plot,
так и отчаяние - результат жизненных обстоятельств. И на пути к Богу каждый тащит свой груз установок, которые определяют путь к Богу. И так от самого рождения и до смерти. В каждый момент есть множество векторов-мотиваций - хороших, плохих, нейтральных. И выбор, имхо, делается как равнодействующая. Просто векторов в человеке слишком много, и часть из них бессознательна, поэтому отследить детерминизм очень трудно.
Благодать как "внешнее" воздействие и вызванное ей покаяние могут в какой-то степени очистить от мотиваций к злу. Соответственно, останутся мотивации к добру, которые также по равнодействующей определят поведение.
Мне кажется, это хороший повод для смирения. Богом даны не только наше тело, душа и дух, но и путь.
11 когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило
12 не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего,
13 как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел.
14 Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак.
15 Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею.
16 Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.
17 Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле.
18
Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
19 Ты скажешь мне: "за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?"
20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?" Хотя смирится с этим очень нелегко.
Простите. Не хочется никого смутить и ввести в искушение. Но это есть в посланиях Павла. Значит христианин должен задумываться и над таким вопросом:
Обречены ли изначально грешники стать грешниками, а праведники праведниками?
Дальше у апостола Павла написано:
21 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?
22 Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели,
23 дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе,
24 над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?
Т.е. получается, Бог щадит изначально созданные в таком качестве сосуды гнева не для того, чтобы они покаялись и стали сосудами почетного употребления, а только для того, чтобы "вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия,
которые Он приготовил к славе".
Здесь говорится о предопределенности? Просветите, что пишут в толкованиях на это место.