. Желание стабильности возникает от мысли о том, что может быть какое-то устойчивое состояние моей души в Боге. Но душа, познающая и познавшая Бога, знает, что у любви нет стабильности. Что движение любви вечно. А стабильностью может обладать только то, что способно умереть. Например, наше эго. Поэтому оно больше всех заинтересовано в поиске стабильности. Не верьте ему. Это не голос души. Душа бесстрашна и ей не нужна никакая стабильность. Ей нужна любовь и милость своего Создателя.