"Утешение ума" - это путь монашества, путь растворения в Боге, путь ухода от мира.
На деле это не очищение духа, а медленная духовная смерть, точнее смерть духа, то самое "растворение духа в Боге".
А надо не убивать дух в себе, а обрести в себе дух Бога, дух Любви в себе обрести, стать иным, стать настоящей любовью, контролирующей полностью рассудок
Тренировать и учиться подчинять любовью рассудок лучше всего на политических темах в сети.
А убежать в скит много ума и много любви не надо ...
Вы вот, вроде, муж как вековой дуб уже, но почему-то временами такую дребедень выдаёте...
Не понимать монашества, считать их эгоистами и прочее ведь веками же существовало...
Не понимать другие устроения - что это, если не незрелость и инфантилизм?
"Есть люди, от природы склонные к тихому пребыванию вне шума мирского, неспособные к житейской борьбе, чуждые жизни семьи, расположенные к молитве и созерцанию дел Божиих. Они идут в монашество" .
(Свмч. Иоанн Восторгов).
"Люди, чья способность к созерцанию слаба, находят себя в практической деятельности – этом слабом подобии созерцания и смысла. Душевная слабость не позволяет им наполниться созерцанием, и они спешат воссоздать недостающее в практической деятельности: не в силах видеть умом, они хотят увидеть глазами, пощупать, показать другим. Значит, творчество и практическая деятельность – это или слабость созерцания, или некоторое дополнение виденья. Слабость – если результатом деятельности является только сам ее продукт, но не созерцание; дополнение – если к творению понудило созерцание чего-то лучшего, чем сотворенное.
Но кто, способный созерцать истинно-сущее, отвращается от истинно-сущего? Так и здесь: более одаренные тянутся к философии и наукам, менее одаренные – к искусствам, прочие же – к практической деятельности".
(Плотин).
Есть и такие мнения, например...
И где же истина? Если посмотреть невооружённым взглядом на окружающих, то можно действительно рассмотреть два устроения, которые ведут извечный марфо-мариинский спор. "Деятелей" очень раздражает бездействие, они очень любят работать, не могут сидеть ни минуты просто так, у них буквально возникает зуд, чесотка, им некомфортно такое состояние, крайне тяготит, вообще не умеют "пребывать". Они также вспыльчивы, раздражительны, похотливы, чадолюбивы, любят потусить, пообщаться. Ну какое им монашество?
"Созерцатели", наоборот, медитативны, им нужна крайняя тишина, т.к. шумы, машины, лающие собаки и навязчивые продавцы их буквально выводят из строя. Они восприимчивы, хорошо чувствуют Прекрасное, Логосы и состояния людей, спокойно переносят безбрачие и отсутствие каких-то сильных материальных благ. Депрессивны, склонны к уныниям, быстро истощаются.
Т.е. это от природы даётся, а не сам человек решает каким ему быть. Причём, этот "водораздел" условен, в жизни и в монастырях куча "Марф" и в "миру" хватает Марий.