Перевод Феофана пришлось местами править
Следующие главы:
11. Деяние души есть воздержание с простотою и простота действующая воздержно (воздержанием).
12. Деяние ума — молитва в созерцании (θεωρία), и в молитве созерцание [Бога].
13. Не часто и не намеренно бывает не в добром чине тот, кто ненавидит зло; с тем же, кто еще лелеет причины зла, случается это часто и самоохотно.
14. Те, кто не расположены каяться, часто и грешат. А те, кто не расположены грешить, знают покаяние, но требуется оно не часто.
15. Чувство и совесть да сшествуют произносимому слову, чтобы Божественному мирному Слову не стыдно было находиться с ними, по причине дерзости (αυθάδεια) или излишества сказанных [слов].
16. Кто душу свою не делает неправою делами, о том нельзя еще утверждать, чтоб он хранил ее неоскверненной словами; и о том, кто хранит ее чистою от слов, нельзя еще утверждать, чтоб он не осквернял ее помыслами. Ибо согрешающий трояко это делает (т.е. делом, словом и помышлением).
17. Не можешь ты добре видеть лик добродетели, пока с услаждением еще представляешь вид греха. Этот последний тогда покажется тебе ненавистным, когда возжелаешь вкусить первой, и лице свое отчуждишь (отстранишь) от такой образины.
18. Помыслами, а не делами сначала борют душу демоны; но, главное, конечно, у них в виду дела. Дел причина — слух и зрение, а помыслов — привычка (συνήθεια) и демоны.
19. Трояка грешительная часть души, обнаруживаясь в делах, словах и помышлениях. А благо негрешения шестерояко (εξαπλό): ибо для него надо блюсти непадательными пять чувств и произносимое слово. Кто не погрешает в слове, тот совершен; он может обуздать и все тело, говорит св. Иаков (Иак. 3, 2). Это же можно приложить и к другим частям (μέρη) души {пяти чувствам — Феофан}.
20. На шесть доль делится бессловесная часть души: на пять чувств и произносимое слово, которое, когда бесстрастно, отрезвляет все другие части, нераздельно разделяясь по ним, а когда страстно, — оскверняет собою все их.
21. Ни тело не может очиститься без поста и бдения, ни душа — без милости и истины; а также ни ум — без созерцания и собеседования с Богом (т. е. без молитвы). Последняя пара [добродетелей] самая главная.
22. Взаимно огражденная сказанными добродетелями душа сохраняет от искушений свою крепость, которая есть терпение. Терпением вашим спасайте души ваши, говорит Господь (Лк. 21, 19). Если же она в ином находится положении; то, подобно граду, неогражденному [стенами], при издали слышном шуме, бывает потрясаема ударами страха.
23. Не все разумные (φρόνιμοι) в слове, разумны и в духовных деланиях; но все разумные в духовном, разумны и во внешнем. Ибо это внешнее (тело, чувства, положение), хотя всех держит на оброке (со всех берет подать); не все, однако, ж одинаковые платят ему оброки; иные же и совсем отказываются от сего.
24. Разумность, по природе неразделимая, делится, однако, на разные части: ибо одному дается большая, а другому меньшая, пока деятельная добродетель, разрастаясь, с помощью родовых (γενικές, общих) добродетелей, исполнит по каждой из них все возможное добро. Ибо многие из-за недостаточности деятельной жизни и разумности, получают уменьшение (мер, частей).
25. В свойственном естеству — не многие найдутся разумными (φρόνιμοι, мудры), а в противоестественном (παρά φύση) многие. Ибо из-за трепета (δέος) к противоестественному, они оставили всю свою естественную мудрость, и имеют здесь немного мудрости (φρόνηση). Больше же всего располагают ею (т. е. умствованием) в излишествах (περιττά) и в предпочтениях не согласных с естеством.
26. Благословенного (εύλογη) молчания сотрапезники суть время и мера; трапезу же его составляет истина; в силу коей отец лжи, пришедши к душе, страннице (от всего устранившейся), не находит в ней ничего из того, что обычно ищет.
27. Истинно милостив не тот, кто добровольно раздает излишнее; но кто охотно уступает необходимое расхищающим.
28. Одни вещественным богатством стяжают невещественное, чрез постоянство в милостыне-подаянии; а другие невещественным отчуждаются от вещественного; тем, что пребывают в чувстве (или вкушении) неоскудевающего [блага].
29. Всякому приятно богату быть благами, но прискорбно, если тому, кто по Божию устроению получил богатство, не попускается подольше наслаждаться им.
30. Душа выглядит здоровой внешне, но болезнь, как правило, скрывается в глубине ее чувств. Если же теперь (τώρα) всячески необходимо (πρέπει) болезни (η αρρώστια) той внешне (έξω) выйти (βγει) через обличения (ελέγχων), а внутри явиться здравию обновлением ума; [то] безумен тот, кто отвергает обличения, и не стыдится безболезненно {в расслабленном бесчувствии} лежать в больнице.
31. Не оскорбляйся на того, кто против твоей воли прооперировал (χειρούργησε) тебя (т.е. обличением вывел наружу кроющееся в тебе зло); но, взирая на выброшенную нечистоту, себя окаявай {уничижай}, а бывшего причиной такого о тебе божественного (θεία) смотрения (οικονομία), благословляй.
32. Не падай духом, взирая на трудность [душевной] болезни своей; но употребляя действеннейшие против нее врачевства притрудных подвигов, удаляй себя от нее, если [искреннее] имеешь попечение о здравии души своей.
33. Не избегай (αποφεύγεις) благовременно тебя уязвляющего обличением (έλεγχό). Но приблизься к нему, и оно покажет тебе, насколько до́бро (καλό) очищено (καθαρίζει) чувство твое, и ты будешь вкушать [пищу духа] сладкую от здравия, после того, как уничтожишь горечь выметаемого [зла].
34. Чем больше чувствуешь душевные болезни свои, тем более будь благодарен тому, кто указал тебе их своими обличениями. Ибо чрез это он стал причиной совершенного очищения твоего, без которого ум не может войти в чистую область молитвы.
35. Когда обличают, или молчать надо, или кротко отвечать, не для того, чтобы настоять на своем, а чтобы поправить ошибку обличителя, соблазнившегося, может быть, по неведению дела.
36. Тот, кто опечалившему праведным обличением (έλεγχο) приносит покаяние прежде его призвания, — не теряет ничего из подобающего [праведному]. А если он просит прощения после призвания [к покаянию] — теряет половину плода (καρπό). Получает все предполагающееся [от плодов] тот, кто по причине печали обличения никогда не отказывается от других и не изолируется в себя. Прилагает же себе награду и тот, кто ставит признание в своем согрешении выше себя.