Исихазм

Автор Тема: Молитвенный подвиг,понуждение к молитве,молитва на пределе,молитвенное усилие  (Прочитано 23266 раз)

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Недавно заметил у себя характернейшую установку современности. Проявляющуюся во многих измерениях и, конечно, в молитвенной жизни. Поиск расслабленности, сёрфинга, избегание понуждения-преодоления себя, выхода за пределы и т.д. Таким образом присутствует крен в стояние в зоне камфорта и ожидание "музы", лишь после этого действие. Недавно Окси выслала видео про Обломова. Очень откликнулось.

Стал искать в области определения меры понуждения, внимания к своему вниманию при молитве, возможностей практики понуждения и его пределов. Некоей меры между расслабленностью и перенапрягом.
« Последнее редактирование: 07 Май 2021, 14:16:22 от Игорь Спасский »

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Излишняя расслабленность ведёт к стогнации на духовном пути. Даже если есть сложившийся круг "поддерживающей" молитвенной нагрузки. Движение означает выход за пределы хотя бы и микрошагами.

При выходе за пределы включаются адаптационные процессы ума, сердца, тела. Происходят подвижки-изменения. Важно усилие чередовать с расслаблением-восстановлением, для создания условий для созревания изменений. От чрезмерных усилий рождаются пробои и поломки. От недостаточных усилий ислишняя расслабленность.
« Последнее редактирование: 07 Май 2021, 14:19:22 от Игорь Спасский »

Vacheslav

  • Сообщений: 878
  • Вячеслав
    • Просмотр профиля

Такие мысли родились, Игорь, тк сам все это проживаю☺️ :ожидание музы от скрытого страха взять ответственность за какое-либо действие, которое выводит из иллюзии безопасности комфортного состояния. И тогда мы все больше засыпаем - начинает создаваться фильм - кризиса, который сподвигает нас приложить усилие (которое будет как бы не добровольно, а вынужденно) но если довериться Ему сполна и начать действовать, то в тот момент и появляется муза, если хочешь назовем ее Божией волей. В том и простота, что когда мы доверяем и сдаёмся полностью, то в каждый момент открывается, что нужно делать, к чему и насколько прикладывать усилий. Открывается, как в видео Svoda, серединный путь, точнее шаг, который сейчас единственно сверхпотенциальный, который светится со всех сторон, если только доверяем. Тк комфорт рождает скрытые страхи и создаёт иллюзию очнувшегося, но он в пустоте без решимости.
Горé имеем сердца !

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Вячеслав, спасибо. Согласен. Я здесь имел в виду скорее не действия и усилия по жизни, а именно молитвенную практику своего этапа.

Цитировать
Согласно работе «Путь умно́го делания. О молитве Иисусовой и Божественной благодати» монаха-подвижника Антония (Голынского), епископа «катакомбной церкви», в зависимости от степени действия слова, ума, сердца и Духа Божьего, молитва имеет соответствующие наименования. До всецелой преданности человека в волю Божью ему доступны три вида молитвы:

словесная (читается вслух),умна́я деятельная (умна́я — произносится мысленно, деятельная — при усилии самого человека),умно-сердечная деятельная (ум — сосредоточен в словах молитвы, а сердце — сочувствует смыслу слов)

Следующие два вида молитвы обретаются подвижником по очищении сердца от страстей и греха:

умно-сердечная самодвижная (непрекращающаяся молитва, движимая Святым Духом),умно-сердечная чистая, или непарительная (чистая от помыслов).

По соединении души с Небесным Женихом в единый дух обретается высшая степень молитвы:

молитва зрительная (соединившись с Господом, подвижник зрит великие тайны Божьи).

Мой этап - первые два, отчасти три этапа молитвенного делания. Т.е. когда без понуждения себя на молитву начинаешь тонуть в повседневности. На следующих этапах, видимо, такое усилие не будет необходимым. Раскрывается прямое водительство Духом.

Практически мне себя надо конкретно понуждать. Когда сам перед собой и перед другими делаю вид, что проехал этот этап и что он не существенен - начинается тупая расслабленость, прострация.

В практике понуждения есть пределы. Важно чередование предельной собранности и напряженности с расслаблением. Важно умение подойти к своему пределу и как-бы немного выйти за него.

Дабы избежать полемики повторюсь - сказанное касается именно тех этапов молитвы, на которых пребываю я. Это первые три в классификации, приведенной выше. Я хорошо понимаю, что на последующих этапах всё это работает иначе. Тему создал, чтобы прояснить обнаружение своих пределов в молитвенном усилии и уметь выйти за них. Так, чтобы по возможности двигаться по молитвенному пути, а не застревать в собственных иллюзиях. Именно двигаться как подвижники, а не пассивно сторониться в бытовых болотах. То, что происходит без понуждения на молитву.

Возможно здесь участники поделиться опытом понуждения себя на молитву. Показав опасности и важные ходы уместные при этой практике.

Для меня таким понуждением-дисциплиной является участие в воскресных богослужениях как чтеца и паномаря. Также утренняя и вечерняя молитва с семьёй. Молитва по соглашению с подругой. Просьбы о молитвы и молитвенные нужды (в болезнях, об усобших и т.д.).

Также практикую словесную интервальную молитву по тобато-таймеру для интервальных тренировок. Например интервал 30 секунд - Иисусова молитва в предельном сердечном внимании и внимании ума. Потом 15 с. отпускания внимания и отдыха. И таких циклов около 10-ти в гуще дня. Тобато таймер скачал из плеймаркета на телефон. Помогает организовать быстро собраность. Интервалы открывают моменты тишины. Не навязчиво, без лишних усилий. Возникают интервалы не просто замолкания, а именно молитвенной тишины. Происходит чередование предельной возможной в момент сохранности и расслабления.
« Последнее редактирование: 08 Май 2021, 08:08:01 от Игорь Спасский »

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Насколько помню, на таком этапе хочется молиться. Т.е. действуешь не только ты, но и Дух помогает, призывает, веселит-бодрит. Но это в том случае, если не забрасываешь, по крайней мере, надолго. Как забросил, расслабился, потом да, не охота. И мотивацией может послужить то болото, о котором пишете и ощущение, что начинаешь тонуть. Снова понуждение и о чудо - Дух возвращается, помогает, веселит и уже ждёшь молитвенного часа.
Помню, приходила после работы, закрывала в комнату дверь и бух - на пятисотницу (300 иисусовых, 100 богородице, 50 ангелу-хранителю, 50 всем святым). В самом начале действительно лень и неохота, а начинаешь - и пошло. Знаешь потому что какой потом эффект - и это мотивирует.

Очень хорошая практика у Вас - краткие молитвы в течение дня. В очереди в супермаркете, в транспорте и т.д. чтобы ум не блуждал, приятное с полезным.

Утренние-вечерние молитвы с семьёй, как по ощущениям (только честно) - есть в это время молитва или это скорее для галочки, собственного успокоения, т.е. скорее нечто внешнее?

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

С семьёй часто именно молитва. Но не очень совместная. Тянуть приходится. Но регулярность делает хоть и не супер большое, но дело. Это скорее разминочно-поддерживающая нагрузка. До развивающей не дотягивает.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

В моём случае развивающая нагрузка - молитва с родственниками у гроба или у могилы усобшего. Часто на службах, когда выходит собраться. Ещё интенсивное действие Духа в жизни. В этом случае создаются условия и обстоятельства для конкретной практики до отказа. Часто это очень не просто выдержать. Практикуется терпение, часто долго терпение, вера в Свет в конце туннеля и т.д. Дух задаёт очень неожиданные повороты.
В этом случае развивающая молитвенная нагрузка в том, чтобы осознанно в ситуации идти до отказа. Не превращаясь в раба на галере - пытаясь двигать в сторону не только наёмника, но сына.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7743
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Не ведитесь вы на эти вымученные человеческим умом "классификации молитвы".
Просто молитесь искренно.
И, да, "самодвижная молитва" не может быть "умно-сердечной", ибо она уже просто плод реальной молитвы ("умно-сердечной"), то есть искренней молитвы, а плод дерева и дерево это разные вещи.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Я всегда стараюсь молиться искренно. Есть личная разрозненность. Иногда молиться выходит только краем внимания, переферийно. И тогда нужно некое усилие по собиранию. Сергий, Вы, видимо, прошли много дальше по этому пути и не нуждаетесь в подпорках в виде этапности, классификаций, авторитетов. У меня это не так. Искренность, ещё не выводит из расслабленности. Равно как и манифестация искренности. Подсказывать таким как я, думаю, лучше исходя из понимания реального их состояния, а не забегая вперёд. Декларируя их, возможно, далёкое будущее.

Молитва, как её понимаю, это онтологический, бытийный конект с Богом. Для этого надо включить радиостанцию, настроить её. Настроить антенну, усилитель - и потом работать в эфире. Это, в моём случае. Сам по себе у меня в голове радиовещание не происходит.

Опять же умное делание - оно же не глупое неделание ...

И Вы работая с текстами, их осмысляя, тоже прикладываете усилие, собираетесь. И есть какие-то этапы этой работы. Можно на них вестись, можно игнорить, но они то есть. К примеру, Вы до знакомства с языком и Вы, на разных этапах проникновения в тексты на древнем языке.

Возвращаясь к теме. Я здесь пытаюсь говорить о мере понуждения к молитве, о преодолении расслабленности. Классификация в данном случае явилась вспомогательным средством, позволяющим иллюстрировать то, что имею в виду.
« Последнее редактирование: 08 Май 2021, 10:36:02 от Игорь Спасский »

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7743
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Я всегда стараюсь молиться искренно. Есть личная разрозненность. Иногда выходит только краем внимания. И тогда нужно некое усилие по собиранию. Сергий, Вы, видимо, прошли много дальше по этому пути и не нуждаетесь в подпорках в виде этапности, классификаций, авторитетов. У меня это не так. Искренность, ещё не выводит из расслабленности. Равно как и манифестация искренности. Подсказывать таким как я, думаю, лучше исходя из понимания реального их состояния, а не забегая вперёд. Декларируя их, возможно, далёкое будущее.
Ещё как нуждаюсь, но в других подпорках.
И не я прошёл дальше, а меня протащили дальше и кинули в воду, как кутёнка, уча плавать.
А вот с "авторитетами", да, надо строго быть поосторожнее, и лучше их среди человеков не иметь в виде "учителей", ибо один учитель у нас Отец небесный, и это суровая реальность, которую многие на ПРАКТИЧЕСКОМ опыте Его научения и не постигают, учась лишь от человеков, а Его научения и не слыша, не желая слышать ...
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Вот с этим полностью согласен. Именно Отец Небесный. И вот про усилие по прочищению ушей, глаз, ума, сердца, составов и стал тут писать. Есть часть Его действия. Есть и часть моей работы. Одна не должна подменять другой.

По другому - это отстроенная струна (как у Будды). Не провисающе-дребезжащая и не лопнувная от перетянутости. Предельная сохранность, чередующаяся с отпускаемых и естественным вхождением в тишину

Такой способ молитвы очень кореллирует с:

Для Грации.
Соединение ума и сердца - это не техническая проблема, которую можно как-то решать, меняя метод молитвы. Хотя я могу подсказать один прием, помогающий налаживать связь. Читаем созерцательно и в молитвенном настрое какой-нибудь духовный текст (св. писание, св.отцов, наставления...), который нас вдохновляет. Читаем медленно, не глотая. Ум утишается и начинает опускаться в сердце, в сердце разгорается огонь. Тогда текст оставляется. Идет молитва. А затем возвращаемся к тексту, читаем его, ум приподнимается, но уже более ясный, омытый сердечной благодатью - и текст раскрывается с большей глубиной. Цикл повторяется несколько раз.

На налаживание связи ума и сердца в их единстве уходят годы. Вначале сердце, захлестнутое эмоциональной волной, вызванной благодатными чувствами, желает опрощения и отказывается от услуг слишком тяжелого и громоздкого ума. И существует опасность того, что ум умалится и утишится, но так и останется неразвитым в своих высотах и не очищенным в своих глубинах, где будут бродить странные бесы. Другая опасность - ум, очищенный, но не возвышенный, не преображенный огнем благодати, может подавить сердце, угасить его свет. И как бы паразитируя на угашенном свете, начать умственное восхождение. Так родится еще один богослов-схоластик или гностик, или комментатор св.писаний... 

Такой способ молитвенного чтения очень органиховывает.
« Последнее редактирование: 08 Май 2021, 10:49:56 от Игорь Спасский »

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7743
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Я помню этот текст Александра. Всё верно у него написано.
Только сказанного им не легко достигнуть без навыка смело-искреннего отдания себя в научение Отцу.
Смело-искреннему-доверию-отданию себя Отцу в исполнении-слышании Его воли прежде всего надо учиться в молитве.
"Я" своё надо учить смиренно-слышанию-следованию воле Отца.
А у нас все запуганы в этом аспекте "нападками на нас бесов" в помыслах, слышимых умом человека.
Прямо диверсия какая-то по запугиванию пытающихся слышать научения Отца.
На деле бесы продукт собственного ума человека и при небольшом навыке слышание слов Отца и собственный ветер твоего ума в твоей голове достаточно просто различать и бояться панически и до дрожи тут нечего.
Но, да, и расслабляться тут не стоит.
Собственный ветер в голове тоже может быть большой проблемой ...
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Да, смело-искреннее отдание в научение Отцу - основа всего. Спасибо.

Vacheslav

  • Сообщений: 878
  • Вячеслав
    • Просмотр профиля

Думаю, что понуждение необходимо в той мере в молитве, пока ум не прекратит посылать нечто более важное", чем общение с Ним. Те сместить фокус внимания через "всякое ныне отложим попечение" позволять себе откладывать попечения на несколько минут в течении дня и после смещения приоритета внимания с экрана на проектор", достаточно будет искренности для своей меры сегодня и не количество проведенного времени в молитве, а эта искренность будут критерием нормы. И принуждать, кого-то в семье к вечерней молитве тоже не стоит, достаточно самому полюбить ее, даже минимальную, чтобы другие тоже захотели молиться, а если нет, то ваш избыток любви перекроет их недостаток в молитве. Наверное да, минимальное правило для себя, чтобы в случае полного забвения, находить моменты выхода. Здорово, Игорь, что есть такие моменты у вас в течении дня по табато-таймеру.

Предел в молитве как в осознанной задержке дыхания: чуть больше, чем обычно, но с преодолением себя в ту меру, чтобы после этой задержки дыхание не сбилось - это образно, но чувствовать, когда ваше понуждение негативно сказывается на отношении с окружающими и с вами самими, думаю невозможно установить конкретную границу тк вы и говорите: "Важно умение подойти к своему пределу и как-бы немного выйти за него."
В каждом дне предел разный, можно ощущать это: когда хватит, тк когда не ощущаем того, то по причине, что наш ум стоит с плетью и говорит еще:-) Вот этот ум с плетью должен сдаться, довериться Отцу и тогда не нужно будет понуждение, а только решимость на молитву, как и решив пойти к Отцу блудный сын достиг его раньше, чем ожидал тк сам Отец настиг его в пути.
Почему и привязываться к этапам молитвы сильно не следует, о чем говорит Сергий, вот младший сын, пойдя к отцу тоже придумал себе различные этапы, слова, что он скажет отцу при встрече, но важно не руководствоваться этим планом, если отец прерывает слова сына раньше, чем он договорил. Тк только отец знал, что будет именно сейчас полезно для сына, а критерием пользы его была любовь, отцовская и в то же время безусловная, которая не ищет своего, а чувствует, что надо сыну, исходя не из слов сына, но из его глубинной потребности восполнить опустошенную чашу любви. А наши границы и пределы могут только заслонить поток. Минимальное правило памятования и молитвы на каждый день, но только для того, чтобы не забыть про путь к отцу, а дальше по обстановке.
« Последнее редактирование: 08 Май 2021, 13:12:50 от Vacheslav »
Горé имеем сердца !

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Да, Вячеслав. Всё так. Спасибо. Очень хорошая аналогия с дыханием. Действительно границы подвижны. День ото дня предел может быть разным.

Ограниченность привязки к этапам молитвы понимаю. И их условность. Также вижу, почему их выделяют.

Вижу и место правил. 300 И.м.по чёткам. Вижу и ограниченность. Далеко не всегда выход за пределы это 350 вместо 300.