Исихазм

Автор Тема: Помыслы и мысли, в чем отличие  (Прочитано 52289 раз)

snusmr

  • Сообщений: 912
    • Просмотр профиля

Помыслы и мысли, в чем отличие
« : 04 Декабрь 2016, 08:56:03 »
В теме илии Экдика возник вопрос по поводу помыслов.
Спор вызвала следующая глава:

Цитировать
26. Помыслы — ни от неразумной (άλογο) части души (ибо нет помыслов у бессловесных), ни от умной (нет их и у ангелов). Они (помыслы) являются порождением разума (λογικής), используя его воображение (фантазию) как лестницу, восходят они от чувства к уму, и от него (чувства) тому (уму) вещают, сходят же от ума к чувству, оставляя то, что уму сказали.

Моя позиция проста, помыслы - это внушение или от ангела, или от беса, которое находит дальнейший отклик в человеке. Классика святоотеческая, сначала прилог, потом сочетание, пленение и страсть... Возможно сюда можно отнести и от естества нашего и подсознания позыв... вопрос тонкий.
но нужно четко как-то отличать мысли и помыслы, иначе смысл понятия «помысел»

snusmr

  • Сообщений: 912
    • Просмотр профиля

Re: Помыслы и мысли, в чем отличие
« Ответ #1 : 04 Декабрь 2016, 08:58:51 »
Кому интересно, привожу классику святоотеческой мысли из валаамского сборника о Иисусовой молитве:

О помыслах
Бесѣда инока-старца съ мірскимъ іереемъ


Іерей. Отцы говорятъ, что нужно стремиться къ очищенію себя отъ помысловъ, и не только отъ дурныхъ, но и вообще отъ помысловъ... Какъ нужно понимать это? Неужели нужно ни о чемъ не думать, и не имѣть въ головѣ никакихъ мыслей? Помыслы и мысли — одно ли это и тоже? Или ихъ нужно различать? И какъ тогда понимать слово «помыслы»? Это первый мой вопросъ. А второй вопросъ заключается въ томъ, существуетъ ли какая-нибудь связь между очищеніемъ отъ помысловъ и Іисусовой молитвой?
Инокъ. Вы хорошо сдѣлали, что высказали возникшія у васъ недоумѣнія. Это даетъ намъ поводъ глубже и внимательнѣе разобраться въ вопросѣ о помыслахъ. Помыслы и мысли — это не одно и тоже, хотя въ нѣкоторыхъ случаяхъ они и сближаются. Мысль близко стоитъ къ слову — мышленіе, размышленіе, которое есть естественная и необходимая дѣятельность дарованнаго намъ Богомъ разума, свободно нами осуществляемая. Мышленіемъ мы углубляемся въ познаніе окружающаго насъ міра и самихъ себя, и разрѣшаемъ всевозможные вопросы по устроенію нашей личной и общественной жизни. Эту дѣятельность нашего ума мы и называемъ работою мысли, но ее нельзя назвать работою помысла. Способность мышленія составляетъ такую же необходимую принадлежность нашего духовнаго существа, какъ и способность чувствованія, и способность дѣйствій, или воля. Другое дѣло помыслы. Помыслы — это не отъ нашей воли зависящее возникновеніе въ нашемъ сознаніи тѣхъ или иныхъ представленій, образовъ, предположеній, намѣреній, желаній, воспоминаній и т. д. Здѣсь помыслъ сближается съ мыслью. И мы нерѣдко употребляемъ безразлично то и другое слово: «у меня возникла мысль, у меня возникъ помыслъ»... Въ этомъ случаѣ мысль, какъ и помыслъ, есть нѣчто невольно возникающее въ умѣ, а не свободная мыслительная дѣятельность ума. Помыслы бываютъ разнаго рода. Епископъ Игнатій Брянчаниновъ различаетъ четыре вида помысловъ. Отличительная черта всѣхъ ихъ та, что они невольно возникаютъ въ нашемъ сознаніи. По словамъ Епископа Игнатія «одни [помыслы] прозябаютъ изъ благодати Божіей, насажденной въ каждаго православнаго христіанина святымъ крещеніемъ; другіе предлагаются Ангеломъ Хранителемъ; иные возникаютъ изъ падшаго естества; а иные наносятся падшими духами. Первыхъ двухъ видовъ помыслы, правильнѣе, воспоминанія и ощущенія, содѣйствуютъ молитвѣ, оживляютъ ее, усиливаютъ вниманіе и чувство покаянія, производятъ умиленіе, плачъ сердца, слезы и т. п. Въ помыслахъ и ощущеніяхъ падшаго естества добро смѣшано со зломъ, а въ демонскихъ зло часто прикрывается добромъ, дѣйствуя впрочемъ иногда и открытымъ зломъ». Если наставники внутренняго дѣланія совѣтуютъ бороться не только съ злыми помыслами, но и вообще съ помыслами, то это означаетъ лишь то, что христіанинъ не долженъ находиться во власти невольно возникающихъ въ его сознаніи помысловъ. Онъ долженъ заботиться о чистотѣ и ясности своего сознанія. Ибо, въ дѣйствительности, мы нерѣдко бываемъ рабами помысловъ, и никакъ не можемъ отъ нихъ освободиться. Они врываются въ работу нашего ума, нарушаютъ ясность, чистоту, непрерывность, силу и плодотворность его работы, засоряютъ сознаніе различными ненужными, пустыми, даже вредными, развращающими представленіями, картинами, воспоминаніями. Въ правильный и спокойный ходъ мышленія врываются не идущія къ дѣлу и мѣшающія работѣ мысли воспоминанія и представленія, напримѣръ, о вчерашней встрѣчѣ, о непріятномъ разговорѣ, о недоразумѣніяхъ и обидахъ, о неисполненныхъ тѣхъ или другихъ планахъ, о полученныхъ на улицѣ впечатлѣніяхъ, о газетныхъ сообщеніяхъ и т. д. и т. п. Все это засоряетъ сознаніе, засоряетъ и сердце, особенно, когда человѣкъ станетъ на молитву, или придетъ въ храмъ Божій. Въ это время, какъ нарочно, словно изъ рога изобилія, посыпятся въ голову всевозможныя постороннія мысли, представленія, воспоминанія, планы будущаго, мелкія заботы, мелкія тревоги о забытомъ или не сдѣланномъ; въ сердцѣ возникаетъ безпокойство, тревога, иногда раздраженіе противъ того или другого лица, потребность сдѣлать то-то и то-то; ваша молитва начинаетъ не ладиться; она мѣшаетъ вамъ, задерживаетъ васъ; вы начинаете молиться торопливо, чтобы какъ-нибудь поскорѣе закончить начатое молитвенное правило, и заняться дѣломъ, которое, можетъ быть, не такъ уже было и неотложно. Отъ чего все это происходитъ съ нами? Конечно, прежде всего отъ недисциплинированности нашего сознанія, отъ непривычки держать его въ предѣлахъ назначенной ему нами работы, но не только отъ этого. У васъ въ міру мало придаютъ значенія и даже стѣсняются думать серьезно, а не только говорить о той внѣшней, посторонней, бѣсовской силѣ, которая стремится всевозможными способами засорить, загрязнить и осквернить наше сознаніе и наши чувства съ цѣлью поработить насъ своей власти, отнять у насъ ясность и чистоту мысли и совѣсти, и оторвать насъ отъ Бога. И мы, нерѣдко, не сознавая и не желая сознавать это, становимся игрушкою этой внѣшней и злой силы. Она дѣйствуетъ на насъ и посредствомъ грѣховныхъ помысловъ, овладѣвающихъ нашимъ сознаніемъ и волею, постоянно врывающихся въ нашу душу, нами овладѣвающихъ и насъ терзающихъ и духовно убивающихъ. Каждый изъ насъ, среди этихъ помысловъ, несомнѣнно найдетъ особенно ему сродные, отъ которыхъ онъ особенно страдаетъ, и отъ которыхъ не можетъ никакими своими усиліями избавиться. Эту картину нашей безсильной борьбы съ овладѣвающими нами помыслами очень хорошо изобразилъ преп. Симеонъ Новый Богословъ во второмъ образѣ вниманія и молитвы. Такъ вотъ, дорогой батюшка, изъ этого краткаго моего объясненія, мнѣ кажется, вы можете ясно видѣть различіе между нашею свободною мыслью и невольно возникающими помыслами, а также видѣть и необходимость какой-то правильной и цѣлесообразной борьбы съ помыслами, для очищенія отъ этой сорной травы чистаго поля нашего сознанія и нашего сердца. Св. Отцы и православная Церковь предлагаютъ намъ вѣрный и испытанный вѣками способъ и путь къ очищенію нашего сердца и нашего сознанія отъ этого ихъ засоренія помыслами. Къ сожалѣнію, мірскіе люди не только не пользуются этимъ способомъ, но большею частью даже и не подозрѣваютъ о его существованіи, да не догадываются даже и о возможности и необходимости бороться съ помыслами, и просто терпятъ ихъ, какъ неизбѣжное зло. Между тѣмъ, въ самомъ дѣйствованіи на насъ этихъ помысловъ, есть обстоятельство, помогающее нашей борьбѣ съ ними. Это обстоятельство заключается въ томъ, что помыслы, такъ сказать, не наваливаются на насъ сразу всею своею силою, а завладѣваютъ нами постепенно, по мѣрѣ того, какъ мы имъ поддаемся. Они какъ бы нащупываютъ для себя почву въ нашей душѣ, и если видятъ, что не находятъ въ ней сопротивленія, то все болѣе и болѣе захватываютъ ее въ свои сѣти.
Отцы Церкви различаютъ нѣсколько послѣдовательныхъ моментовъ въ натискѣ, производимомъ на насъ помыслами. Если мы по своей безпечности, или неосторожности, или по невѣдѣнію не преодолѣемъ помысла при первомъ соприкосновеніи съ нимъ, то съ каждымъ новымъ его натискомъ намъ будетъ все труднѣе и труднѣе побѣдить его. Прежде всего необходимо разгнѣваться на помыслъ, рѣзко возстать противъ него, и сейчасъ же обратиться съ молитвою о помощи ко Господу, отъ дѣйствія которой помыслъ потеряетъ свою силу и разсѣется. У св. Григорія Синаита находится особенно подробное наставленіе объ этомъ для новоначальныхъ. Имъ ни въ коемъ случаѣ не совѣтуется вступать въ единоборство съ помыслами. Это пусть дѣлаютъ сильные, опытные. Новоначальнымъ же слѣдуетъ, давши помыслу первый отпоръ, тотчасъ же укрыться въ «глубину сердца» и тамъ творить Іисусову молитву, ожидая помощи отъ Господа, каковую и подастъ имъ Господь.
Постепенно возрастающую силу захвата нашей души помыслами святые Отцы изображаютъ такъ. Въ началѣ является такъ называемый прилогъ. Этимъ именемъ называется всякій простой помыслъ, или представленіе какого-либо предмета, или какая-либо мысль, пришедшая человѣку на умъ. Какъ таковой, прилогъ называютъ безгрѣшнымъ, не заслуживающимъ ни похвалы, ни осужденія, пока онъ не вызываетъ въ насъ того или другого къ себѣ отношенія. Второй моментъ наступаетъ тогда, когда мы замѣчаемъ этотъ предметъ, или эту мысль, начинаемъ присматриваться къ нимъ, или, по выраженію Отцовъ, начинаемъ съ ними собесѣдовать, страстно или не страстно. Въ этомъ случаѣ мы не отталкиваемъ помысла, и дозволяемъ ему остаться въ насъ, хотя и не принимаемъ его. Это называется сочетаніемъ. Это св. Отцы почитаютъ уже не всегда безгрѣшнымъ; но оно можетъ быть и похвально, въ томъ случаѣ, если это разсматриваніе помысла завершается богоугодно, то есть когда мы отвергаемъ его, усматривая его грѣховность. Третій моментъ бываетъ тогда, когда къ возникшему помыслу мы начинаемъ относиться сочувственно, склоняемся къ нему и готовы послѣдовать ему. Это называется сложеніемъ или соглашеніемъ съ помысломъ. Но и въ этомъ случаѣ могутъ быть два исхода: послѣ временнаго склоненія въ сторону помысла, мы можемъ опомниться и, раскаиваясь и исповѣдуя Богу свой мысленный грѣхъ, призвать Бога на помощь, и Богъ прощаетъ намъ грѣхъ, и мы преодолѣваемъ помыслъ; другой же исходъ, по слову св. Григорія Синаита, бываетъ тогда, «когда кто волею своею принимаетъ отъ врага наносимыя мысли и, согласуясь и сдружаясь съ ними, побѣждается ими такъ, что уже не только не противоборствуетъ имъ, но и рѣшается все сдѣлать по ихъ внушенію, и если не исполнитъ своихъ рѣшеній на дѣлѣ, то не почему-либо другому, какъ только по неполученію на то времени или мѣста, или по другой причинѣ, недозволяющей совершить преднамѣренное». Четвертый моментъ — тотъ, когда помыслъ невольно и принудительно овладѣваетъ нашимъ сердцемъ, сливается съ нимъ какъ бы въ одну жизнь, удерживается въ немъ, и разрушаетъ наше доброе устроеніе. Этотъ моментъ называется плѣненіемъ. Но и въ этомъ случаѣ плѣненный помысломъ умъ, при помощи Божіей, можетъ освободиться отъ него. Бываетъ, однако, что и умъ, какъ бы уносимый бурею и волнами, и увлекаемый отъ своего добраго устроенія къ лукавымъ мыслямъ, не можетъ уже придти въ тихое и мирное устроеніе. Это особенно бываетъ отъ суеты, и отъ многихъ и неполезныхъ бесѣдъ. Но и здѣсь о тяжести грѣха надо судить различно, смотря по тому, случается ли это плѣненіе во время молитвы, или не во время, и бываетъ ли это съ помыслами средними, или злыми. Если плѣненіе бываетъ не во время молитвы и касается необходимыхъ для жизни потребностей, то таковое можетъ быть даже и безгрѣшно. Наконецъ, высшая степень овладѣнія насъ помысломъ именуется страстью. Это бываетъ тогда, когда долгимъ временемъ угнѣздившійся въ душѣ нашей злой помыслъ становится какъ бы нравомъ ея и ея постоянной привычкой. Въ такое состояніе человѣкъ приходитъ по собственной своей волѣ, и въ немъ онъ постоянно обуревается страстными помыслами, влагаемыми врагомъ, и укоренившимися въ немъ отъ постояннаго упражненія и отъ мечтательности. Избавиться отъ этого состоянія можно только путемъ покаянія. Такъ вотъ видите, какая послѣдовательность существуетъ въ овладѣваніи души нашей помыслами, и эта послѣдовательность облегчаетъ внимательному подвижнику борьбу съ ними.
Вы спрашиваете еще, въ какомъ отношеніи къ помысламъ стоитъ молитва Іисусова. Изъ сказаннаго вы сами можете уже видѣть, что она стоитъ къ нимъ въ очень близкомъ и понятномъ отношеніи. При помощи молитвы Іисусовой, и только при ея помощи, а не своими усиліями, какъ объ этомъ единогласно свидѣтельствуютъ всѣ отцы-подвижники, человѣкъ преодолѣваетъ первый моментъ въ натискѣ помысловъ, именно — прилогъ, а преодолѣвъ его, онъ тѣмъ самымъ отсѣкаетъ отъ себя и всю послѣдующую цѣпь натисковъ до страсти включительно.
Изъ сказаннаго видно также, какое огромное значеніе имѣетъ въ умномъ дѣланіи постоянное трезвеніе, блюденіе ума и сердца и острозоркое вниманіе, при помощи которыхъ человѣкъ улавливаетъ моментъ, когда ему необходимо бываетъ обратиться къ помощи горячей и усиленной Іисусовой молитвы, чтобы предотвратить угрожающую ему опасность засоренія нечистыми или пустыми помыслами его ума и сердца. О, если бы міряне обратили на сказанное серьезное вниманіе! Насколько чище, правильнѣе и легче стала бы тогда ихъ духовная жизнь! Зорко слѣдя за чистотою самого источника духовной жизни, то есть за своимъ сердцемъ, имъ уже не трудно было бы сдѣлать чистыми и всѣ внѣшнія проявленія этой жизни, то есть всѣ свои поступки и свои взаимныя отношенія! Какимъ свѣжимъ, чистымъ воздухомъ повѣяло бы тогда въ нашей жизни! И насколько легче и отраднѣе дышалось бы тогда въ ней! Наша главная бѣда именно и заключается въ неупорядоченности, безпризорности и запущенности жизни нашего сердца!

gasch

  • Сообщений: 44
    • Просмотр профиля

Re: Помыслы и мысли, в чем отличие
« Ответ #2 : 04 Декабрь 2016, 09:57:36 »
Моя позиция проста, помыслы - это внушение или от ангела, или от беса, которое находит дальнейший отклик в человеке. Классика святоотеческая, сначала прилог, потом сочетание, пленение и страсть... Возможно сюда можно отнести и от естества нашего и подсознания позыв... вопрос тонкий.
но нужно четко как-то отличать мысли и помыслы, иначе смысл понятия «помысел»

А можно разделить помысл и мысль с энергийной точки зрения, помысл несет в себе силу реализации и если его принять то принимается и эта сила и энергия, которая и захватывает и ведет к исполнению помысла, мысль же лишена энергии и можно подумать и поразмышлять о чем  то но исполнения и делания за этим не последует, мысли приходят и уходят, а помыслы если и приходят то, будучи принятыми, реализуются.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Помыслы и мысли, в чем отличие
« Ответ #3 : 04 Декабрь 2016, 10:31:19 »
Была такая тема: "Прилог, помысел, страсть" -  http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2059.0

Привожу из этой темы свое первое сообщение:

В подвижническом учении подробно разбирается развития прилога в страсть (прилог-сочетание-сосложение-пленение-борьба-страсть). Это развитие соответствует  схеме сложного (или страстного) помысла, когда помышление соединяется со страстью. Но есть и помыслы простые, не соединенные со страстью. (Кратко и емко см. у Влахоса в "Православной психотерапии" - http://psylib.org.ua/books/vlaho01/txt07.htm )

Хорошо известно, что и на начальных, и на средних этапах молитвы от помыслов избавиться практически не возможно. Хочу сразу напомнить, что мысли, оформленные в слова, и привносимые образы являются уже "отвердевшей" ментальной оболочкой помыслов. Сами помыслы много тоньше вербализированной мысли - и находятся в ее смысловой и энергетической основе.

Человек внешний (и на начальных этапах молитвы) пронизан и заражен различными помыслами по самую макушку. Перед ним стоит задача долгого очищения, и если он думает, что уже может не принимать помыслы, то находится в глубоком прельщении. Просто помыслы входят и выходят из него беспрепятственно, а он их даже не замечает, потому что они не выкристаллизовались во внутреннее слово-мысль. Впрочем, и кристаллизация не часта, обычно помыслы как бы выпадают в ощутимый серый осадок, который и и является "мыслями".

Приведу известный пример быстрого результата действия страстного помысла. Воцерковляемый человек может думать, что знает учение церкви или учение св.отцов, потому что ходит регулярно в храм на богослужения и начитался всяческих церковных книжек, но в реальности - без вселения Святого Духа в него - он только тщеславно грезит, приняв в себя уйму бесовских помыслов, толкающих его на игру в покаяние, смирение, самоуничижение и непринятия помыслов. И это западня, в которую попадают очень многие неофиты в церковном возрасте от нескольких месяцев до нескольких лет. А затем - при отсутствии истинного покаяния - слащаво-уничижительное и заискивающее состояние окончательно побеждает человека, соединяясь с осуждением всего чужого и непонятого. За нескольких лет принятый страстный помысел о необходимости спасения (в лоне церкви) - без истинного покаяния - превращает человека в монстра, имитирующего веру.

Заражение же страстными помыслами происходит намного быстрее. Начальные этапы развития помыслов (прилог-сочетание-сосложение) проходят вообще не замеченными, и только на уровне пленения, если начинается борьба с развивающимися страстями, выходят на наружу.

Об оформлении прилога в помысел.

Оставим в стороне тему воздействия благодати (нетварной энергии) и будем говорить об энергии тварной. Соответственно прилогам помыслы могут быть благими (от ангелов), злыми (от бесов) и смешанными (от человеков). также следует выделить такой важный вид помыслов как речения предметов, поскольку все предметы обладает своей речью (об этом говорит Иерофей Влахос, ссылаясь на Григория Синаита).

Прилог -это прежде всего касание (с последующим внедрением или его попыткой) некой невидимой силы. Такой способностью воздействия обладают все существа и вещи, поэтому-то мы можем услышать голос живой и "неживой" природы. В прилоге, как в акте передачи, присутствует смысл (знание), энергетическое воздействие и состояние невидимой силы в той степени, в которой она передает себя тому, кого касается или в кого входит. И в прилоге также присутствует тот, кто воспринимает прикосновение этой силы.

Человек плотской в силу своей грубости частично защищен от тонких прикосновений в том смысле, что он, будучи марионеткой, вполне управляется грубыми силами (не на уровне прилогов, а на уровне действия грубых страстей и ментальных приказов). Человек душевный - с более тонкой и развитой душевной структурой - уже иногда способен отделить страсть и ментальный приказ-побуждение к действию от начала внедрения прилога на уровне борьбы со страстью и даже на уровне сосложения. Чтобы дойти до самого прилога и начала его рассматривания умом, требуется специальная работа по очищению, успокоению и развитию души и ума.

Прилог переходит в помысел по мере усвоения касания или внедрения невидимой силы - чужое становится своим (это этап сочетания и сосложения). В процессе этого усвоения помысел обретает узнаваемый образ и узнаваемое вибрационное, чувственное наполнение, и когда уже вербализируется, становится вполне обыкновенной мыслью, которая обычно несет в себе и явное страстное побуждение.

snusmr

  • Сообщений: 912
    • Просмотр профиля

Re: Помыслы и мысли, в чем отличие
« Ответ #4 : 04 Декабрь 2016, 10:33:14 »
А можно разделить помысл и мысль с энергийной точки зрения, помысл несет в себе силу реализации и если его принять то принимается и эта сила и энергия, которая и захватывает и ведет к исполнению помысла, мысль же лишена энергии и можно подумать и поразмышлять о чем  то но исполнения и делания за этим не последует, мысли приходят и уходят, а помыслы если и приходят то, будучи принятыми, реализуются.

Думаю, что можно. но сначала надо понять что такое энергия и что такое помысел  :-)
с энергией все просто — это сила, некое внутреннее действие (в отличии от практики). То есть я бы сравнил энергию с некоей продолжительной силой толчка. Безусловно помысел может нести энергию, но... прежде всего это некая информация. Вопрос откуда приходит помысел.
Мысли тоже реализуются... захотел поесть (помысел от естества), встал — пошел поохотился в магазине, принес добычу, положил в холодильник. Или захотел починить утюг... врядли это воздействие помыслов от бесов или ангелов.  :-)
На человеческой энергии достаточно держится всякого разного, начиная от паразитов, заканчивая гос. образованиями. Конечно человек совне тоже многое берет, но помимо этого он еще и у себя имеет запасы энергии. ну а если человек решился реализовать помысел или мысль сверх своих сил, то что он делает? Просит у Бога помощи. наверное и сатана в этом случае помогает. Все зависит от масштабов помысла. Сделать мелкую пакость или помочь ближнему — для этого и своих сил у человека хватит

Была такая тема: "Прилог, помысел, страсть" -  http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2059.0

Спасибо.

А вот, Александр и ответил чуть выше более подробно чем я... В общем помыслы — это внедренные программы ))))))))))))))))

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Помыслы и мысли, в чем отличие
« Ответ #5 : 04 Декабрь 2016, 15:14:56 »
сначала надо понять что такое энергия и что такое помысел  :-)
с энергией все просто — это сила, некое внутреннее действие (в отличии от практики). То есть я бы сравнил энергию с некоей продолжительной силой толчка. Безусловно помысел может нести энергию, но... прежде всего это некая информация. Вопрос откуда приходит помысел.

Для разбирательства со всеми этими вещами может оказаться полезной святоотеческая триадная схема, описывающая устроение естества всех вещей: сущность-сила-энергия. В ней содержание терминов "сила" и "энергия" очень отличается от понятий современной физики.

Сущность - непознаваемая основа бытия вещи, делающая вещь "самой собой".
Сила - это способность, потенциал вещи.
Энергия - это реализация силового потенциала.

Так что ваши формулировки типа "с энергией все просто - это сила, некое внутреннее действие" - они исходят из школьного курса физики, а не от отцов. В физике, действительно сила рассматривается только как "сила воздействия". Сила как некий потенциал вещи, как потенциальная энергия, в физике вообще не рассматривается.

Цитировать
с энергией все просто — это сила, некое внутреннее действие

По отцам, энергия - это движение природы.

Если приложить к помыслу, то, насколько понимаю, мысль - это движение природы. У ангелов мысль - движение умной природы (внесловесное, вышесловесное). У человека мысль, как правило, облечена в словесную форму.

Цитировать
помысел может нести энергию, но... прежде всего это некая информация

Насколько могу судить по собственному опыту, ангельское (или демонское) воздействие представляет собой именно некий умный поток (направленный к Богу, или от Него). Смысловое наполнение этого потока происходит от нас, это зависит от набора страстей и от обстоятельств нашей жизни, в которой реализуются имеющиеся страсти.

Роль лукавых сил - подтолкнуть нас ко греху, придав нашему мысленному потоку неправильный вектор.

Насчет донесения до нас информации - поделитесь, пожалуйста вашим личным опытом, если он есть. Какую именно информацию передают темные силы.

По моему опыту, их роль - внести сомнение, сумятицу, протест, раздражение, гнев, превозношение и т.п... А уж через какое конкретное содержание это реализуется - зависит больше от нас.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Помыслы и мысли, в чем отличие
« Ответ #6 : 04 Декабрь 2016, 15:25:19 »
помыслы - это внушение или от ангела, или от беса, которое находит дальнейший отклик в человеке

На мой взгляд, энергия (вектор, направленность) помысла - от ангела или беса, наполнение - от человека.

Цитировать
и всю святоотеческую терминологию на корню срубить!  :-)

Что именно из святоотеческой терминологии "срубается"? По-моему, все сочетаемо.

Цитировать
А в чем тогда отличие мыслей от помыслов? помысел — внушенное, мысль — личная

Тут нет непроходимой границы. Внушенное может стать личным. Например, правильные мысли Откровения, которые мы осознанно принимаем, становятся нашими. То же и с плохими помыслами. Мы ответственны за мысли, которые усваиваем и признаем своими.

По моему опыту, общий поток мыслей в нашей голове всегда в наличии. Так реализуется умная сила души. Большинство мыслей ненужные. И, выскажу крамольную, с точки зрения исихастов, мысль, что, на мой взгляд, это отчасти и хорошо. Это такой шумовой фон, защищающий (экранирующий) нас от возможности утонченного слышания до того момента, когда станем чище от страстей.

Помысел, на мой взгляд - это не просто мысль, а мысль, выделяющаяся из общего потока определенной смысловой значимостью. Помысел, как правило, повторяется не один раз. Часто помыслы становятся навязчивыми - именно в силу их значимости для человеческого ума.

Однозначно некрасивые помыслы часто возогреваются дополнительной энергией их неприятия со стороны человека. Это как в задании "не думать про белую обезъяну". Именно в силу того, что активно стараешься не думать, ум твой в плену этой мысли. А возбуждение от ужаса перед ситуацией, что в твоей голове раскручиваются ненужные мысли, еще подливает масла в огонь.

Skylander

  • Сообщений: 2254
    • Просмотр профиля

Re: Помыслы и мысли, в чем отличие
« Ответ #7 : 04 Декабрь 2016, 15:27:34 »
Вот нашёл про помыслы

В Православной психотерапии:
Цитировать
Когда святые отцы говорят о помыслах, они имеют в виду не просто мысли, но образы и представления, за которыми каждый раз следуют соответствующие им мысли. Образы в сочетании с мыслями и называются помыслами.

"Образы в иных случаях носят характер по преимуществу видоподобный, в иных же – по преимуществу мысленный, но более часто – смешанный. Так как и видоподобные образы влекут за собою ту или иную мысль, то всякие образы у подвижников именуются помыслами" (Старец Силуан. С.125).
...
По словам Исихия Пресвитера, люди не знают, что "помыслы наши не что иное суть, как одни мечтательные образы вещей чувственных и мирских" (Добр. Т.2. С.191). Из этого ясно, что воображение играет главную роль в том, что внутри нас образуется соответствующий образ. Таким образом, можно сказать, что помыслы суть художники, рисующие в разумной части души (στο λογιστικό) различные образы и представления, по большей части воспоминания о прошлом.
...
Рассказывая о помыслах и пытаясь определить, что они собой представляют, нельзя не сослаться на их классификацию, принадлежащую преподобному Максиму. По его словам, помыслы подразделяются на простые и сложные. Просты бесстрастные помыслы, "а сложны – страстные, как из страсти и помышления сложенные" (Добр. Т.3. С.192). Воспоминание о какой-либо вещи в сочетании со страстью создает страстный, или сложный, помысел.
Хорошее пояснение дали в моем жж. Выношу его сюда.
...
 После чтения славянского Добротолюбия в переводе прп. Паисия Величковского все более менее встает на свои места: «Писание часто называет помыслами логосы вещей, иногда помышления (noemata) именуются логосами, а иногда логосы - помышлениями. Бывает это по той причине, что движение [этих логосов] само по себе невещественно (иными словами бесформенно, как и они сами, в противовес скажем демонским и нашим помыслам, которые всегда являются формой, т.е. либо словом, либо образом чувственной твари): благодаря [чувственным] вещам оно воображается, т.е. принимает [на стадии сочетания] вид\форму\образ (т.к. любая чувственная вещь состоит из формы и материи), и [тем самым это движение] изменяется; таким образом являемый прилог (до того непознаваемый разумом, т.к. бесформенный), познается [разумом = словесной силой, которая и оперирует формами, т.к. ее движение и энергия всегда формальны] и глаголется (может быть выражен словесно, сначала мысленным, потом внутренним, после и внешним словом)».
помысл - это некое реальное образование "духовного" мира, невидимое глазам, содержащее идею, энергией (действием) касания приносящее нашему уму и/или сердцу эту идею. Это касание - и есть самый первый прилог, от слово "приложилось", дотронулось до нас. Дальше идёт "заражение" - реакция ума и сердца на эту идею помысла, по схемам.

Т.е. прилог рождает помысл, который затем переходит в мысль, образ или страсть.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Помыслы и мысли, в чем отличие
« Ответ #8 : 04 Декабрь 2016, 15:34:28 »
А если попробовать самим всмотреться умом в помысел, его возникновение, движение? Не в цитаты, а именно в собственный помысел и поделиться увиденным? Именно самостоятельно увиденным, а не чужим видением или схемой. Имхо, не вижу, не различаю, не понимаю лучше для дальнейшей метанойи, чем рассудочное копание в цитатах. Здесь работает "лучше один раз увидеть".
« Последнее редактирование: 04 Декабрь 2016, 15:44:44 от Игорь Спасский »

snusmr

  • Сообщений: 912
    • Просмотр профиля

Re: Помыслы и мысли, в чем отличие
« Ответ #9 : 04 Декабрь 2016, 15:43:26 »
Elena
Я вижу, что вы, Елена, любите поболтать  :-)
Но у меня нет такого помысла, все что хотелось сказать, уже сказал.

P.S: единственное что я могу добавить — это сравнение.
Помыслы есть (и они не могут не есть), они возникают как инородное явление, их нужно отсекать. Если они внутри человека, то бороться как с вирусами... Кто не помнит, что такое вирус, напомню... вирус — это кусок чужеродной ДНК (информации), имеющий к тому же механизм внедрения...  (это даже не клетка, доклеточный организм).
С вирусами можно бороться до их проникновения и после. До — профилактикой. После — иммунитетом. Вирус использует системы самого организма (клетки), по большей части это кусок чужеродной информации, содержащейся в ДНК, он быстро размножается за счет внедренной информации и ресурсов нашего организма.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Помыслы и мысли, в чем отличие
« Ответ #10 : 04 Декабрь 2016, 15:48:18 »
А если попробовать самим всмотреться умом в помысел, его возникновение, движение? Не в цитаты, а именно в собственный помысел и поделиться увиденным. Именно самостоятельно увиденным, а не чужим видением или схемой.

Я основываюсь на своем опыте. Сейчас редко бывает "зацикливание" (круговорот непрекращающихся навязчивых мыслей), но раньше, когда это присутствовало, мне время от времени удавалось выходить из словесного оформления и интонировать именно энергетический импульс, без слов. Разделение словесного смысла и эмоциональной подоплеки, как правило, помогало разрушить конгломерат страстного механизма. Помысел лишался энергетической поддержки, его удавалось рассмотреть беспристрастно и в итоге он становился обычной мыслью, не способной поработить весь ум и навязать нежелательное поведение.

При работе в помыслом важно увидеть даже не саму мысль, а ее "оттенок", что ли, ее окраску (часто это бывает оттенок горечи, или досады, или гнева). Но любую мысль можно промыслить бесстрастно. Рассмотреть тем самым.  Мысль, вызывающую досаду, можно изолировать от эмоционального ее сопровождения. Очень часто в такой мысли кроется зерно правды. Если бы мысль была не правдива, у нее не было бы силы удерживать внимание нашего ума. И иногда отдельно видишь источник темного импульса, имеющееся постоянное движение естества (движение превозношения, движение гнева, протеста). Это помогает правильно выстроить постоянное исповедание помыслов Богу.



Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Помыслы и мысли, в чем отличие
« Ответ #11 : 04 Декабрь 2016, 16:36:34 »
Elena, ...По моему опыту, общий поток мыслей в нашей голове всегда в наличии. Так реализуется умная сила души. Большинство мыслей ненужные. И, выскажу крамольную, с точки зрения исихастов, мысль, что, на мой взгляд, это отчасти и хорошо. Это такой шумовой фон, защищающий (экранирующий) нас от возможности утонченного слышания до того момента, когда станем чище от страстей.

Елена, как же очищаться от страстей, имея в наличи в голове большое количество ненужных мыслей? Любая мысль забирает энергию, да и отслеживать помыслы в общем потоке ненужных мыслей намного сложнее
 

snusmr

  • Сообщений: 912
    • Просмотр профиля

Re: Помыслы и мысли, в чем отличие
« Ответ #12 : 04 Декабрь 2016, 16:55:07 »
Меня просили описать свой опыт...
От помысллв нет всем подходящего механизма избавления. ИМХО. как и с любыми другими практиками.
если избавляться путем остановки ВД, то можно достичь полностью прекращения мыслей .а вернее их обрывания и выпадания из реальности. Это означает, что можно в любой момент «вылететь» из реальности. а реальность часто сурова, особенно в лице проносящегося автомобиля. Или после этого не долго и в психушку угодить.
как отрубать мысли — энергетически или еще как — это не суть важно... Главное чтобы результат был устойчив и без негативных последствий. Надо пробовать. Но садиться в позу лотоса или на низкий стулец тоже не выход (или как определенный каждодневный ритуал в строго определенное время), то есть этот процесс должен быть адаптирован под наши условия жизни.
P.S: в автомобиле этим не позанимаешься, а вот в метро или автобусе можно...

Skylander

  • Сообщений: 2254
    • Просмотр профиля

Re: Помыслы и мысли, в чем отличие
« Ответ #13 : 04 Декабрь 2016, 17:06:55 »
А если попробовать самим всмотреться умом в помысел, его возникновение, движение?
Пока рабочие перегрузки не вырубили окончательно всю чувствительность, видел-ощущал несколько раз как довольно неприятные прилоги-образы входят толчком в голову. Как объекты размерами примерно от 1 до 5 см, некоторые не видел, но ощущал толчок. При этом прилог и нёс неприятный помысл. Отличить как прилог переходит в помысл не получилось. Возможно это одно. Так как я заметил эти прилоги, почувствовал их неприятность, то далее они просто растворились во мне, исчерпали себя не перейдя мысль или движение страсти.

Интенсивность работы растаскивает молитвенное состояние, единственная защита - определённое равнодушие, отстранённое отношение к рабочим делам, их всяким часто надуманным трагедиям-неудачам и достижениям-победам, разносам и поощрениям и пр. Выдавая необходимое качество труда, конечно.

При работе в помыслом важно увидеть даже не саму мысль, а ее "оттенок", что ли, ее окраску (часто это бывает оттенок горечи, или досады, или гнева). Но любую мысль можно промыслить бесстрастно. Рассмотреть тем самым.  Мысль, вызывающую досаду, можно изолировать от эмоционального ее сопровождения. Очень часто в такой мысли кроется зерно правды. Если бы мысль была не правдива, у нее не было бы силы удерживать внимание нашего ума.
Наверно всё-таки неочищенные страсти заставляют удерживать в уме такие мысли. Скорее это способ разглядеть как страсти управляют умом.

gasch

  • Сообщений: 44
    • Просмотр профиля

Re: Помыслы и мысли, в чем отличие
« Ответ #14 : 04 Декабрь 2016, 18:09:54 »
А если попробовать самим всмотреться умом в помысел, его возникновение, движение? Не в цитаты, а именно в собственный помысел и поделиться увиденным? Именно самостоятельно увиденным, а не чужим видением или схемой. Имхо, не вижу, не различаю, не понимаю лучше для дальнейшей метанойи, чем рассудочное копание в цитатах. Здесь работает "лучше один раз увидеть".

Помысел обычно маскируется, и что бы его увидеть нужна более высокая энергийность ума, чем энергийность помысла, а как достигнуть этой энергийности ума?