Елена Ланская, а куда отнести (в рамках данной Вами схемы) творческий экстаз? Экстаз-восхищение? Эмоциональный экстаз? Выход души из тела (экстаз же)? Религиозно-сексуальный экстаз?
Александр, если экстаз это выход за пределы психически-вещественного бытия, то оно и останется, телесная разрядка и выход за пределы телесного напряжения, разрядка рассудочной области и выход за пределы "тяжких дум", кружения помыслов и мыслей, и разрядка сердечная, эмоциональная - выход за пределы тяжести на душе, спутанности эмоций, сердечных тягот. То есть основанием я взяла три составляющих человека. Внутреннее и внешнее совпадают в экстазе, это положительно окрашенное переживание. Поэтому все перечисленные Вами варианты можно рассматривать по трем основаниям. Экстаз все же восторг, легкость, как раз результат действия Божественного Эроса, восхищение выше психического (душевного в прежнем словаре философии) и телесного бытия.
Елена - катарсис это совсем не экстаз, это результат внешней нагрузки на психику, и результатом катарсис имеет преображение человека посредством отъятого негативного опыта. Слово же "озабоченность" - слово из бытового лексикона, обозначающее грязное состояние человека. Оно тут в рассуждениях вовсе лишнее, и, скорее, вариант шпильки, чем познания. Катарсис всегда отнимает (прорывается нарыв, говоря просто), экстаз научает.
прозелит Божественный Эрос - сила, восхищающая человека из мира, из состояния вещественной данности. Естественно, результат - экстаз, восторг. Богословие православное точно делится на два периода - агональный, когда понималось, что Божественный Эрос восхитит мученика, любящего Бога, до Неба, и период каритас, когда осозналось и снисхождение Бога в мир, познание посредством переживания действий Бога в мире. Мне думается, что человек даже в своем пути переживает эти два периода. Для справки - действия Эроса, как силы, хотя в мистериях и призывались телесным разжжением, к эротизму и Эроту отношения не имеют совершенно, разве что слова похожи.
Сергий Конечно, концепция сцепленного экстаза - тело, душа и дух в едином порыве сексуальности вне деторождения - привлекательна. Только она не верна, потому что сексуальность как раз инструмент деторождения, и работает она только на сближение в паре, вне пары она разрушительна. Примеры приведу.
Вот мы с тобой беседуем о Боге, но ты решаешь реализовать сексуальность в нашей беседе. Речь становится сексуально-нагруженной, ты делаешь некие телесные авансы (касаешься, проявляешь себя, как сексуальный объект) и что на выходе? Отторжение или притяжение неясной, допустим, природы. Влечение без увлечения, но с задействованием телесности. Неприятный осадок, тяжкое бремя и некоторый, заметь, оттенок блудной страсти. Лишнее? Еще какое лишнее.
Или ты говоришь с Богом. Какие сексуальные авансы и обещания ты можешь дать Богу? Что именно из той сексуальности, которой ты наделен, как всякий человек, ты можешь положить на алтарь служения Богу, кроме прорастания в близость с женой? Никаких. Богу твоя сексуальность разве нужна? Нужны плоды ее - дети, воспитанные в любви к Богу, верность жене, чистота твоих состояний в отношениях с другими женщинами. Выходит, сама по себе она, как зрение, дыхание, ритм сердца - лишь свойство телесности. Хотя, я не спорю, она может служить средством достижения выхода из телесного напряжения. Но, если только она и инструментальна, будет оккультная направленность мысли, тайна, разложенная на площади для рассмотрения, как раскинутые ноги блудного человека. Подумай в общем.
Светлана, прошу прощения, начала смотреть ролик и мне это не по силам. Слишком ненаучно и примитивно, у меня вывихивается мозг. Не мое. Не обижайтесь пожалуйста.