89. Кто от ревности духовных дарований искал свою любовь и приобрел, тот не терпит говорить в молитве и чтении для духовного (πνευματικό) назидания одного себя. Ибо говорящий только Богу, с языка во время молитвы и пения, назидает только себя (1 Кор. 14, 4), как говорит Павел. Но и пророчествовать старается к назиданию Церкви Божией (1 Кор. 14, 12), то есть учит ближнего своего деланию божественных заповедей, и как до́лжно (πρέπει) спешит (σπεύδουν) к благоугождению (чтобы угодить) Богу. Ибо какую пользу могут принести некоторые настоятели (ηγούμενος), говорящие всегда в молитве и пении только себе и Богу, если не будут говорить вверенной им братии (υποτακτικούς) или откровением Святого Духа, или познанием таин Божиих, или предвидетельным (προορατικό) дарованием пророчества, или учением (1 Кор. 14, 6) слова премудрости Божией? Ибо если не дать им легко понять (ευκολονόητο) слова учения в письменной или устной форме, то кто из послушников (υποτακτικούς) будет подготовлен к брани (1 Кор. 14, 8 ) против страстей и бесов? На самом деле, если пастырь, к назиданию своей паствы, не ищет, чтобы иметь обильное (πλούσια) слово учения и познание (γνώση) Духа, то он не ревнитель Божиих дарований (1 Кор. 14, 12). Потому что молиться только и много петь языком, молиться своим духом (πνεύμα του), то есть своей душой, [значит] созидать (οικοδομεί) себя самого; ум же его остается без плода (1 Кор. 14, 13–14), поскольку (αφού) не пророчествует словом обучения и не созидает Церковь Божию. Если Павел, который более всех людей через молитву объединялся с Богом, хотел лучше пять слов сказать в Церкви плодовитым (έγκαρπου) умом своим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов пения языком (1 Кор. 14, 19); так отпали от пути (δρόμο) любви духовно (πνευματικοί) начальствующии над другими, и одним пением со чтением предавшии пастырское достоинство.