Форумские разговоры о свободе воли возникают периодически. И вот схема для понимания. Внешний человек не свободен, у него нет свободы воли, он - раб грехов, доколе не пробудится и не очистится человек внутренний. У внутреннего человека есть шанс на свободу, он может сделать выбор.
Вопрос в этой теме задан от лица внешнего человека. Побуждение к вопросу идет от внутреннего.
Александр, как тогда понимать следующие слова святых отцов:
...Если плоть не будет умерщвлена, и человек не будет весь водим Духом Божиим, то не может он исполнять воли Божией без понуждения себя. Когда же воцарится в нас благодать Духа, тогда уже не будем иметь своей воли, но все, что ни бывает с нами, есть воля Божия. Тогда мир имеем, и сынами Божиими назовутся таковые, ибо они любят волю Отца, как и Сын Божий и Бог. Но этого невозможно никому достигнуть без соблюдения заповедей, которыми всякие наслаждения, т. е. пожелания свои, отсекает (подвизающийся), и всякие огорчения, от сего происходящие, терпит (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 20).
-153. «Светлейшее учение Спасителя нашего таково: "да будет воля Твоя" (Мф. 6:10). Кто искренно произносит эту молитву, тот оставляет собственную свою волю и возлагает все на волю Божию… А воля, внушаемая демонами, состоит в том, чтобы нам оправдывать себя и верить себе, и тогда они легко порабощают человека, [принявшего такой образ мыслей]» (прп. Варсонофий Великий. Руководство, 40, 124).
«Великое благо — предаться на волю Божию. В душе тогда один Господь, и нет другой мысли, и она чистым умом молится Богу. Когда душа всецело предалась на волю Божию, тогда Сам Господь начинает руководить ею, и душа непосредственно учится от Бога... Горделивый не хочет жить по воле Божией: он любит управлять собою сам; и не понимает того, что не хватает у человека разума без Бога управлять собою» (прп. Силуан Афонский. Писания, VI.1).
«В какой мере кто отсекает и смиряет свою волю, в такой же мере он идет к успеху. А чем упорнее держится собственной своей воли, тем больше наносит себе вреда» (прп. Ефрем Сирин. Советы новоначальному монаху, 12)
И как быть со смирением ?
Святитель Игнатий (Брянчанинов) сказал: "Смиренный предает себя всецело воле Божией".
"без [смирения] этой великой добродетели никто не смог стяжать спасения, и нет другой двери, кроме двери смирения, через которую кто-нибудь смог бы войти в Царство Небесное" старец Клеопа(Илие)
По моему истинное смирение и есть тотальная сдача себя Господу. А без него никак. Это единственная дорога в Царство Божие.
Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн говорят:- «Оставь волю свою позади себя, и смиряйся в течение всей твоей жизни, и спасешься».