~ 19 ~Иешуа сказал:
Блажен тот, кто Есмь прежде существования.
Если станете моими учениками, и услышите мои слова,
те камни будут служить вам.
В Раю есть пять деревьев,
что не меняются, от лета до зимы.
Их листья не опадают.
Кто познает их, не вкусит смерти.
[пер с англ. Лелупа]
Сказал Иисус: Блажен, кто был до того, как появился.
Если вы станете Мне учениками и будете слушать Мои слова, эти камни будут служить вам,
ибо у вас есть пять деревьев в раю, неподвижные и летом, и зимой, и их листья не опадают.
Тот, кто познает их, не вкусит смерти.
[пер. Алексеева]
«Блажен тот, кто Есмь прежде существования.» - это «Я Есмь» прежде существования, в начале с Богом, к Богу и у Бога, и Бог.
Это о всех тех сказано, кто пребывает «Я Есмь», кто пребывает «в начале».
Перефразируя слово Христа: «прежде чем Авраам был, Я есмь», Мейстер Экхарт сказал:
«Прежде чем я был рожден, Я Есмь, во всю вечность».
Что за «пять деревьев в раю», неизменных-неподвижных? Вот, в учении китайских манихеев Посланник Света насадил пять драгоценных деревьев: Древо Мысли, Древо Чувства, Древо Осмысления, Древо Рассудка, и Древо Здравомыслия. Может быть, это про них? Все же полагаю, что это - излишнее усложнение.
Мне же открылось, что речь идет о наших пяти чувствах. Они недвижны и неизменны «зимой и летом», они - вход в бессмертие. Они в нас - от самого рая и ведут в самый рай.
Но о какой практике «познания пяти чувств» может идти речь? Может, сказано здесь непосредственно о пяти умных чувствах, о духовных чувствах, известных из с.о. традиции? Но могут ли умные чувства быть путем? Не думаю, ведь когда не эпизодически, но постоянно действуют в человеке умные чувства, такой уже "не вкусит смерти". Скорее, "пять деревьев в раю" - это сказано о «познании» наших обычных пяти чувств и их преображении на пути этого познания.
Ключ разумения самой практики здесь утрачен; могу лишь высказать пару предположений.
1. практика, возможно, заключалась в непрестанной жесткой фиксация чувств на объекте; некоторые полагают, что такая практика была в гностическом христианстве и называлась «применение пяти чувств», и она в итоге приводит к «ощущению Божественного»
2 Из иных традиций известно, что если внимание фокусируется не на объекте (чувственного) восприятия, и не на воспринимающем субъекте, а на самом чувствовании (на самом видении, слышании, обонянии) - это путь прямиком в Исток. Вход в Жизнь, в бессмертие.
«Если бы двери восприятия были очищены, всякая вещь предстала бы человеку, как она есть - бесконечной [безграничной].»
~ Уильям Блейк