Знал бы я что такое разум в понимании Экдика, из его слов что-то среднее между умом и бессознательным...
26. Помыслы — ни от неразумной (άλογο) части души (ибо нет помыслов у бессловесных), ни от умной (нет их и у ангелов). Они (помыслы) являются порождением разума (λογικής), используя его воображение (фантазию) как лестницу, восходят они от чувства к уму, и от него (чувства) тому (уму) вещают, сходят же от ума к чувству, оставляя то, что уму сказали.Мне кажется, тут важно свидетельство о привлечении силы разума в процесс восприятия воздействия от различных духовных сил. Само воздействие - несловесное (словесен только человек).
Воздействие идет с разных сторон:
- сверху, со стороны ума.
- снизу со стороны демонских сил, встроенных в низшие физические и психические страсти.
Сначала идет "касание", оно бессловесное - течение наших мыслей пересекается с неким "умным потоком", имеющим определенную энергию и направленность. Воздейстие может быть и со стороны "низших этажей" нашей поврежденной природы - через физиологический импульс (основа тут - физические и психические страсти, направляемые демонами).
И только потом, за счет творческой силы нашего разума, облекающего "умный поток" в ту или иную словесную форму, это становится нашим помыслом.
У Максима Исповедника зафиксированы эти два источника воздействия (из 21 вопросоответа):
1. ...[человеческое естество] в силу гнездящегося в страстности родового греха подверглось воздействиям всех небесных сил, начал и властей...
2. ...лукавые силы оказывали, по причине греха, на страстность Адамову [различные] воздействия, невидимо сокрытые в принудительном законе естества
Как вывод: все помыслы, по сути, - они нашего авторства. В них импульс со стороны опосредуется нашей творческой словесной силой.