Сергий,
//Но учиться, учить и научиться и иррациональному можно, но только иррационально, ведь и обучение, и учительство максимально эффективны на иррациональном пути.//
Ныне это пройденный этап. В обучении, о котором ты говоришь, "поначалу", это всё - устаревшее, все эти притчи, метафоры-образы. Используют разве что для того, чтобы разбудить засыпающее собрание ) Да еще используют в духовном творчестве.
Все тайное становится явным, жестко в лоб, а не символами-метафорами, потому активно ищут новую сущностную терминологию, на которую не наросло "предание старцев", ни из традиций, ни из религий. Вот "приходящее новое", как лично мне оно видится в динамике, по факту.
Понятно, чей-то ум (мой ум в том числе) изо всех сил цепляется за милые ему символы/образы/метафоры древних традиций. Но как вижу процесс в целом, как минимум, с начала века начали наставлять прямо, а не окольно. И это устойчивая тенденция.
//Так что попытки рационально описать иррациональное могут и навредить, поставив рациональный блок восприятия иррационального. //
Да не страшно. Когда напрямую идет обучение работе с "обезьяной ума", его проделки выявляются. Блоки в том числе. Да и не на деятельность рац.ума делается акцент совершенно, а на обретение его изначальной природы.
Имхо, конечно.