Самое главное про грех… все разногласия из за того как вы его понимаете.
Вот Спаситель грех уподобляет болезни. Грех это не поступок ( не по воле Бога). Поступок называют грехом, потому что он грешный, но поступок это только проявление греха. Я заметил, многие не могут разобраться с этим, хотя уже состарились в церкви.
Есть болезнь, а есть её симптомы. Болезнь это не симптомы, этим она не исчерпывается. Не сбивают температуру и только, или обезболивают любым средством и всё на этом. Надо познать чем и как ты болен. Вот Апостол, Силуан, Симеон и мученики в том числе познали свою болезнь, власть греха над душой – это и потенциальное отречение или предательство, как вы говорите свою немошь. Первый плод всех самых титанических усилий( его попробуй обрети) это не самосовершенствование( анализ, тактика там, действие… ) или обретение положительных качеств, это и есть познание своей немощи.
Но и это само по себе не изменит ничего. Просто это познание рождает в душе жажду в Спасителе. Только ту душу которая жаждет, посещает благодать, Дух – её укрепляет исцеляет возрождает преображает. Жажда не как что то эпизодическое – едва пробудившись погасло, и не тёпленькое нечто, а огонь не дающий покоя. Как ребёнок в колыбели ревёт, и будет реветь пока мамка не подойдёт. Возьмёт на руки, лучше же и титьку даст, почувствовал – блаженный покой. Критерий только такой. Обрёл Духа - с ним и на смерть. Не обрёл? Значит – так ли уж ты этого жаждешь? Значит - знаешь ли ты себя?
Если идёшь на исповедь, то не вспоминай поступки чтобы о них рассказать. Важнее понять чем больна душа, какова она – вот почему я был способен на это, или впредь могу совершить это ? Это и есть самообман и прелесть - я, мол, не такой, до такого никогда не опущусь( отречения ли или предательства). Нет Духа – по причине отсутствия души жаждущей. Отсутствие жажды по причине не познания своего греха. Поэтому в Писании сказано, что закон только обличает грех, то есть может пробудить жажду, но утолить её может только Дух. А вы про Неемана…
Монах познаёт глубину грехопадения и в этом познании обретает настоящую жажду в богообщении. А сатана возвращает на ветхозаветное, на внешнее( с чем и вы расстаться не можете) - поступок, мол, тебя погубил. Правильно ваш монах ему - не было греха... Вам и Сергей про это же, а вы не заметили, говорил, что Бог не помнит зла, а смотрит только на сердце - меняется или нет.
Главным критерием прославления новомученников было отсутствие показаний(доноса) на других. Замучены многие. Предали брата и сестру, из этих же замученных, тоже многие. Добровольно?