Извиняюсь за долгое молчание.
Хочу сказать несколько слов о важном правиле, которое для начала сформулирую в виде пословиц: каждая трава на своем корне растет; где родился, там и пригодился; всякой вещи — свое место; не в свои сани не садись... Можно найти и другие пословицы. Смысл, которые они доносят, полагаю, ясен.
Работа с умом, страстями, жизненными силами (душевным телом) и физическим телом имеет успех, когда совершается методами и средствами, соответствующими месту проработки.
Если прорабатывается умственная (головная) область, то, в первую очередь, используются ментальные силы и ментальные приемы обучения. Душевные (эмоциональные, страстные) и физические силы являются вспомогательными, а порой и мешающими, поэтому убираются подальше и даже подавляются. Чем менее развит умственно-душевный состав человека, тем, естественно, более грубыми и насильственными приемами он пользуется. Если страсти прорываются наверх и овладевают головой человека, ум его терпит поражение. Например, одного огненного желания получить высшее образование недостаточно, надо пройти через долгий и нудный еприод ментального обучения. Само по себе желание быстро угаснет или, став неукротимым, свихнет мозги.
Если прорабатывается душевная область (с долей условности: сверху - эмоции, ниже - страсти, еще ниже - жизненные силы), то на первое место выходят силы души. Умственные силы умаляются и начинают носить вспомогательный характер. В ином случае преображения душевных пространств не происходит. Именно здесь, практически в самом начале практики, сходят с дистанции легковесные ментальные аскеты, уповающие на силу мысленных правил и законов. Оказывается, их страстям наплевать на их же мысленные постановления. Аскеты-тяжеловесы находят силы для обуздания и подавления своей страстной природы, загоняя ее в умственную тюрьму, сбегая от соблазнов, способных разрушить ментальные стены. Непреображенные страсти, пораженные и закованные, ждут своего часа... Если не дожидаются, так и усыхают. Если дожидаются, разносят тюрьму по кирпичикам или тихо сбегают, например, в монашескую поэзию
Ум, благословляющий чувства, а не насилующий их, не имеет в самом себе силу благословения. Он должен испросить ее свыше и, преображаясь сам, предложить себя своей душе - как жених невесте. Аскет, насилующий умом свою же душу, всегда будет бояться ее и ненавидеть. Любящий ум, готовый к самопожертвованию, способен и душу свою провести через жертву к взаимной любви.
Продолжение следует...