Елена Ланская, нижнее, о котором Вы говорите и, что важнее, как говорите, совсем не то нижнее, о котором говорю я. На уровне аскетики: есть борьба со страстями и нуждами физ.тела - с неизбежным подавлением душевных сил и мучением тела (а в поздних вариантах исторического аскетического пути - бегство от страстей) - и есть преображение-интеграция страстных сил и самого тела. Что выберет человек?
Наверное так и есть, Александр. Но как капитан не советуется с кораблем, так душа не нуждается в советах (управленческих решениях) тела, когда человек соприкасается со Светом, так думаю. Телесные переживания становятся не актуальны (мотор стучит не так - нужна профилактика, а не совет с мотором, частью тела). Но к этому прийти, конечно, можно и через попытки побороться с коснеющим нижним, не воспринятым, получается, остающимся без собеседования с душой. Когда тело самовластно, а не подвластно человеку.
Вот Сережа пишет (Сережа к тебе тоже пишу), что любовь постигается только в паре, чтобы обязательно муж и жена. Но я полагаю, что любовь постигается тогда, когда есть "свое", то бишь Я некое, и значимый Другой (от собственного тела до непосредственно Бога), то есть все, с чем - кем -Кем - есть разделение. Любовь как согласованность без препятствий с любой стороны. Как муж передает солонку жене уже тогда, когда она подумала о соли. Когда нет собеседования, а есть согласие.
Телесность, как нижнее, где, как человеку кажется, живут страсти - потребность в нежности доходящая в своем апогее до развращенности и извращенности, потребность в пище, доходящая до обжорства или гортанобесия - все равно очищается через душу, покаянием. Иначе бы мотор выдавал Капитану команды. Если капитан (актуальное Я) воспримет мотор, как Мотор, как значимого Другого, то победит мотор. И Капитан-Я будет обслуживать мотор, чесать ему спинку, мазать стучащие части, добиваясь моторного совершенства. Хотя мог бы не собеседовать с ним, как не собеседует душа с бесами, если здрава. Понятно, что значимый Другой - он тут свой, а не чуждый бес. Но телесность же не автономна, признавать за ней способность к собеседованию - наделять ее правом командовать. А нету такой способности вообще.
Возвращаясь к Сережиному (Сереж, опять и тебе пишу) постулату о постижении любви только в семейной паре скажу, что не важно, из чего состоит пара, два соседа, две соседки, ты и твоя собака, ты и твое тело, в конечном итоге все равно ты и Бог, потому что пока человек идет к Богу - он ко всему спиной, лицом он повернется только тогда, когда придет к Богу. В Боге человек ко всему лицом, не через плечо говорит, а лицом к лицу с любым значимым другим.
Наверное первое, что человек может поставить себе в некое достижение, хотя бы надежду, что он с Богом - это способность согласовать душевное и телесное, способность не собеседовать с мотором, а осознавать мотор частью себя. Как Бог присоединяет все Себе, не становясь им, так и человек воспринимает и тем самым мертвое (съеденное) делает живым в себе, что усвоено (сделано своим) то и исцелено и в пределах человеческого бытия, иначе он не по Образу и не уподобляется.
Так думаю.