Исихазм

Автор Тема: Что такое трезвиться ?  (Прочитано 25067 раз)

KirillArt

  • Гость
Что такое трезвиться ?
« Ответ #15 : 10 Июнь 2005, 15:35:07 »
Почему же мне считать это элементом молитвы ? Какая связь ?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Что такое трезвиться ?
« Ответ #16 : 10 Июнь 2005, 16:40:53 »
Потому что к молитве лучше приступать, успокоившись, в умиротворенном состоянии, отринув помыслы, оставив попечения.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Что такое трезвиться ?
« Ответ #17 : 10 Июнь 2005, 17:15:26 »
Цитата: Alexander
***Простите но я так и не понял - могу ли я идти по улице и не думать нио пролом ,ни о насущном , ни о будуюющем - а просто смотреть на окружающий мир и не думать словами***

Можете. Так умеют некоторые дети, и это не плохая способность, которая утрачивается по мере взросления.


Но так умеют не только дети. Такое состояние может наступить, скажем, после горячей покаянной молитвы. Не так ли? Оно хорошее это состояние, но долго в нем пребывать плохо, потому что оно быстро "затуманивается" опять надвигающимися помыслами. Нужно опять приступать к работе.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Что такое трезвиться ?
« Ответ #18 : 10 Июнь 2005, 20:56:34 »
Так умеют не только дети. Но взрослым надо "вспоминать" это состояние, которое бывает спонтанным у детей. Долго пребывать не очень хорошо, и потому что быстро "затуманивается", и потому что можно "уплыть".

Плотский

  • Гость
Что такое трезвиться ?
« Ответ #19 : 06 Июль 2005, 17:54:47 »
ТРЕЗВЕНИЕ
Трезвение - сокровенное познание Божественных Таин, исполнение всякой заповеди
Во всем нужна трезвенность, чтобы и те блага, какие, повидимому, мы имеем, не обратились нам во вред. Преподобный Макарий Египет-ский (33, 144).
Трезвение-это духовное художество; если долго и с постоянным усер-дием им заниматься, оно, с Божией помощью, совершенно избавляет человека от страстных помыслов, слов и дурных дел и дарует верное познание Непостижимого Бога насколько это возможно для нас. Трез-вение - сокровенное познание сокровенных Божественных Таин, испол-нение всякой заповеди Божией, приобщение ко всякому благу будущего века (67, 165).
Трезвение есть и лествица к созерцанию. Оно же учит нас направлять движения трех сил души (то есть мыслительной, раздражительной и желательной) и твердо хранить чувства. В трезвящемся ежедневно возрастают главные добродетели: мудрость, мужество, воздержание и справедливость (67, 165).
Трезвение есть утверждение помысла и стояние его у дверей сердца, так что он видит, как подходят чуждые помыслы, эти воры, скрады-вающие ум; слышит, что говорят и делают эти губители, и каким об-разом демоны предполагают обольстить ум, увлекая его в мечтания. Если мы полюбим труд трезвения, оно очень основательно и внятно покажет искусство мысленной брани и доставит опытность в ней (67, 166).
Один способ трезвения-неотступно следить за мечтанием, или за при-логом, ибо без мечтания сатана не может устраивать помыслы и прельщать ум. Другой-хранить в сердце глубокое молчание, сделать его безмолвным для всего и молиться. Еще один способ - непрестанно в смирении призывать на помощь Господа Иисуса Христа. И еще один-иметь в душе непрестанное памятование о смерти. Все эти делания... подобно привратникам, возбраняют вход дурным помышлениям (67, 168).
Как блага, приятна, светла, сладостна и прекрасна добродетель трезвения, Тобою, Христе Боже, направляемая и человеческим умом проходимая в великом смирении. Ибо она до моря и глубины созерца-ний простирает свои ветви и до рек сладких Божественных Тайн-отрасли свои (Пс. 79, 12), напояет (орошает, освежает) ум, с дав-него времени палимый нечестием лукавых бесовских помыслов и неис-тового мудрствования плоти, которые несут смерть. Трезвение подоб-но лествице Иакова, на верху которой восседает Бог и по которой ходят Ангелы. Оно исторгает из нас всякое зло, отсекает многосло-вие, злословие, оклеветание и весь список чувственных страстей, не желая и на короткое время лишиться собственной сладости (67, 177).
Как без пищи и питья невозможно жить на земле, так без хранения ума и чистоты сердца-что называется трезвением-невозможно душе достичь чеголибо духовного и угодного Богу или избавиться от мыс-ленного греха, даже если бы кто-нибудь страхом мук принудительно удерживал себя от согрешения делом (67, 189).
Начало трезвения ума - воздержание в пище и питии, отвержение и отсечение всяких помыслов и сердечное безмолвие (67, 203).
Когда, с помощью Иисуса Христа, мы укрепимся в трезвении, тогда сначала появится в нашем уме как бы светильник, озаряющий наши мысленные стези; потом как бы луна в полном свете взойдет на твер-ди сердечной; и наконец-как солнце, нас озарит Иисус, сияющий правдою, то есть явивший Себя Самого и Свои всесветлые светы со-зерцаний (67, 203).
Не видит солнечного света родившийся слепым; так не видит сияний обильно исходящей благодати тот, кто не живет в трезвении; не ос-вободится он также от греховных, ненавистных Богу дел, слов и по-мышлений. Таковые во время исхода своего не минуют князей ада (67, 166).
Трезвение есть путь всякой добродетели и заповеди Божией; оно на-зывается также сердечным безмолвием и есть то же, что хранение ума от помыслов (67, 166).
К бодренности и углубленному безмолвию души, к дивным и; неизре-ченным созерцаниям, к разумному смирению, к праведности и любви ведет крайнее Трезвение и непрестанная молитва к Иисусу Христу (67, 167).
Как не следует писать буквы на воздухе, а надо их вырезать на чем-нибудь твердом, чтобы они сохранились надолго, так и с трудом трезвения нам нужно сочетать Иисусову молитву, чтобы прекрасная добродетель трезвения всегда пребывала в нас вместе с Ним и благо-даря Ему вовеки в нас сохранилась. Преподобный Исихий Иерусалим-ский (67, 207).
Тщательно рассматривай самого себя, испытывай свои чувства, чтобы знать, какие из них приносят плод Богу и какие покоряются греху. Преподобный авва Исаия (34, 169).
Рассматривай делание каждого дня, сравнивай его с деланием предше-ствующего и спеши к исправлению (8, 51).
В конце дня и в конце всякого дела, телесного и духовного, прежде упокоения, наша совесть должна быть подвергнута испытанию нашего сердца. Святитель Василий Великий (8, 63).
Каждый день наблюдай, чего в тебе недостает, и не будешь в затруд-нении в час нужды смертной. Преподобный авва Исаия (66, 348).
Проведем строгое испытание не только своих дел, но и слов, и по-мышлений и строго исследуем, как проведен каждый день:
какой грех сделан в продолжение этого дня, сколько дней прожито плохо, какое движение или помышление возбудило нас к недоброму действию. Постараемся, по мере грехов своих, показать и покаяние. Наложим наказание на нашу душу и подвергнем ее укорам, чтобы, вос-став от греха, страшась мучительности прежних ран, она не осмели-лась снова впасть в ту же пучину. Веди в совести запись и замечай свои ежедневные грехи, пусть эта записная книжка каждый день будет открыта перед тобой. Взвешивай сам, что доброго и лукавого сделано тобою. Приводи себе на память реку огненную и горький ад, чтобы страхом мучений приумножить в себе доброе и истребить лукавое. Бу-дем плакать прежде времени, чтобы не скрежетать зубами в свое вре-мя и не рыдать во все времена. Эта жертва угодна Богу, орошаемый этими водами человек приносит плоды, этими водами омывается плоть, этими водами угашается огонь, просветляется тьма, разрешаются узы, обращаются заблудшие, спасаются все, и Бог прославляется (27, 369).
Блажен, кто внимательно испытывал самого себя, замечал в себе мно-гочисленные, едва приметные недостатки, ограждал себя от греха, чтобы умилосердился к нему Бог на нелицеприятном Суде Своем. Пре-подобный Ефрем Сирин (28, 476).
Будем внимательны к себе, и не станем осмеивать других, ибо в нас самих много такого, над чем мы смеемся в других. Преподобный Нил Синайский (48, 234).
Если ежедневно будем грешить и ранить нашу душу, никогда не вникая в это, то, как получающие телесные раны и не лечащие их приобрета-ют неисцелимые болезни и навлекают невыносимую смерть, так и мы навлечем на себя неминуемое наказание (36, 708).
Будем бдительны и не станем безрассудно следовать обычаю других, но каждый день будем испытывать свою жизнь и смотреть:
в чем мы согрешили и что необходимо сделать доброго, чтобы быть угодными Богу (38, 225).
Не оставим без внимания даже малых грехов, но каждый день будем требовать от себя отчета и в словах, и во взглядах, и подвергать себя наказанию, чтобы избавиться от наказания в будущем веке (38, 650).
Внимай себе и отовсюду оглядывай себя: неусыпно стереги себя оком ума; ты ходишь среди сетей, враг разложил повсюду незаметные пет-ли. Святитель Иоанн Златоуст (43, 966).
Если бы мы неизменно пребывали в страже над собою, не предаваясь пресыщению и усыплению и не оскверняя Божия образа, то есть не до-пуская подмены доброго семени,-то сеятель плевел не нашел бы к нам доступа и не возрастил бы в нас достойных огня плевел. Преподобный Исидор Пелусиот (50, 124).
Каждый из нас пусть рассматривает, в каком он находится состоянии. Добровольно ли действует по страсти и удовлетворяет ее; или, не желая действовать по ней, побеждается ею? Действует ли по привычке и, совершив грех, скорбит и кается, что так поступил; или подвиза-ется против одной страсти ради другой, ибо иной молчит по тщесла-вию или человекоугодию... Или он начал искоренять страсть? И ра-зумно ли искореняет ее и делает противоположное страсти? Пусть ка-ждый знает-где он находится. Преподобный авва Дорофей (58, 122).
Блажен кто бодрствует в молитвах, чтении и добрых делах; он про-светится и не уснет в смерть. Преподобный Ефрем Сирин (25, 529).
Нужно бодрствовать, наблюдать за врагом, чтобы, если он употребит какую бесстыдную хитрость, отразить его прежде чем коснется души. Преподобный Макарий Египетский (33, 336).
Внимательный и бдительный не только не терпит никакого вреда от людей, но отклоняет и небесный гнев (37, 492).
Если будем бдительны, то враги не только не повредят нам, но и принесут величайшую пользу, делая нас во всем тщательными, только бы скорбь, ими причиняемая, вела нас не к озлоблению и обидам, а к молитве (38, 788).
Строящий дом, хотя и опытен, хотя и искусен, все же стоит со стра-хом, боясь упасть с высоты. И ты уверовал, совершил много доброго, поднялся на высоту: держи же себя крепко, стой со страхом и смотри бодро, чтобы не упасть оттуда (45, 288).
Нужно трезвиться и бодрствовать, и быть готовыми ко всему, чтобы и в счастье быть сдержанными, и в скорбях не унывать, а сохранять благоразумие. Святитель Иоанн Златоуст (38, 13).
Внемли себе и помни, что сладостное в настоящем будет иметь горь-кий конец, а разжжение плоти породит вечный огонь... Святитель Ва-силий Великий (6, 41).
Блажен, кто, отрешившись от всего, внимает себе и дни свои прово-дит в слезах. Преподобный Ефрем Сирин (28, 200).
В сладостное делание себе избери всегдашнее бдение по ночам, кото-рым все Отцы совлеклись ветхого человека и сподобились обновления ума. В эти часы душа ощущает бессмертную жизнь, ощущением ее сов-лекает одеяние тьмы и приемлет Святого Духа. Преподобный Исаак Си-рин (82, 278).
Если любишь безмолвие,- не примешивай себя к тем, сердце которых всецело устремлено к суетности. Если случится нечаянно быть с ни-ми, будь, как чуждый им (82, 27).
Друзей твоих предварительно подвергай испытанию и не своди со все-ми близкого знакомства. Если заведешь обширное знакомство, не до-веряй всем, потому что мир всквашен на лукавстве. В друга себе из-бери одного брата, боящегося Господа. И прилепись к Богу, как сын к отцу, потому что все люди, за исключением немногих, предались лукавству, земля преисполнилась суетности, попечений и скорбей. Преподобный Антоний Великий (82, 27).
Умоляю тебя: пока находишься в теле, не оставляй ни на минуту сердца твоего без хранения. До самой кончины человека страсти со-храняют способность восставать в нем и неизвестно ему, когда и ка-кая страсть восстанет. По этой причине он, пока дышит, не должен оставлять бдительного наблюдения над своим сердцем; он должен не-престанно взывать к Богу, умоляя Его о помощи и помиловании (82, 145).
Злобные враги твои не дремлют: они неусыпно заботятся о гибели твоей. Не вознеради, не попирай твоей совести, не верь себе, что ты достиг чего нибудь, угодного Богу: ты находишься еще в стране врагов (82, 218).
Человек, пока находится в теле, никак не должен и не может дове-рять себе. Он не способен к неизменяемости. Необходимо ему пребы-вать в непрерывающемся подвиге (82, 222).
Брат! Ежедневно рассматривай себя и раскрывай сердце твое перед Богом, чтобы познать невидимые силы, живущие в сердце твоем. Нет ли в нем негодования или ненависти на брата, зависти, презрения к нему, не уничижаешь ли и не осуждаешь ли его за недостатки, кото-рые представляются тебе в нем. Если найдешь такой яд в сердце тво-ем, то знай, что зараженное им, оно не может угождать Богу (82, 233).
Кто страшится геенны, тот да извергает из сердца все виды злобы, чтобы не пало на него от Господа грозное отвержение. Брат! Внимай сердцу твоему, бодрствуй над ним, потому что неимоверная злоба врагов соединена с их неимоверным коварством... (82,233-234).
Нет ничего, принадлежащего этому миру, что могло бы отлучить от любви Божией тех, которые возлюбили Бога всем сердцем и внимают себе. Внимай же себе, чтобы не вкралось в тебя что-либо враждебное и не отвлекло от любви к Богу... Преподобный авва Исаия (82, 234).
Нужно готовиться к напасти заранее, чтобы оказаться искусным, ко-гда она придет. Авва Иперкий (82, 283).
Если не будем осторожно вести себя по внешнему человеку, то не сможем сохранить и внутреннего человека. Изречения безымянных старцев (82, 394).
Если будем внимательны к своим грехам, то не будем смотреть на грехи ближнего. Безумно оставить своего мертвеца и идти плакать над мертвецом ближнего. Авва Моисей (82, 314).
Как телохранители царя, предстоя ему, не могут оглядываться ни на-право, ни налево, так и человек, предстоя Богу и ощущая страх Его, не может ни на что иное обращать внимание. Авва Серапион (82, 355-356).
Постарайся научиться молчанию, не помышляй ни о чем суетном, зани-майся внимательно в страхе Божием поучением твоим (умной молитвой) и бодрствуя, и упокоившись сном. Совершая это, не устрашишься на-падения лукавых. Изречения безымянных старцев (82, 394).
Будем бодрствовать! установим благое трезвение в храме духа наше-го. Если будешь иметь трезвение-благоустроишь дух твой. Имеющий трезвение сделался уже храмом Божиим. Блажен бдящий при вратах мудрости! Против трезвящегося и бодрствующего не имеют никакой си-лы страсти. Если даже он падет по злой хитрости искусителя, то его немедленно поднимут трезвение и бодрствование его. Напротив того, невнимательный и ленивый, не пребывающий в служении Богу, если па-дает, увлеченный искушением диавола, не видит даже совершаемого им греха. Сердце его ожесточено, оно подобно камню, оно подобно заез-женному и обузданному коню, на которого непрестанно садятся разные всадники, которым он не может противиться (82, 19).
Помышляй всегда и говори себе: "Не останусь в этом мире долее это-го дня". И не будешь согрешать перед Богом. Преподобный Антоний Великий (82, 21).
Если ум не будет тщательно бодрствовать над чувствами, если не бу-дет пребывать в трезвении, то не сможет вкусить духовного бессмер-тия (воскресения из смерти душевной), возносящего в славу, которую открывает Бог подвижнику, удостоившемуся этого бессмертия. Признак духовного бессмертия состоит в том, когда подвиги наши сделаются чистыми и постоянными, когда мы перестанем возвращаться к тем гре-хам, о прощении которых молились (82, 176-177).
Трезвись против духа" наводящего печаль: он распростирает многие сети, чтобы уловить тебя и ввергнуть в расслабление. Печаль по Бо-гу приносит радость и утверждает человека в воле Божией (82, 200).
Господь заповедал нам нести крест... Значение (этой заповеди) за-ключается в том, чтобы ум непрестанно бодрствовал и пребывал в добродетели. Восшедший на такой крест да не сходит с него, то есть да пребывает в постоянном воздержании от страстей. Постоянно воз-держивающийся от страстей умерщвляет их в свое время. Тогда ум воскресает в состояние непобедимости (82, 212).
Ничтожно время земной жизни, но мы обольщаемся и тратим его на пустые дела. Между тем подходит неприметно последний час, и мы подвергаемся вечному плачу. Не пренебрежем хранением сердца наше-го! постоянно будем наблюдать за ним, прилагая все попечение о спасении своем и молясь непрестанно благости Божией, чтоб она по-могла нам... (82, 215).
Печаль в разуме Божием, снедая сердце, удерживает чувства от увле-чения грехом, а трезвение противостоит лукавым помыслам и охраняет ум от небогоугодных движений (82, 222).
Употребим все зависящие от нас средства, чтобы стяжать трезвение ума. Трезвящийся ум внимает непрестанно душе, охраняет ее от мерт-вых дел, от всякого дела, противного святому естеству. Непрестан-ное внимание душе необходимо, потому что естество ее переменчиво. Преподобный авва Исаия (82, 230).
Монаху всего нужнее иметь постоянно трезвящийся ум (82, 321).
Отврати очи твои, чтобы не видеть суеты, потому что освобождение очей убивает душу. Преподобный Пимен Великий (82, 333).
Если будешь иметь сердечное трезвение, то сможешь спастись. Авва Памво (82, 347).
Пребывай трезвенно (бодрствуя над собою) в келлии твоей, и мыслен-но представь себя Богу... со многими слезами, в сокрушении духа, и найдешь покой. Преподобный Сисой Великий (82, 351).
Если наш внутренний человек трезвится, то это трезвение может ох-ранять и внешнего человека. Если же мы не имеем внутреннего трез-вения (умной молитвы), то постараемся хотя бы наблюдать за языком нашим. Изречения безымянных старцев (82, 392).
"Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойни-кам" (Лк. 10, 30). Под Иерихоном подразумевается мир, в который шел Адам, после падения своего изгнанный из рая, то есть из небес-ного Иерусалима, и вынужденный переселиться из страны благословен-ний в землю проклятия, переменив не место, но образ жизни. Ибо Адам после падения сделался не тем, чем он был прежде, когда он наслаждался совершенным блаженством; он впал в грех - "попался разбойникам". Если бы он не преступил заповеди Божией, то на него не напали бы разбойники. Эти разбойники-не кто другие, как ангелы тьмы, часто преобразующиеся в Ангелов света, в котором они не мог-ли пребывать. Они прежде всего снимают одежду благодати, а потом наносят раны. Если бы мы сохранили это благодатное одеяние, то не претерпели бы никакого поражения от духовных разбойников.
Итак, будем беречь себя от этого обнажения. Известно, что Адам был обнажен, то есть преступив заповедь Божию, лишился небесной помо-щи, и лишившись одеяния веры, смертельно ранен, а в нем и весь род человеческий. Эти тяжкие раны исцелил небесный Самарянин, Который, по милосердию, не презрел попавшегося разбойникам человека, мимо которого прошли священник и левит. Здесь заметим таинственное зна-чение этого имени. "Самарянин" - значит "страж". Это тот страж, о котором сказано: "Хранит Господь простодушных" (Пс. 114, 6). Это тот Самарянин, о котором сказано: "Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах" (Ин. 3, 13). Он излечил человека полуживого, которого никто прежде не мог исцелить. Святитель Амвросий Медиоланский (116, 131-132).
Царь сказал философу: "Скажи мне что-нибудь из твоей философии, что было бы полезно для меня и осталось в памяти". Философ отве-тил: "Помни, царь, что ты человек смертный".
...Другой философ Солон, придя к своему эллинскому капищу, начер-тал на нем большими буквами... "Познай самого себя".
...Идол заговорил. Но что же сказал он Зенону? - "Спроси у мерт-вых".
...Послушаем же, что говорят мертвые: "О люди, мы некогда были та-кими, как вы, а вы скоро будете такими, как мы. Вы ныне живете в свободе, едите, пьете и веселитесь в сладостях мира сего. Прежде и мы так жили, а теперь мы в тесноте гробовой. Где пища? Где питье? Где веселье и мирские услады? Не лишились ли мы их? Также и вы скоро лишитесь всего этого". Кроме этого, мертвые говорят нам еще 'и нечто из Премудрости Соломоновой: "Какую пользу принесло нам высокомерие, и что доставило нам богатство с тщеславием? Все это прошло как тень и как молва быстротечная. Как после прохождения корабля, идущего по волнующейся воде, невозможно найти следа, ни стези дна его в волнах; или как от птицы, пролетающей по воздуху, никакого не остается знака ее пути, но легкий воздух, ударяемый крыльями... или как от стрелы, пущенной в цель, разделенный воздух тотчас опять сходится, так что нельзя узнать, где прошла она; так и мы родились и умерли" (Прем. 5, 8-13).
Хочешь ли уповать на богатство свое, спроси того евангельского бо-гача, который говорил душе своей: "душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся,'ешь, пей, веселись". Но Бог сказал ему: "Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?" (Лк. 12, [9-20). Хочешь ли сделать что-либо злое, греховное, прогневляющее Бога, спроси грешников, попавших в ад и осужденных на вечные муки. Что они скажут тебе? Посоветуют ли тебе прогневать Бога? Итак, спрашивай у мертвых и будешь разумным. Ты научишься у них разуму, привыкнешь к мудрости. Святитель Димит-рий Ростовский (103, 217-219).
Церковь Христова-это корабль, спасающий нас от гнева Божия и страшного адского потока, и ты в нем находишься. Берегись же про-гневать Кормчего-Христа, чтобы из этого спасительного корабля не выпасть и в вечном потоке гнева и суда Божия не погибнуть. Ибо только в этом ковчеге спасаются все, кто спасется. Видишь, возлюб-ленный христианин, что такое Церковь Христова, каково ее великоле-пие? И блаженны те, которые являются истинными ее сынами (104, 338).
Всякий человек подобен дереву, у которого изнутри от сердца исхо-дят, как ветви и поросль, помышления злые, похоть нечистая, гнев, злоба, сребролюбие, хищение, ложь, лукавство, лихоимство, ропот, хула... И как садовник обрезает дерево, негодные ветки срезает, чтобы выросшие, они не повредили самого дерева, так нужно всякому христианину обрезывать сердце свое и срезать злые помышления, как только начнут исходить от сердца и показываться, чтобы, возрастая, они не повредили внутреннего духовного человека. Ибо как выросшие на дереве негодные ветки отнимают сок у дерева и делают его бес-плодным, потом иссушают, так злые помыслы, если вначале не пресе-каются, то разрастаются и внутреннего духовного человека приводят в изнеможение, делают бесплодным и душу человеческую превращают в розгу иссохшую, которая из виноградника Христова извергнется (Ин. 15, 6). Конец такой души по Писанию-сожжение (104, 341) (2, 91).
Когда находишься на чужой стороне или на дороге,-опасаешься всяких нападений злых людей. Так, или гораздо более должно нам, идущим по пути этого мира, опасаться нападения бесов, которые, как разбойни-ки на путешествующих, особенно обремененных духовными товарами, нападают, окружают и обнажают их. К этой осторожности и бдительно-сти призывает нас Петр, святой апостол Христов: "Трезвитесь, бодр-ствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою" (1 Пет. 5, 8-9).
Видишь птицу сидящую, осматривающуюся по сторонам и опасающуюся, как бы не уловил ее кто или не подстрелил. Подобным образом и ты должен осматриваться в мире сем, избегая сетей диавольских и его стрел. Стрелы же этого врага - гордость, зависть, сребролюбие, ли-хоимство, злоба, нечистота. Эти стрелы он мечет в нас и уязвляет неосторожных (104, 343-344).
Мудрые и разумные рабы бодрствуют и всегда ожидают, когда господин позовет. Христианин! подражай и ты в этом сынам века сего - бди и ожидай зова Господа твоего. Будь в этом важном деле разумен и мудр, будешь и блаженным. От этого часа зависит вечное или благо-получие, или неблагополучие; тут отворится дверь к вечности или блаженной, или неблагополучной, к смерти и мучению. Видишь, как страшен этот час. Блажен бдящий и ожидающий этого часа! Бди и ты, душа моя, и ожидай этого часа, чтобы тогда с радостью запеть: "Ны-не отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром" (Лк. 2, 29) (104, 214).
Берегись, возлюбленный христианин, врага и его злых духов. Они не-видимо ходят около нас, и то те, то другие стрелы в нас мечут, и раскладывают у ног наших свои сети, и пытаются нас низложить и пленить. Берегись и стой твердо: но и не унывай, поскольку за нас стоит Бог, именем Которого изгоняются бесы (Мк. 16, 17). Ты только стой, вооруженный верой, берегись, крепись, старайся, молись и призывай имя Господне в нужном случае, и придет к тебе помощь Его. "Если Бог за нас, кто против нас?" (Рим. 8, 31) (104, 215-216).
Искушение бывает попущением Божиим для нашей пользы. Как, видя врага, наступающего на город, затворяем ворота и со всяким опасе-нием храним город, чтобы, войдя, враг не разорил города и не погу-бил нас, или не взял в плен; так, чувствуя душевного врага в под-ступающих злых помыслах, нужно запирать дома душ наших, укреплять и бережно хранить, чтобы не ворвался внутрь и не разорил душевного дома. Это хранение совершается страхом Божиим и усердной молитвой. И отсюда видим, что враг всегда готов на нас напасть и погубить нас; но столько нападает, сколько сила Божия попускает ему. И так, нехотя, враг поощряет нас ко всегдашнему трезвению и бдению против него. Как частое нападение неприятелей делает осторожными граждан, так частое диавольское искушение делает осторожным и искусным хри-стианина. Ибо в покое и безопасности люди обычно ленятся и ослабе-вают, но в страхе и беде бывают осторожными. Святитель Тихон За-донский (104, 216).
Без внимания и в житейском порядке ничего не сделаешь как следует; в порядке же духовном оно - прежде всего. Оно замечает худое и предает его внутреннему суду; оно же составляет стражу внутренней палаты, в которой обсуждают, что и как надлежит сделать, а потом оберегает и исполнителей решения. Не удивительно потому, что ду-ховная жизнь во всем своем объеме именуется жизнью трезвенною, и в писаниях отеческих больше всего вы встретите речей о трезвении или внимании; это одно и то же. Как дорого поэтому обрести навык вни-мания! Главный труд у начавших заботиться о душе обычно на это и направляется. И дело их начинает походить немного на дело только с тех пор, как внимание начнет собираться в себя; обыкновенно оно-все вне, а не внутри. С этого же момента и внутренняя жизнь начи-нается, и вместе с вниманием зреет и крепнет. Что же это значит? Это значит, чтобы стоять умом в сердце пред Господом и сознательно все обсуждать и предпринимать пред лицом Его. Дело это, очевидно, сложное. Оно совершенствуется вместе с молитвой и насколько укреп-ляется ею, настолько и ее укрепляет (107, 212-213).
"Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот' не постиг вас внезапно" (Лк. 21, 34). "День тот", то есть последний день мира или каждого из нас, приходит, как тать, и захватывает, как сеть; потому и предписывает Господь: "бодрствуйте на всякое время и мо-литесь" (Лк. 21, 36). А так как сытость и много-заботливость - первые враги бдения и молитвы, то наперед еще указано, чтобы не допускать себя до отяжеления пищей, питьем и' печалями житейскими. Кто поел, попил, повеселился,-ложится спать, выспался-и опять за то же,у того какое бдение? Кто и день и ночь занят одним житей-ским, до молитвы ли тому? "Что же, скажешь, делать? Без пищи нель-зя, а ее надо добыть. Вот и забота". Да, Господь не сказал: не ра-ботай, не ешь, не пей, а "смотрите... чтобы сердца ваши не отягча-лись". Руками работай, а сердце держи свободным; есть-ешь, но не обременяй себя пи щей; и вина можешь выпить, когда нужно, но не допускай возмущения головы и сердца. Отдели внешнее от внутренне-го, и внутреннее поставь делом жизни твоей, а первое приделком; там будь вниманием и сердцем, а здесь только телом, руками, ногами и глазами: бодрствуйте на всякое время и молитесь, чтобы сподо-биться безбоязненно стать пред Сыном Человеческим. Чтобы удосто-иться этого, надо еще здесь, в жизни своей, всегда предстоять Гос-поду, а для этого одно средство - непрестанная молитва в сердце, совершаемая умом. Кто так настроится-на того не найдет день тот внезапно (116,426-427).
"Не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим; спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова" (Притч. 6, 4-5). Это правило должен взять себе в руководство всякий, кто положил теперь в сердце своем, перед лицом Господа, жить по заповедям Его. И он не должен давать сна очам - не этим, внешним, но внутренним очам ума, чтобы они пристально смотрели в сердце и верно замечали все, происходящее там, и тем давали возможность ревнителю разузнавать вражеские козни и избежать опасности от них. Сердце стало теперь поприщем борьбы с врагом. Туда он непрестанно сеет свое, отражаю-щееся в помышлениях, которые, однако, не всегда откровенно дурны, но большей частью прикрыты мнимой добротой и правотой. Цепь всех помышлений- точно хитросплетенная сеть! Пустившийся за ними без внимания непременно запутается, и следовательно, подвергнется опасности падения. Вот почему, брат, храни око ума твоего зорким, строго внимай всему, что происходит в тебе и около тебя. Замечай, что предлагает тебе неотступный советник с левой стороны, и разби-рай, для чего это предлагается тебе, куда поведет,- и никогда не попадешь в его сети. Не забудь только, что одно внимание не имеет силы,- оно хорошо вместе с трезвением, бодренностью и непрестанной молитвой к Господу. Сочетай все это - и будешь неуловим (107, 63-64).
"Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет" (Мф. 24, 42). Бодрствовать не значит сидеть сложа ру-ки, но, имея в мысли, что Господь внезапно придет, так себя дер-жать и так вести свои дела, чтобы быть готовыми встретить Его во всякое мгновение, не опасаясь получить укор и осуждение. Как же это сделать? Очень просто. Ходить по заповедям, не нарушая ни од-ной; а случится нарушить какую,- тотчас очищаться покаянием и должным удовлетворением с своей стороны. Тогда и будет у нас все чисто. И минуты не оставляй греха на душе: тотчас кайся, плачь в сердце своем и беги к духовному отцу исповедаться и получить раз-решение; а затем опять берись за дела по заповедям Божиим. Если ревностно возьмешься за то, чтобы быть исправным в жизни,-скоро исправишься, только не оставайся долго в падении. Падения при та-ком порядке будут все реже и реже, а там и совсем прекратятся при помощи всеисцеляющей благодати Божией. Тогда водворится радостная уверенность, что не встретишь Господа неготовым. Епископ Феофан Затворник (107, 295-296).
Внимание и умиление признаются даром Святого Духа. Только Дух мо-жет остановить волны ума, разбегающиеся повсюду (108, 148).
Желающий спастись должен так устроить себя, чтобы он мог сохранять внимание к себе не только в уединении, но и при любой рассеянно-сти, в которую он иногда против воли вовлекается обстоятельствами. Страх Божий пусть превозможет на весах сердца все прочие ощущения, тогда легко будет сохранять внимание к себе... (108, 298).
Рассеянность, столь вредная вообще, в особенности вредна в деле Божием, в деле спасения, требующем бдительности и внимания, посто-янных и напряженных (108, 373).
Желающие научиться вниманию должны воспретить себе все пустые за-нятия (108, 375).
Деятельность-необходимый путь к бдительности над собой, и этот путь предписывается святыми Отцами для всех, которые хотят нау-читься вниманию себе (108, 275).
Кто не внимает хранению ума своего, тот не может быть чист серд-цем, тот не сподобится узреть Бога (109, 152).
Внимание и сокрушение духа-вот та клеть, которая дана в пристанище кающимся грешникам. Она - преддверие святилища. В ней будем укры-ваться и запираться от греха (109, 265-266).
Проводящему внимательную жизнь не нужно смотреть ни на что при-стально, не нужно слушать ничего с особенным тщанием;
но видеть, как бы не видя, и слышать мимоходом, чтобы память и си-ла внимания были всегда свободными, чуждыми впечатлений от мира... (109, 269).
Истинное благодатное внимание является от умерщвления сердца для мира (112, 115).
Надо постоянно внимать себе, проверять свое поведение и душевное состояние по Евангелию... (112, 298).
Путь к достижению умиления есть внимательная жизнь (112, 374).
Проснувшись... направь мысли к Богу, принеси в жертву Богу начатки помышлений ума, еще не принявшего на себя никаких суетных впечат-лений. Прочитай обычное молитвенное правило, заботясь не столько о количестве молитвословий, сколько о качестве их, то есть о том, чтобы они были совершены со вниманием... (108, 298).
После молитвенного правила... всеми силами заботясь о внимании, читай Новый Завет; преимущественно же Евангелие. При этом чтении тщательно замечай все завещания и заповедания Христа, чтобы по ним можно было направлять свою деятельность, видимую и невидимую... (108, 298-299).
Не следует обременять ум излишним чтением молитв и Писания, также не нужно упускать своих обязанностей для неумеренного упражнения молитвой и чтением (108, 299).
Озарившись при посредстве молитвы и чтения Солнцем Правды, Госпо-дом нашим Иисусом Христом, пусть исходит человек на дела дневного поприща, внимая, чтобы во всех делах и словах его, во всем сущест-ве его царствовала и действовала всесвятая воля Божия... (108, 299).
Если выпадут свободные минуты в течение дня, употреби их на чтение со вниманием некоторых избранных молитв или некоторых избранных мест из Писания, и ими снова подкрепи душевные силы, истощаемые деятельностью посреди суетного мира (108, 299).
Господь повелел проводить трезвенную жизнь, непрестанно бодрство-вать и наблюдать за собою... (108, 517).
Господь заповедал нам непрестанную молитвенную бдительность над собой, называемую трезвением (112, 264)
Трезвение есть истинное смирение, сосредоточившее надежду свою в Боге, отрекшееся от всякой самонадеянности и от надежды на людей (112, 266).
Трезвение неразлучно с непрестанной молитвой: оно рождается от нее и рождает ее (112, 266).
Трезвение непременно требует физического спокойствия крови, дос-тавляемого первоначально благоразумным воздержанием. Кровь приво-дится в весьма разнообразное движение страстями (112,269).
Благоразумным воздержанием доставляется неуклонное пребывание в трезвении. Неуклонное пребывание в трезвении позволяет неуклонно следовать Евангелию (112, 270).
Стяжи постоянное Трезвение, постоянное бодрствование над собой. Без строгой бдительности невозможно преуспеть ни в одной доброде-тели. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 417).
Рассказывали об авве Аммое: когда он ходил в церковь, то не позво-лял ученику идти рядом, но приказывал следовать издали. Если уче-ник приближался, чтобы спросить о чем-либо, Аммой, дав ответ, не-медленно отсылал его от себя, говоря: "Не позволяю тебе оставаться близ меня по той причине, чтобы в беседу нашу о душевной пользе не вкралось праздное слово" (82, 66).
Блюди, чтоб не запятнать непорочности, полученной во святом Креще-нии. Кто согрешит, подвергшись телесному падению, или украв что, или посмотрев страстно на чужое тело, или даже если кто вкусит пи-щи тайно, озираясь, чтобы его не увидели, или полюбопытствует уз-нать, в чем состоят вещи, принадлежащие брату, тот всем этим нано-сит бесчестие Иисусу.- Некто возразил авве:
"Отец! неужели ничтожные погрешности, тобою упомянутые, имеют та-кую важность?" Авва Исаия отвечал: "Увлекающийся этими мелочами обольщен диаволом точно так же, как и тот, кто подкапывает стену, чтоб украсть деньги. Побеждающий в мелочах будет победителем и в важных случаях; побеждающийся же в мелочах будет подвергаться по-беждению и в важных случаях" (82, 139).
Однажды авва Исаак сидел у аввы Пимена. В это время раздался крик петуха, и спросил авва Исаак: "Авва! Разве здесь есть петухи?". Пимен отвечал ему: "Исаак! зачем ты принуждаешь меня говорить об этом? ты и подобные тебе слышат петухов, а тому, кто трезвится, нет до них дела" (82, 321).
Примечание епископа Игнатия (Брянчаиинова): Таково свойство умного делания: им постепенно усиливается Трезвение, и созерцание, нако-нец, достигает такой степени, что делатель теряет сочувствие ко всему, окружающему его. Он, слыша, не слышит, и видя, не видит то-го, что делается вокруг.
Некоторый старец-подвижник жил в пещере и имел такое Трезвение, что всегда, на всяком месте даже вне келлии, часто проверял ум свой, говоря: "Что, где мы?" Если находил он ум свой в славословии Бога и молитве, то говорил:
"Хорошо, хорошо". Если же находил его занимающимся каким-либо по-сторонним предметом, то укорял, говоря: "Возвратись немедленно на дело свое". И следующее всегда говаривал себе этот старец: "Близок час отшествия моего, но еще не вижу в себе ничего доброго" (82, 435).
Поведали, что авва Аполлос имел ученика Исаака, который был обучен всякому благому делу и стяжал священное сердечное безмолвие. Со-блюдал он его особенно во время приношения Святой Жертвы. Когда он шел в церковь, то не допускал никого приближаться к себе для бесе-ды. Он держался правила:
все хорошо в свое время, и время всякой вещи под небом. Когда оканчивалось богослужение, он, как бы гонимый огнем, спешил в свою келлию. Случалось, что после Божественной службы раздавали братии по сухарю и по чаше вина, но Исаак не брал никогда - не потому, чтобы отвергал благословение братии, но удерживал в себе то без-молвие, в которое он настраивал себя во время богослужения. По-стигла его болезнь, от которой он слег. Услышав об этом, братия пришли посетить его. Сидя у него, они спросили его: "Авва Исаак! почему ты уходишь так поспешно от братии по окончании богослуже-ния?" Он отвечал: "Убегаю не от вас, но от хитрости бесовской. Ес-ли кто имеет в руке зажженную свечу и остановится с нею на откры-том воздухе, то свеча угаснет:
так и ум освященного Святыми Тайнами омрачается, если он замедлит вне келлии&

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Что такое трезвиться ?
« Ответ #20 : 14 Май 2010, 21:43:37 »
+++Трезвиться - это значит Иисусова молитва или это не тоже самое ?

Не то же самое. Трезвиться -- это значит безмолвствовать, отделяя свой ум от помыслов. Иисусова молитва нужна во время усиленного нападения помыслов, когда ум не в состоянии безмолвствовать.
Во во...
У меня НЕполучается держать ум свободным от помыслов, и одновременно молиться...на молитву затрачиваются силы, внимание, которые необходимы для удержания ума свободным от помыслов...как только начинаю молитву, причём думая о том что произношу, притягиваются посторонние помыслы...

Пришла в голову мысль, что недостоин молитвы...надо сначала отработать трезвение...чистоту ома от помыслов...причём в различных ситуациях, а не в тишине и темноте, а уж потом совмещать его с молитвой...
Ко всем просьба :-)...
Посоветуйте...может чего недопонимаю :-)...

"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Что такое трезвиться ?
« Ответ #21 : 14 Май 2010, 22:04:35 »
Цитировать
недостоин молитвы

исходя из слов...выходит что Вы решили что трезвения  достойны?

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: Что такое трезвиться ?
« Ответ #22 : 14 Май 2010, 22:46:00 »
Имхо, это этап, который нужно обязательно как-то преодолеть. Я бы попробовал так. Некоторое время побезмолвствовать в тишине, собираясь, следя неспешно за дыханием, как бы набираясь сил. А потом не начинать молиться, нет, а произнести всего одну молитву в словесном месте, но с такой силой и верой в действенность Имени Божия самого по себе, какие только возможны (при этом не провоцируя никакое собственное действие, а полностью полагаясь на то, что Господь Сам управит все, одному Ему известным способом). Правильный, имхо, результат будет, если молитва сама как сильнейший огонь сойдет из словесного места в середину груди, и этот огонь там откроет некое пространство, еще смутно ощущаемое. Все это должно ощущаться как новое рождение, внезапное перемена всего того, что было раньше, как остановка сознания и времени и пр. И в таком состоянии, не делая ничего самостоятельно, надо пробыть как можно дольше.

Если не получилось, или получилось частично, надо опять побезмолвствовать в тишине, собираясь с силами... и далее по тексту.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Что такое трезвиться ?
« Ответ #23 : 14 Май 2010, 22:59:21 »
Если не получилось, или получилось частично, надо опять побезмолвствовать в тишине, собираясь с силами... и далее по тексту.
Евгений :-)...Спаси Господи :-)...попробую...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Владислав

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Re: Что такое трезвиться ?
« Ответ #24 : 12 Май 2021, 12:29:59 »
Да, молитвой достигается тишина для молитвы же. Пребывать в тишине без молитвы, ИМХО, не вполне правильно. Молитвы, конечно, в любом виде. Без слов в том числе

Sergey Lis

  • Сообщений: 9
    • Просмотр профиля

Re: Что такое трезвиться ?
« Ответ #25 : 09 Июнь 2021, 18:31:53 »
Приветствую. Мой опыт "здесь и сейчас",до какого то времени я не замечал что умом то в прошлом -будущем или обсуждаю надуманные проблемы сам с собой в уме, итд. Пришло время ,стал бороться с болтовнёй в уме ,  всё внимание направлял на дыхание когда иду по улице, или на дело (не важно что я делал , укладка плитки и тд) Любая работа стала интересна и выполняется в настоящем времени, Был момент в начале что я стал забывать что я делал 5- 10 минут назад, я немного "отупел" , долго вспоминал как имя человека ,куда положил вещь, но это прошло .Сейчас делаю первые шаги в УД ,молитву Иисусову читаю в уме с вниманием к словам и обращая молитву внутрь себя. ( с понимаем что я говорю,замечая если ударение сделал не там и тд. не улетая в мыслях и  не отрываясь от молитвы ) .  Понял -  что без Божьей благодати ,искры , похож на робота .

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7743
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Что такое трезвиться ?
« Ответ #26 : 09 Июнь 2021, 21:24:40 »
Sergey Lis, сколько Вам лет и был ли кризис, приведший к данному состоянию?
Исцеление духа-ума реально возможно, но оно требует многие годы молитвы.
"Робот" - некий начальный этап, отправная точка, просто альтернатива тупому эгоистичному животному.
Но и этот этап пройдёт, молитва и трезвение всё исцелит.
Мы ни тупыми животными, ни роботами Богу не нужны.
Богу нужны Сыны, подобно-единосущные Ему.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Sergey Lis

  • Сообщений: 9
    • Просмотр профиля

Re: Что такое трезвиться ?
« Ответ #27 : 10 Июнь 2021, 06:09:48 »
Мне 48 лет, толчком стало покушение на на мою жизнь (ограбление и удушение) по воле Бога я остался жив.
  "не живым"пережил Тишину и покой которую хотелось опять прочувствовать, посторонний человек которому я доверился, подсказал дышать и читать Иисусову Молитву для восстановления работы мозга и успокоения  (прочитал Аскет. опыты, но по глупости отнеся к этому не серьёзно) ,  Так начались мои поиски.

Skylander

  • Сообщений: 2254
    • Просмотр профиля

Re: Что такое трезвиться ?
« Ответ #28 : 10 Июнь 2021, 06:37:12 »
Понял -  что без Божьей благодати ,искры , похож на робота .
Это хорошее наблюдение, заметить насколько механистична жизнь, когда нет связи со своей глубинной сущностью. Поэтому и даётся рекомендация читать ИМ, сосредотачиваясь в глуби себя. Как для создания прохода к своей сокровенной сущности, так и для очищения и взращивания её.

Мне ближе сосредоточение в центре груди или на всём теле.

Нахожу что лучше не напрямую сопротивляться мусорным мыслям, а расслабить ум и отстранённо замечать их. Тогда сам ум постепенно становится более прозрачным и ему всё менее интересно верчение этих мусорных мыслей.
« Последнее редактирование: 10 Июнь 2021, 07:11:41 от Skylander »

матрибушка

  • Сообщений: 216
    • Просмотр профиля

Re: Что такое трезвиться ?
« Ответ #29 : 10 Июнь 2021, 12:53:25 »
Так умеют не только дети. Но взрослым надо "вспоминать" это состояние, которое бывает спонтанным у детей.

У моего мужа была такая способность. Когда он слышала в криминальной хронике  фразу " внезапно ко мне подбежал и вырвал сумочку" он говорил что не понимает как можно  подбежать внезапно и не видеть что вокруг тебя происходит.. Но он всю жизнь занимался боевыми искусствами.
А в нинизюцу эту способность даже специально вырабатывают. Когда идешь по улице нужно контролировать местность, замечать где какие деревья, дома, подворотни, чтобы спрятаться или убежать, где находятся люди, чтобы отбиться при нападении.