Исихазм

Автор Тема: Кратко о себе - практика Иисусовой молитвы в миру  (Прочитано 38046 раз)

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

в письмах игумена Никона Воробьёва
На пути духовном есть момент, который описан кратко, но точно Григорием Синаитом во втором томе еп. Игнатия Брянчанинова, на стр. 373. Прочите это место и все объясняющее его выше и ниже. Я думаю, что человек, сам не переживший этого состояния, никогда не поймет самого главного в духовной жизни, никогда не приобретет сердечного сокрушения, плача, истинной молитвы. Поэтому, в какие одежды ни рядись, все будет только внешнее, а внутреннего изменения не будет, все будет только во внешнем человеке.
   Этот момент очень заметен. Нужно, чтобы не только свои страсти, но и люди оскорбляли бы, и человек увидел бы, что его оскорбляют действительно за дело, что он никуда не годен и не может сам собою исправить себя; тогда-то и прибегнет искренне к Своему Спасителю, заплачет пред Ним, как блудница или блудный сын, и будет лежать в ногах Его, пока не услышит в сердце голоса: “Прощаются тебе грехи твои многие”, иди, борись, терпи, изучай путь духовный, научись непрестанной молитве, плачь в сердце своем о том, чтобы не впасть в руки разбойников, и прочее. С этого момента человек мало будет обращать внимания на людские мнения, даже самых близких людей, мнением которых раньше очень дорожил. Он будет стараться лишь о том, чтобы Господь не осудил Его, не лишил его Своей милости, помощи, чтобы Ему единому угодить.


http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Vorobev/kak-zhit-segodnya/2_29#sel=1239:1,1240:133

вот в тему...
Храни вас Бог!

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Повитуха, это не пример, а образный, притчевый язык, который требует понимания, а не спора. Оспорить что-либо вообще легко. В рамках же Вашего выбора Вы не совсем верны: открытая тема подобна открытой дороге. Тендеры, подрядчики и и пр. - в прошлом, когда осмысливалась тема, решалась ее направленность, определялся раздел для нее. Тема открывается, и в ней идет движение с каждым новым сообщением - это умственное развертывание-постижение и перемещение ума по ней. Дорога уже построена и, одновременно, продолжает строится, отныне она - всеобщее достояние. Естественно, всеобщее достояние - при щедром уме. Жажда эгоистического обладания диктует другое отношение: брать мзду или закрыть, если мздоимство не удается.

Andrei

  • Сообщений: 95
    • Просмотр профиля

в письмах игумена Никона Воробьёва
....
http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Vorobev/kak-zhit-segodnya/2_29#sel=1239:1,1240:133

вот в тему...
Эти письма сейчас дочитываю, даже жалко что скоро дочитаю. Но оставляют очень глубокое впечатление и по форме и по сути. Хотел Виктору посоветовать почитать, если не читал. Но как то ... Кто я такой с советами ....
 
в письмах игумена Никона Воробьёва
...  самого главного в духовной жизни, ... сердечного сокрушения, плача, истинной молитвы. ...
Так ведь очень похоже на то что описал Виктор. А дальше - помоги Господи.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Никодим, действительно, это очень важный момент на пути становления, когда человек подвергается оскорблениям и понимает, что его оскорбляют "за дело". Однако как тонка грань, отделяющая покаянное понимание от симуляции, как легко происходит подмена терпения оскорблений эгоистическим поиском оскорблений для возгревания тщеславия...

И еще. Если "человек мало будет обращать внимания на людские мнения, даже самых близких людей, мнением которых раньше очень дорожил" и "будет стараться лишь о том, чтобы Господь не осудил Его, не лишил его Своей милости, помощи, чтобы Ему единому угодить", то на верном пути будет находить волю Господа и во мнении близких людей, а на неверном пути будет принимать свое своеволие за Его волю. Так потому что нашедший Господа будет видеть Его в другом человеке - и любить его, а ненашедший Господа будет видеть в ближнем лишь помеху.

Повитуха

  • Сообщений: 664
    • Просмотр профиля

Александр, я и не спорю, а делюсь своим видением предложенного Вами же  ОБРАЗА или ПРИТЧИ ( а  в них - ситуации способа " строительства" темы- дороги ) ,   но только в том виде как Вы написали  прежде : " начал строить человек дорогу к СВОЕМУ дому". Форум , очевидно Ваш, но опыт-то Виктора и  он тоже имеет право на свой выбор, даже если он совсем не прав  и  не готов это признать , это не повод делать из него притчу.

 Когда Христос говорил " трудно богатому войти в царство Небесное " ,  он не говорил трудно "Шепиловым"  туда войти ,  или даже -  "Иудам",  но говорил -  "трудно богатым" или  "горе предавшему".  Очень надеюсь, что Вы увидели разницу.
Лк.8:18. "Блюди́теся ýбо, кáко слы́шите: и́же бо и́мать, дáст­ся емý: и и́же áще не и́мать, и éже мни́т­ся имѣ́я, вóзмет­ся от­ негó."

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Никон Воробьев и истинное покаяние.. хочу сделать заметку. Никто не знает что это такое пока не начинает видкть а точнее ПРОЖИВАТЬ свое личное поражение первородным грехом,  а словами псалма Моисея - гнев Божий на себе и последующую смерть. Даже когда обильный непроизвольный плач и тп. Так и каемся - сокрушаемся в своих и более в общих представлениях аглавное в общеиспорченном массовом церковном духе, унылом и доживающем  до апостасии. А когда по умолению и дару это открывается, то все, пардон, меняется. И несмотря на  коллосальность и тотальное поражение,  в свете Христовой  жертвы, сокрушение это живое и хорошо переживаемое чувство обновления составов, а не нечто болящее и ломящее в уныние. Когда идет естественно, а оно собственно только тогда и может быть самодвижным , саморождающемся и естественным когда общечеловеческое падение узнается в себе, а не выжато-"католическим" как мой духовник любит говорить. Но  католическим не католическим, в это очень многие скатываются, скатился и я сам. А вылезти чистым невозможно. А есть вещи и того хуже - привыкнуть к самобичеванию. У новых афоно-ориентированных это у всех без исключения.

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

И Вы замечаете разницу в обсуждении слов человека, произнесенных им на открытом форуме (обсуждение того, что могут нести в себе эти слова) и обсуждении самого человека?

надеюсь, стараюсь... Помогает  и пример про  Хама и слова  Иова многострадального ( 36:17): «суждение и осуждение – близки»

Повитуха! Я смотрю на ситуацию также как Вы – не глазами Александра, а своими. Пишу  Вам в надежде, что Вы это хорошо понимаете!)

Спасибо Вам за то, что описали более четко проблему. Попробую  и я сформулировать свою мысль яснее. В этой теме были приведены отрывки слов Карелина. И обсуждение в теме происходило исключительно этих слов и того не заметного на беглый взгляд влияния, которое эти слова могут оказывать на неокрепшие умы. Если бы это касалось  одного только ума Виктора, то и не понадобилось бы вводить подобный собирательный образ, за который, кстати, Александр сразу же попросил извинения, предвидя возможную реакцию. Но, на примере дальнейшего развития этой темы, и не только, мы видим, что воздействие слов и мыслей Карелина на умы достаточно сильное и даже не осознаваемое этими умами, только вот не всегда это воздействие вызывает  полное приятие и любовь, а, напротив, ведет такие умы к желанию противопоставлять и осуждать. Обычно на подобную блесну интеллектуально выверенных слов попадаются умы, склонные не замечать пока сути, а видящие лишь внешнюю православно верную оболочку.

Этот форум посвящен  умному деланию, возможным ловушкам, в которые может попадать пока неокрепший ум и помощи выбраться из подобных ловушек.

Поэтому, когда использовался собирательный образ «шипиловы», то речь шла не о Викторе и из него не творилась притча и не обсуждалась сама личность автора, а тем более не осуждалась.  Речь шла не о грешнике, не о личности и не о качестве этой личности.  А о том, что мы можем следовать за какими-то идеями, мыслями, не имея пока должной ясности ума и от этого рискуем оказаться и оказываемся подчас в ловушке осуждения и противопоставления, что и выражается в тех словах, которые человек произносит на форуме.  Эти слова и тот источник, который повлиял на них, а не человека мы и обсуждаем. Надеюсь, что теперь, Повитуха, Вы видите это яснее.

Этот образ использовался для более сильного указания на тот факт, что если ум неокрепший, то его могут ждать не такие уж гладкие и приятные встречи на пути, о которых он мечтает, как о спасительном наставнике и советчике. И что надо быть бдительным и готовым к укреплению ясности своего ума, причем, эти слова я не воспринимала исключительно в адрес Шипилова, я воспринимала их обращенными лично в свой адрес, т.к. тоже есть еще над чем работать.

Поэтому не вижу здесь ни «обсуждение человека», ни тем более его осуждения. Если Вы говорите о «наготе ума», то тогда вопрос, для чего человек приходит на этот форум, чтобы учиться, обретать ясность и чистоту ума  в совместном с братьями и сестрами диалоге или с другой какой-то целью? Вы же понимаете, что мы здесь обнажены друг перед другом и только лишь чистота видения позволяет видеть истинный свет ума и его загрязнения или искажения. И этой чистоте нам надо учиться. За что и спасибо братьям и сестрам, делающим замечания и указывающим на проявления несовершенства ума не в абстрактной форме, а в ходе развернувшихся дискуссий. Вот строил Шипилов дорогу, и я ему благодарна за это. Надеюсь, что не одна. Не зря человек строил!)

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

И еще. Если "человек мало будет обращать внимания на людские мнения, даже самых близких людей, мнением которых раньше очень дорожил" и "будет стараться лишь о том, чтобы Господь не осудил Его, не лишил его Своей милости, помощи, чтобы Ему единому угодить", то на верном пути будет находить волю Господа и во мнении близких людей, а на неверном пути будет принимать свое своеволие за Его волю. Так потому что нашедший Господа будет видеть Его в другом человеке - и любить его, а ненашедший Господа будет видеть в ближнем лишь помеху.
Alexander, судите тут по человеческому разумению... Простите... Но Никон тут говорит об очень верном подходе, с малой поправкой на свое разумение. Мало обращать внимание,это не совсем не обращать... И как человеку открывающемуся Божий промысел ,он видит, к чему их,родных, действия и слова могут привести... Понимаете о чем я говорю? Тут читается каков уровень погружения у отца Никона в молитву и благодать.
Храни вас Бог!

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

в письмах игумена Никона Воробьёва
Я думаю, что человек, сам не переживший этого состояния, никогда не поймет самого главного в духовной жизни, никогда не приобретет сердечного сокрушения, плача, истинной молитвы. Поэтому, в какие одежды ни рядись, все будет только внешнее, а внутреннего изменения не будет, все будет только во внешнем человеке.
Никодим! Выдержкой из писем мной приводился в данной теме пример такого плача, который не от человека рождается, а от Бога находящий. Знаете что самое удивительное - кто не познал этот плач на практике, тот не познал внимательной молитвы.
Нужно, чтобы не только свои страсти, но и люди оскорбляли бы, и человек увидел бы, что его оскорбляют действительно за дело, что он никуда не годен и не может сам собою исправить себя; тогда-то и прибегнет искренне к Своему Спасителю, заплачет пред Ним, как блудница или блудный сын, и будет лежать в ногах Его, пока не услышит в сердце голоса: “Прощаются тебе грехи твои многие”, иди, борись, терпи, изучай путь духовный, научись непрестанной молитве, плачь в сердце своем о том, чтобы не впасть в руки разбойников, и прочее.
Никодим! А я уже писал в этой теме о том, что оставил бизнес, ушел обычным рабочим и работаю в подчинении много лет и все что вами приведено из писем Никона Воробьева, познаю много лет на личном опыте. Только вот к сожалению "такой пустячок" на данном форуме просто не знают. Вот эта выдержка, вы прочитайте и сравните: "Во время твоей молитвы (чаще всего рассеянной, помыслами боримой) к тебе приходит Благодать Божия, находит плач и начинают течь слезы, тебя охватывает молитвенный находящий Дух и твоя обычная молитва становится совершенно иной не похожей на ту, что только что была. Ты был взрослым мужиком, но что с этим мужиком вдруг случилось такого, что он стал в одно мгновение  малым ребенком, каким был еще в далеком детстве, которое плачет словно дитя малое, плачет пред Лице Божие и жалуется Господу Своему на насилующий его грех. Всему есть время, отходит эта благодать Божия и все возвращается на круги своя".

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Эти письма сейчас дочитываю, даже жалко что скоро дочитаю. Но оставляют очень глубокое впечатление и по форме и по сути. Хотел Виктору посоветовать почитать, если не читал. Но как то ... Кто я такой с советами ....
Андрей! Вы опоздали с советом, потому что я учился практике Иисусовой молитвы по свт. Игнатию Брянчанинову "Аскетические опыты". Рекомендую и вам попробовать осилить эти две книги и поверьте что обретете там (по прочтении) несравненно больше того, что вы почерпнули из писем Нинона Воробьева.
 

Колхозник

  • Сообщений: 3022
  • Владимир
    • Просмотр профиля

И еще. Если "человек мало будет обращать внимания на людские мнения, даже самых близких людей, мнением которых раньше очень дорожил" и "будет стараться лишь о том, чтобы Господь не осудил Его, не лишил его Своей милости, помощи, чтобы Ему единому угодить", то на верном пути будет находить волю Господа и во мнении близких людей, а на неверном пути будет принимать свое своеволие за Его волю. Так потому что нашедший Господа будет видеть Его в другом человеке - и любить его, а ненашедший Господа будет видеть в ближнем лишь помеху.

Александр, все так и есть как Вы описываете. Но для кого это становится очевидным и когда, на какой ступени?  Одно дело б этом прочитать и из прочитанного сделать свое представление (фантазию), а другое дело реально в каждом усмотреть Свет Духа и Его образ. Или Вы не знаете, что если есть человек, вам сильно доверяющий и имеющий высокую степень чувствительности, то он может не имея собственного виденья, видеть просто в силу того, что прилеплен к вам. Отойди он по какой то причине от такого с вами единения, и куда только денется его высокая духовность.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

...начал строить человек дорогу к СВОЕМУ дому". Форум , очевидно Ваш, но опыт-то Виктора и  он тоже имеет право на свой выбор, даже если он совсем не прав  и  не готов это признать , это не повод делать из него притчу.

 Когда Христос говорил " трудно богатому войти в царство Небесное " ,  он не говорил трудно "Шепиловым"  туда войти ,  или даже -  "Иудам",  но говорил -  "трудно богатым" или  "горе предавшему".  Очень надеюсь, что Вы увидели разницу.

Повитуха, все очень просто :) - о чем я уже говорил - начал строить к СВОЕМУ дома, и тут же оказалось, что дорога общественная. Дом свой, а дорога общественная. Ум свой, а обмен мнениями общественный. Это просто. Просто тогда, когда умаляется жажда и боль эгоистического обладания. Когда же человек полон эгоистическими желаниями, наплевательством и ненавистью к ближним, он идет и засыпает (просит засыпать, если не может сам) мусором общественную дорожку только потому, что участвовал в ее совместном строительстве когда-то, но не срослось.

Надеюсь, вы поймете такое простое объяснение.

Призываю к цельному прочтению Евангелий. Опять-таки, не сложно заметить, у Господа есть и личные (конкретные) обращения, как говорится, в лоб (типа: отойди от меня, сатана; Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего; Я уже не называю вас рабами - и тп.) А каково Вам обращение Иоанна к пришедшим к нему фарисеям и саддукеям: порождения ехиднины?!   

О других недочетах Вашего видения сказала Грация. Добавлю чуток: если Вы введенный мной (с извинениями) собирательный образ "шипиловых" превращаете в "Шепилова", т.е. делаете его куда более личным (как говорят в народе, переводите на личности), то и сами несете ответственность за это намеренное искажение. Это как слегка мазнуть чужую вещь грязью, а затем обвинить владельца вещи в том, что она грязная.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

И еще. Если "человек мало будет обращать внимания на людские мнения, даже самых близких людей, мнением которых раньше очень дорожил" и "будет стараться лишь о том, чтобы Господь не осудил Его, не лишил его Своей милости, помощи, чтобы Ему единому угодить", то на верном пути будет находить волю Господа и во мнении близких людей, а на неверном пути будет принимать свое своеволие за Его волю. Так потому что нашедший Господа будет видеть Его в другом человеке - и любить его, а ненашедший Господа будет видеть в ближнем лишь помеху.

Александр, все так и есть как Вы описываете. Но для кого это становится очевидным и когда, на какой ступени?  Одно дело б этом прочитать и из прочитанного сделать свое представление (фантазию), а другое дело реально в каждом усмотреть Свет Духа и Его образ. Или Вы не знаете, что если есть человек, вам сильно доверяющий и имеющий высокую степень чувствительности, то он может не имея собственного виденья, видеть просто в силу того, что прилеплен к вам. Отойди он по какой то причине от такого с вами единения, и куда только денется его высокая духовность.

Так я и говорю, что есть следующая ступень постижения, к которой в приведенном Никодимом поучении-цитате  лишь подводят, но, что бы войти (приступить к восхождению) на эту ступень, следует умом и сердцем увидеть недоговоренность и недостаточность поучения. На своем месте оно верное, идем дальше, опираясь на него - вылезают серьезные проблемы, о которых я говорил.

Как, в частности, решал ап.Павел эти проблемы. Он ведь не только озадачивался проблемой малого обращения внимания на мнение людей, но "для всех... сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых". Во исполнении заповеди: "кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий." Повторю, если мало обращать внимание на мнение людей (братьев и сестер) и считать, что "заточен" лишь на исполнение воли Божией, очень легко впасть в сугубую прелесть. Разве поведение основателя данной темы не подтверждает сие? Решение - видеть Божие в ближних, даже если они нас искушают. Находить волю Божию в действиях и словах близких людей.

Колхозник

  • Сообщений: 3022
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Повторю, если мало обращать внимание на мнение людей (братьев и сестер) и считать, что "заточен" лишь на исполнение воли Божией, очень легко впасть в сугубую прелесть. Разве поведение основателя данной темы не подтверждает сие? Решение - видеть Божие в ближних, даже если они нас искушают. Находить волю Божию в действиях и словах близких людей.

Все верно. Можно даже найти поучения святых отцов по этому поводу. Хотя бы вот это, аввы Дорофея:

Цитировать
Случается также, что иной, как кажется ему, пребывает в мире и безмолвии: но когда брат скажет ему оскорбительное слово, то он смущается, и потому полагает себя вправе скорбеть на него, говоря: если бы он не пришёл и не смутил бы меня своими словами, то я не согрешил бы. Вот смешное суждение! Вот обольщение диавольское! Разве тот, кто сказал ему слово, вложил в него страсть? Он только показал ему ту, которая уже была в нём, для того чтобы он, если хочет, покаялся в ней. Такой подобен гнилому хлебу, который снаружи хорош, а внутри заплесневел, и когда кто-либо разломит его, то обнаруживается его гнилость. Так и этот - пребывал, как ему казалось, в мире, но страсть была внутри его, а он не знал о сём; брат сказал ему одно слово и обнаружил гнилость, сокровенную внутри его. Итак, если он хочет получить помилование, то пусть покается, очистится, преуспеет; и пусть видит, что он ещё должен благодарить брата, как доставившего ему таковую пользу. Ибо искушения не будут уже одолевать его, как прежде; но насколько он преуспеет, настолько они окажутся для него легчайшими: ибо по мере того как душа преуспевает, она становится более крепкою и приобретает силу переносить находящие на нее искушения. Как сильное животное, если на него навьючат большое бремя, спокойно несёт его, и когда случится ему споткнуться, то встаёт тотчас и вовсе не чувствует, что споткнулось; если же, напротив, животное бессильно, то и лёгкое бремя отягощает его, и когда оно упадёт, нужна большая помощь, чтобы поднять его.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля


Ты знаешь Андрюха,)) на счет толерантности, мы точно с тобой общий язык я думаю найдем.

Я как вижу если где-то молодой человек начинает хамить девушке- женщине- старику, так у меня с толерантностью тоже чета совсем плохо.

А на счет Карелина все просто. Давай доживем до его лет (85!). Кто знает какими мы будем в это время, и какую ахинею будем нести. А высокопоставленность и регалии втопку.

А если молодой человек скажет что старик всю жизнь прожил но, несмотря на то что искренне и самоотверженно старался, ума не нажил, и несёт ахинею, это хамство?
Серьезно ответьте без Ваших обычных хиханек-хаханек.