Я скомпоновал выборку из интернета о жизни девочки Саши Путри, сопроводив эту выборку рисунками Сашеньки. Прожила она 11 лет, 1 месяц и 21 день.
Саша Путря, история короткой жизни. (воспоминания)
2 декабря 1977 года в Полтаве на свет появилась будущая художница Саша Путря. Саша любила жизнь и дарила свою любовь окружающему миру через свои рисунки и стихи. За свою короткую жизнь Саша оставила богатое "творческое наследие", включающее 2279 работ. она не только рисовала, но и вышивала, писала стихи, изготавливала открытки, шила мягкие игрушки, занималась выжиганием по дереву, много читала. Завела свою библиотеку, которая насчитывала около тысячи книг, и всю перечитала. Среди любимых её авторов – Купер, Майн Рид, Стивенсон, Марк Твен, Дюма, Гюго, Пушкин, Гоголь... каждый вечер, после программы «Время», ложились с мамой в кровать и читали до «мотыльков» в глазах.
Рисовать Сашенька начала с трёх лет. Ручки и личико её всегда были вымазаны фломастерами или акварельными красками. Вся наша квартира, ванная комната, кухня, туалет, двери шкафов разрисованы до той высоты, уда доставала она рукой. Рисунки свои щедро дарила друзьям и родственникам – на праздники и дни рождения поздравляла открытками, которые рисовала сама, сама же писала и тексты, часто в стихах.
Праздник зверятОдной из первых ее работ стал портрет Пушкина в образе Сверчка – однажды она узнала о том, что так поэта называли в лицее, и всего за 15 минут сделала набросок, который поразил ее отца. «Я был потрясен. Такое сходство! Этому ни в одном институте не научат», – говорил он.
Маленький Бонопарт.Рисование для Сашеньки было таким естественным – как сон, как еда, нередко заменяло ей друзей, детские игры, особенно, когда болезнь обострялась. Заболела она вдруг, неожиданно, врачи долго не могли поставить диагноз, а когда поставили... это было как гром среди ясного неба – лейкоз. Было Сашеньке тогда пять лет. И то, что она прожила ещё шесть – чудо. И в основе этого чуда – неимоверная, фантастическая тяга к рисованию.
Татьяна ЛаринаОна могла просиживать за фломастерами и красками по восемь – десять часов в день. Мама девочки рассказывала: «Искусство подарило Сашеньке 6 лет жизни. Она отвлекалась от своих проблем, от своей боли, уходила с головой в творчество. Я даже знала – если Саша рисует, значит, все хорошо. Но если забрасывает любимое дело, не притрагивается к кистям и карандашам – беда, обострение близится. Даже по цветам красок определяла ее состояние. Если все хорошо, Сашенька использовала свежие тона в рисунках – зеленый, голубой, салатовый… Когда она рисовала красным, коричневым, я понимала, что надо срочно бежать в больницу и сдавать анализы».
Рисунок на стадии обострения болезниВ больнице Сашеньку знали и любили все: от нянечки до главврача. Любили за терпеливость, с которой переносила болезненные процедуры, за доброту, за весёлый, жизнерадостный нрав. В палате, где она лежала, всегда собирались дети, слышно было смех и веселье. Врачи, спасибо им, не запрещали такого общения, и больница не была для девочки чем-то страшным, хотя, естественно, особой радости не испытывала. Попадая сюда снова.
Но больше всего она любила дом, хотя и жаловалась: «Ох уж этот четвёртый этаж!..Кто его придумал?»
Папа и мама мне 7 летСидя с нами тёплыми осенними вечерами на балконе, она трепетно засматривалась на пылающие закатные облака, которые постепенно сливались с тёмным небом, и вспыхивали над головой искорки звёзд, и расцветал небосвод серебристым мерцанием созвездий и галактик... Мы говорили с ней про планеты, про «летающие тарелки», про Бога, про людей...
Ловим раков на прудуВ школе Сашенька училась легко и непринуждённо, сразу стала любимицей класса и учителей. Когда её хвалили («профессор ты наш»), скромно отходила,а дома нам рассказывала, как ей это неудобно. По окончании первого класса её наградили «Похвальной грамотой». Затем болезнь начала обостряться, и она вынуждена была оставить школу. Училась дома или ходила с мамой к учительнице. Школьная программа её не устраивала.
Ко всему маленькому и живому относилась с какой-то – совершенно не детской, скорее, материнской – нежностью, как будто чувствовала его незащищенность.
Собачка Ника и котенок Тишка в своем замке.Дома, по её просьбе, мы завели собачку, затем взяли ей в компанию котёнка.
Соседи, зная её любовь к животным, подарили аквариум с рыбками. Мы докупили туда тритонов и черепашек, и Саша часами могла рассматривать подводное царство. Затем, как-то осенью, забился к нам на балкон еле живой попугайчик-альбинос, и, естественно, остался жить у нас...
Попугай Гоша и Тоня. Семья курочекВ шесть лет Сашенька «влюбилась» в своего двоюродного братика Витю Бражанского, светловолосого голубоглазого мальчика. С тех пор появилась целая серия «Витенек»: то он гусар, то он жених, а то у них с Сашей свадьба...
Я и Витя.Срисовывать Сашенька не любила. Всё рисовала «с головы», по памяти. Понравится кто-то, увиденный на улице или в кино – сядет и нарисует. У неё собралась целая серия портретов «маминых студенток» (жена преподаёт в музыкальном училище). Рисовала и родственников, наряжая их в сказочные одежды, облагораживая и омолаживая. Рисовала своих любимых зверяток: мышек, собачек, кошечек, а ещё – рыбок и птичек, украшая их чудесными орнаментами, придумывая невиданные одежды, чтоб им, зверяткам, рыбкам и птичкам, было приятно.
Принцесса леснаяОбычно утром, после завтрака, Сашенька подходила и говорила: «Я хочу рисовать. Дай, пожалуйста, бумагу». Садилась за свой отдельный столик и затихала, иногда напевала под нос какую-то мелодию. А через какое-то время смотришь – встаёт, подходит сбоку, обнимает и тихо говорит: «Ты очень занят? Посмотри, пожалуйста, что у меня получилось?» И всегда это была неожиданность. Понятно, были работы более удачные и не совсем, она сама это видела и страдала, если не могла достичь одного ей известного совершенства. Саша долгое время не пользовалась ластиком, но когда привыкла. Её рисунки стали более точными, пропорционально правильными. А то как бывало? Рисует, рисует, потом где-то ошибётся и, плача, начинает всё заново, бывало по три-четыре раза. У нас сберегается до пятисот её неоконченных рисунков: то только глазки, то личико, то полфигуры...
Девочка МарияВ 1986 году Сашенька посмотрела индийский фильм «Танцор диско». Картина произвела такое сильное впечатление, что вся дальнейшая жизнь прошла под знаком интереса к Индии, её культуре, в частности к артистам. Ни одного индийского фильма, который шёл на экранах города, она не пропустила, а некоторые, которые особенно полюбились, смотрела по несколько раз.
Сашенька изготовила несколько крохотных книжечек (4 на 2,5 сантиметра форматом), в которых «поселила» десятки необычных жучков, которые носят необычные имена: Цымзибуця, Коробулька, Фуня, Ковбасюк...
Дева МарияА ещё сделала две книжечки стихов, художественно оформив их рисунками и орнаментами по всем правилам издательств: Саша Путря. Стишки. Издательство – «Дом родной». Главный редактор – «Фунтик». Главный художник – «Маленький бухгалтер».
Врачи давали ей всего два месяца, но она прожила еще 6 лет. Незадолго до смерти она поразила близких такими словами: «Если у меня опять начнется обострение, не надо меня лечить. Только не обижайтесь и не плачьте – я уже устала. Я знаю, смерть не страшна...». На одном из своих последних рисунков 11-летняя художница изобразила свою руку поверх папиной руки, указывающей на звезду Сириус – именно туда Саша мечтала попасть после жизни на Земле.
Папа, я и Сириус...22 января, будучи уже в больнице, она нарисовала свою последнюю работу – «Автопортрет». Дети из её и соседних палат окружали тумбочку, за которой она рисовала, и наперебой заказывали картинки. Сашенька счастливо улыбалась и говорила: «Нарисую, нарисую! Всем нарисую!»
Автопортрет. Последний рисунок СашиА в ночь на 24 января она отошла. Последние её слова были:
«Папа?.. Ты прости меня... За всё...» Христос, который плачет