Исихазм

Автор Тема: Откуда у христиан такая любовь к самоосуждению, уничтожающему психику?  (Прочитано 14591 раз)

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Откуда в христианских писаниях такая любовь к самоосуждению. Или же в первые века эти термины означали другое? Современная психология и психотерапия считает самоосуждение, самобичевание и почитание себя ущербным одной из основных причин множества психических расстройств. Которые и наблюдаются у множества христиан, включая и канонизированных (по текстам). Как так получилось?

Deonisy

  • Сообщений: 34
    • Просмотр профиля

Кто эти канонизированные христиане с психическими расстройстваии? И по каким текстам это определили?
"А мне приснилось миром правит любовь, а мне приснилось миром правит мечта, и над этим прекрасно горит звезда, я проснулся и понял - беда..."

Dementiy

  • Сообщений: 149
    • Просмотр профиля

Вероятно, это из-за накала внутренней борьбы.
Человеку, имеющему страстную натуру, нужно постоянно сдерживать свои (далеко не безобидные) желания.
Поэтому, на фоне контраста, он представляется себе великим грешником.
Потом это вошло в моду, а у некоторых стало элементом лицемерного позерства.

Что касается современной психологии и психотерапии, то что нам до того?
Например, для меня, они не являются авторитетом.
Ищу одного человека

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Упрощенно. Современная психология не строится (явно) на духовных началах. Скорее, на душевных, гедонистических. Она - в аскезе - авторитетом не является, однако ее достижения не следует отклонять, ибо далеко продвинулась.

О самообличении. Начальный этап проработки черствой душевной оболочки собственными неочищенными силами сопряжен с активной деятельностью самости. Человек как бы сам себя разрушает (самообличает, самоосуждает, самоуничижает). Что может привести к проблемам с психикой. Если при этом достигается более высокая духовная цель, то такое разрушение может быть оправдано. Если духовная цель не достигается и отменяется (чаще подменяется), остается разрушенный душевный сосуд.

При более тонкой душевной организации грубые приемы работают плохо.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Думаю, что людям с излишне здоровой психикой здоровое самоосуждение вовсе не помешает. А вот людям-невротикам, для которых мир - и внешний и внутренний - окрашен в мрачные тона, самоосуждение может оказаться вредно. Говорю так, ибо сам являюсь невротиком. Скажем так, психика разрушается быстрее, нежели происходит умоперемена, внутренний хаос нарастает. Это, увы, реальная проблема.
Самоосуждение как часть покаяния - наверное, необходимая вещь. Но проблема в том, что самоосуждение легко и незаметно становится самоцелью и входит в резонанс с внутренними невротическими реакциями. В какой-то момент даже с ужасом понимаешь, что теряешь контроль над собой.
Я тоже задавался вопросом, почему самоосуждение приобрело такие гипертрофированные формы. Все-таки в Евангелии речь идет именно о покаянии, устремленности к Богу. Но почему-то из Писания и Предания ум жадно выхватывает именно компонент самоосуждения, а результат оказывается плачевным (не всегда, разумеется, но оказывается).

 

Татьяна Д.

  • Сообщений: 38
    • Просмотр профиля

Лично мне не встречался НИ ОДИН человек, который
бы настолько укорял/уничижал/бичевал сам себя,
что это стало бы проблемой для психического здоровья.
А вот наоборот - эпидемия.

Кто эти канонизированные христиане с психическими расстройстваии?

Да! О том же.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Лично мне не встречался НИ ОДИН человек, который
бы настолько укорял/уничижал/бичевал сам себя,
что это стало бы проблемой для психического здоровья.
А вот наоборот - эпидемия.


Татьяна, дело в том, что невротики, занятые самобичеванием, чаще не видны "невооруженным" глазом. Нам кажется, что у человека все в порядке: вот, шутит, смеется, общается. А потом "как, да он же был вроде нормальным!" и тп. Потому что самобичевание направлено внутрь себя, а вот противоположная крайность - больше вовне, она и бросается в глаза.

Татьяна Д.

  • Сообщений: 38
    • Просмотр профиля

Эти невротики заняты не самобичеванием, а досадой,
что они не дотягивают до каких-то стандартов красоты или по IQ.
Истинное самобичевание в рамках духовного аскетизма дает только нравственное здоровье.

Skylander

  • Сообщений: 2254
    • Просмотр профиля

Без уравновешивания радостью, только самобичевание приведёт к депрессии. Нужно не только самоукоряться, но и радоваться Богу, Божьему Свету, просвечивающем в мире, всему хорошему, что есть в людях. А иначе действительно, повредишь психику.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Есть имхо два вида этого процесса. Первый - святоотеческий - опыт самобичевания - обличение и погоняние себя кнутом к исправлению. Констатация фактов, побуждающая к покаянию (изменению). Деятельный.
Второй - среднестатистический - опыт самобичевания как подражания или из "мазохистских" наклонностей. Битие ради бития. Не побуждающее ни к чему, но доводящее душу до ручки уныния как минимум. Самобичевание само в себе. Деструктивный и разрушающий вид.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Славик

  • Сообщений: 252
    • Просмотр профиля

Бывают такие моменты в жизни когда все рушится...жена уходит,на работе не платят,люди отворачиваются,внутри ад( в разные стороны тянут различные конфликтующие энергии),который приводит и к болезням тела,родители не поинимают таким какой есть. Оказываешься в лежку на кровати,что даже кушать становится тяжело. В такие моменты когда внутри ты как оголенный нерв и может начинаться самобичевание и неприятие себя за то какой ты есть. Задаешься вопросами,а зачем ты вообще такой нужен. Вот здесь и может послужить христианские писания с самоосуждением во вред. Такому человеку до момента выхода из кризиса,который может длиться годами лучше оставить такую вещь как самоосуждение.
Как в такие моменты в жизни принять себя и не самобичеваться?

Skylander

  • Сообщений: 2254
    • Просмотр профиля

Как в такие моменты в жизни принять себя и не самобичеваться?
Полагаю лучше вообще отвлечься от себя и искать радость в жизни, природе, искусстве. Не вариться в собственном соку.

Татьяна Д.

  • Сообщений: 38
    • Просмотр профиля

Я думаю, если это голое самобичевание, то пользы нет,
а если сопряжено с горением самосовершенствования,
то не до депрессии - это самое увлекательное, что есть в жизни.
Хоть и самое недешовое, как и все самое ценное.
Так мне видится.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Skylander, это верно. Но вот выйти из кипящего внутреннего котла бывает очень трудно, почти невозможно.
Ум из прошлого выхватывает только негатив. В будущем - видится тоже только негатив. Ну и в вечности тоже. Получается, что постоянно пребываешь как бы в аду, а это состояние усугубляется установкой на самобичевание. Оно, конечно, известно, что "держи свой ум во аде и не отчаивайся", но временами это бывает невыносимо. И вот это механизм срабатывания "грязной бомбы", когда все внутри идет вразнос и человек начинает вести себя неадекватно, пытаясь убежать от себя самого.
В принципе это эгоистичное состояние, но вот выйти из него, ощутить жизнь - здесь и сейчас - бывает очень трудно.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Сразу можно увидеть намечающуюся группу по типу ума с секторальным мышлением - по орденам и внутренние проблемы определяются. "Постоянство объекта" (псих. термин) может быть слабо выражено/вообще развито.

Alexander, из практики получается, нужны способы восстановления "углубления" в душе после проделанной психической работы по раздроблению грубого эгоизма. Возможно ли их позаимствовать из психологии, и на каких критериях и началах? И еще - то есть, по достижении более светлых способов "смиряться" (например, от созерцания Христа), это делание лучше оставить, возвращаясь к нему при необходимости в грубых случаях? Как можно наблюдать по различным советам духовно-преуспевших монахов, очень часто делу самоукорения придается не постоянный, а уже чисто хронический, патологический характер. Делание становится подобным вредной привычке, грузом, с которым ум настолько свыкся, что бессознательно боится отрываться от него. Это на самом деле похоже на токсикоманию.

Антиквар, с моими нервами тоже все не в идеале, и именно по причине как практик, так и просто религиозной среды. В которую.я пришел из общительной молодежной с ожиданиями... По-моему, как учредилось монашество 4 века, так и произошел водораздел по этому деланию. Достаточно вспомнить авву Дорофея с поучением по самоукорению. Это то, о чем недавно выразился Родион - взгляды монахов, устремленных к супер-трансформации, быстро переняли на кафедрах. А необразованному народу толкать такое блюдо - сущее удовольствие для владычествующего (и владычествующих). Но тут все не так просто. Каноны о епитимиях например появились раньше чем их записали. А в них есть приказы - плакатися (то есть давить слезы), стоять в сенях или вообще за пределами храма... И этим, видимо орудовали епископы уже с времен, когда общины стали большими. Большая община - это уже и не понятно, добро или зло.

Deonisy, ну, например это отец Даниил Сысоев. Перегретая психика, зажатая самоумалением, и оттого пытающаяся внешне показать превосходство того "православия", которое она и породила. Плоды остались - это Энтео и ко. Впрочем, отца Даниила и не скоро канонизируют. А может и вообще...

Татьяна Д., а я тоже, пока не побывал у хорошего врача, работающего не в госучреждениях, и не думал о многих проблемах своего разума. Для умного делателя это сверхактуально.