Виктор , да, вот Вы сказали про благодать и что святые отцы ею поверяли свои действия. Но ведь когда стоим мы в дУше и крутим кран, тоже поверяем: туда повернул - и вот, тепленькая пошла, сюда - и вот, холодненькая. Мы манипулируем краном душа и можем даже составить правила управления им.
Но взаимоотношения с Богом сильно иные. Душ не любит нас, крану нет дела до нас; а Бог - любит нас, Он о нас заботится. Краном мы можем вертеть как хотим и диктуем ему; а Богом мы не управляем, Он сам решает, одарить нас энергиями Своими, или же не время.
А как же Он по любви решает? Разве тут идет какой-то "баш на баш", мол, ты сделай это, тогда получишь то, заслуженное? Нет, не как в торговых отношениях. Пять тысяч человек ничем и не заработали хлеб, а по любви к ним их накормили.
Любящий родитель, мотивируя сыновей, может и вовлечь их в игру: подтянулся 7 раз, и возьми с полки пирожок; да вот, айда, кто больше подтянется. Это для того делается, чтобы натренировать силы детей. Закон "баш на баш" из игры "пирожки в обмен на подтягивания" имеет детоводительное значение, чтобы так натренировать дитя, подготовить его. А так-то, пирожков этих - завались! И как подрос, подготовился, так бери сколько хочешь, кушай сам, и другим давай.
Вот и подвижники своими трудами не "зарабатывают" благодать, а тренируют себя к получению благодати даром. Тренируют свои силы понести благодать. Вы упомянули преподобного Силуана Афонского - потому его уход на Афон и деятельность там была полезна, что таким образом он натренировал силы понести благодать. А не потому, что якобы за уход на Афон хорошо дают блага и почасовые за молитву там высокие.
Смотрите, а Савл ведь ходил на Афон. И он не заслужил своими делами поощрений, наград, званий, медалек, лавров. Но Савла избирает Бог: потому, что Савл преображенный сможет понести, и эта его пригожесть открыта Богу. И вот, к черненькому Савлу по воле Бога приходит Сам Христос, подумать только. И рождает из него святого Павла, и ставит его апостолом; и не медальки, а крест дает, и жизнь вечную во Христе. Вот как любовь может действовать.
А человек из страны Гадаринской! Он что, разве Иисусовой молитвой молился, посты соблюдал, изучал Писание? Нет, он вообще орал нечеловеческим голосом и бился о камни, всячески безобразничал. За что же к Нему, незаслуженному и беснующемуся, к этой паршивой овце, идет Господь и помогает? А женщине самаритянской дает источник, который больше колодца Иаковлева, за какие такие заслуги перед Богом? Вовсе не по её заслугам, а руководствуясь любовью и по её вере, по способности понести дар. И таких примеров великое множество.
Рассуждая по-ветхому, ища "баш на баш", некто мог бы возопить как пушкинский Сальери: "о Небо, где же правота!" Дары даются какому-то "гуляке праздному"! Или как у Достоевского в исповеди Мармеладова, возглаголить подобно "разумным и премудрым": Господи, почто сих приемлешь? Поросят этаких, пьяненьких, слабеньких соромников из теплых уютных квартирок с женами и компами? Почто приемлеши сих черненьких наравне с нами, беленькими, разумненькими и премудренькими подвижниками первой гильдии, из холодных неуютных келий без жен и компов?
Или, кто-то как старший брат из притчи о блудном сыне мог бы говорить: почто мне не дали и козленка повеселиться с друзьями, а этому блудному, расточившему имение в распутстве, дают теленка! Или могли бы скрипеть ветхой каргой - как же это, давешняя негодница ныне приходит к Чаше, когда Святая - святым; она что, без заслуг и стажа как-то уже может быть и святости причастна? Каким это образом?
И я тоже долго задавался подобными вопросами, и мне не удавалось понять того, как это так бывает и как это вообще может быть, на чем основано; хотя все и явлено всем, и несмотря на разные пояснения, не видел ответа. Так и обходился без логичного понимания, как бы сидя у закрытой двери. И только потом, слава Богу, стал чуть догадываться.
В частности этот диспут-то преподобного Максима Исповедника с Пирром, он и вовсе подчеркивает все, раскрывает ведение и дает ключ к логичному ответу на указанные выше недоумения.
https://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/disput_s_Pirrom/