Исихазм

Автор Тема: Что побуждает нас к молитве?  (Прочитано 26040 раз)

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Что побуждает нас к молитве?
« : 31 Июль 2005, 15:37:51 »
Хотелось бы узнать взгляды участников форума не с точки зрения отвлеченных богословских текстов и общих фраз типа: "К молитве побуждает Бог (или бес)", а с позиции ЛИЧНОГО опыта. В каком состоянии возникает стремление помолиться? Что происходит в душе перед молитвой? Что (или кто) поддерживает на пути умного делания (изнутри)?
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Валентин

  • Сообщений: 21
    • Просмотр профиля

Что побуждает нас к молитве?
« Ответ #1 : 31 Июль 2005, 19:57:02 »
В каком состоянии возникает стремление помолиться?

В состоянии в таком,при котором чуствуешь что все...приплыли,дальше дороги нет.А может  и есть,но сил нет,все силы были истраченны на второстепенные вещи,а главного просто не видел,потому что нечем было смотреть.Орган,который за это отвечает,был занят деньгами,славой и т. д.Вот в таком состоянии,опустошения как я его обозвал,возникло это стремление.Сначало просто Молитва,позже книги духовные из которых ДОБРОТОЛЮБИЕ,а еще позже и про УМНУЮ МОЛИТВУ

Говорю из собственного опыта и больше не из чьего.И,пожалуста,не нужно ничего домысливать,что сказал-то сказал.
С уважением.

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Что побуждает нас к молитве?
« Ответ #2 : 01 Август 2005, 18:45:38 »
Просить рассказать о своём опыте - возводить людей на крест :-)
 
По-человечески: сначала молиться вообще ничто не побуждает, кроме мысли, что вот, пришёл в Церковь, где говорят, что нужно молиться. Исходя из того думаешь - говорят, значит надо. Это, так сказать нулевой класс, где кроме принуждения себя, ничего не видно (хотя что-то ещё есть :-) Так трудно собирать мысль в эти странные и грубые своей прямотой церковно-славянские слова, особенно смущают слова псалмов, призывающие кару на неугодныых :-)
 
Потом, утренне и вечернее правило начинают становиться привычными - через 20 минут правила рассеянность сходит и молиться легче. Это 1-й класс. О борьбе со страстями речи, наверное, ещё не идёт, а стоять службы тяжело ногам и мыслям.
 
Затем нужно встретить человека, который верит так, что для него Бог - жизнь и вера – действительная реальность, т.е. не от мира сего безумца. Иначе, можно не перейти во 2-й класс.
 
От таковой встречи душа получает более всего, ибо она видит, что вера Церкви осуществима, сильна. Тогда же черёд чтения и раздумий. Начинается борьба с собой и потребность в молитве, чтобы забыть сладость страстей. Се - третий класс.
 
Тогда же быть может начата молитва непрерывная и умная, что становится более необходимой для сохранения внутренней, крайне колеблемой сферы эмоций. Верующая душа похожа на нежный цветок, который только распускается - и молитва его защищает. (Душу мирскую трудно растоптать, а душу, только рождённую для Бога - легко, ибо она имеет все чувства обострёнными и весьма ранима). Где то об Афонитах светский врач писал, что это люди с возбуждёнными нервами, неврастеники, а один столь же или весьма  опытный в духовных предметах «защитник» веры ответствовал, что благодать покрывает нервность иноков, превращая оных в святых неврастеников. Подивимся разуму защитника веры и укажем, что, по видимости, оная двоица путала иноков и послушников. Впрочем, сии истории и поучительно читать терпящему нечто такое, дабы утешаться в своём положении. Суета от многих дел начинает напрягать и рассеивать нежную новорождённую душу и эта рассеянность вкупе с жалостью к своей душе приводит в некоторый вид прострации удобнее, нежели рассеянность мирских. Тогда уж и просто необходимо хранение ума, постоянная молитва. И человек сей радостно получает двойное благословение делать от самой необходимости и отеческого напутствия.
 
По вкушении же первого плода внимательного покоя приходит к человеку ревность и в некоторый срок он удобно начинает считать себя несколько преуспевшим, непрестанно понуждает себя молиться и, как правило, впадает в прелесть, называемую мнением, т.е. преуспевает в сластолюбии и тщеславии от самой же молитвы (о прелести визионерской, с воображением не говорим - это ужасно и бывает в наш просвещённый век весьма редко). Таковая молитва, движимая смесями добрых, сладких и славолюбивых чувств содержит в себе переход из начальной школы в среднюю и экзамен, ибо через мнение начинают мучать душу ужасное уныние и опасения, поскольку чувственность легко обращается с добрых сладких чувств на пугающие и ужасные движения собственной чувствительности, которые опытные зовут страхования. Молитва же в такое время становится и сладостью (ведь какой подвижник, если даже бесы ополчились!) и подвигом, который всё более вводит душу в какой-то ужас, поскольку в обеих движениях развивает всё ту же чувственность, поскольку не содержит ещё залога самоотвержения. В сих муках рождения становится молитва опытной в духовных бранях, ибо некоторый старец, будучи спрошен об учителе своей молитвы, отвечал, что сими были падшие духи.
А поскольку силы души не беспредельны, то приходит некоторый час истины и человек либо сходит с тесного пути молитвы в сладкий и знакомый уют мирской жизни и мысли, убегая от ужаса бездны, что во сне и наяву удобно находит пути проникать в сердце, либо  - отвечает опасениям своим и пугающим помыслам как некий старец: "Лучше я сойду с ума, как обещаете, нежели отступлю от своего пути". И когда решится сердце человека на это самым делом, т.е. отвержется себя и будет согласно хоть на умалишение и позор перед всеми или и на саму гибель, то внезапно исходит из области страха. Тогда отступают бесы и человек удивляется  - что же это с ним было и радуется, видя, что счастливо миновал он препятствие, не свернув с пути :-) И тогда постигает таковой, что сила, изъявшая его из тьмы, есть смирение и удерживающая воля Божия, и научается прибегать к тому при всяком бедствии и опасении в жизни, предавая свою судьбу в волю Божию. Мир снова светится для него всеми красками бытия и молитва его бывает молитвой благодарения!  Собственно с этого начинается умная молитва и, говорят, нет иного пути, кроме первого страха. Впрочем, это и не кажется несообразным природе, поскольку чувственность человека и в молитве ищет нечистого наслаждения и через то попадает во власть злобы.  (Далее же душа всегда остерегается от впадения в прелесть одной памятью пережитого, поскольку приобрела она мужество и разумное небрежение помыслами.) Это есть класс четвёртый и начало средней школы.
 
Далее человек молится более не по принуждению, но от доброй воли, ибо сладко смирение молитвы и ничего на свете нет слаже его :-) и оно освобождает человека от себя самого себя и всякого страха грядущего. Здесь обнаруживается свобода, которой не знает мир сей и нет уже причин у человека спрашивать - что побуждает его на молитву :-) И сие есть класс пятый. Душевное его око делается тонким, а душа умягчается и всё более входит он в чувство Общения и познаёт, что такое – «приидем и обитель у него сотворим». И тогда все дела у человека становятся лёгкими и постепенно становится он совершенным безумцем в вере.

Но, кажется, не до конца ещё смирился он, ибо и огонь и вода бывают предложением третьего испытания. Ибо хотя смирилось сердце человека в виду ожидаемого позора и  смерти и т.д. и по необходимости (не знаю, как сказать), то, по причине полученной свободы, начинает ум человека дерзать принимать собственную мысль о многом, не довольствуясь уже обычными преданиями, взятыми по внешности и ради веры взаймы у Церкви святых и учителей. И это есть класс шестой. А как преодолевший искушение, получает он некоторые дары от Бога. И получив их, начинает человек испытывать широту свободы. И достоинством даров пробует он оправдать отступление от общего обычая и труда, и считает, благодаря им, себя изъятым из общего закона и необходимости опасения на всякий миг. И тогда «свобода его» становиться  ему «поводом к угождению плоти»

И Бог попускает ему идти вперёд в своём испытании. Человек пробует свои дары и, упорствуя в человеческом добре, падает, но уже не возвращается сразу к Богу, но начинает уже пытливо рассматривать учения Церкви, ибо наступило время ему для самостоятельного видения истин, поскольку многое в Церкви хранит простецов от падения, но совершенно бесполезно представляется тем, кто преуспел, ибо ушедший далее, да не обращается вспять, ибо хорошее в некотором отношении бывает врагом лучшему. Но сего различия не постигает ещё человек ибо мысль его не пришла в познание вещей. И отвергает он одно за другим правила Церкви, не соглашаясь принимать их обратно, доколе не преодолен и не возненавиден бывает грех в нём самом. И читает философов и удивляется их выскоумию и очень скоро они ему прискучивают, потому, что в их слове нет Бога.  При этом человек, однако, и надеется совершенно истинно и крепко на Бога, просвещающего сердце, и воюет против Него. Это бывает война против Божества и за Бога, как воевал некогда много претерпевший Иов. Се - Божественный риск, и человек воюет с образами Божества, которые хранятся в его разуме и преодолевает их. Из плодом этой брани бывает простое и тихое чувство Божества, очищенное от разномнения ума. И жизнь его тогда приходит к простоте соообщения чувства и мысли. Постепенно же и оскудевает дарами дерзкая его душа из-за охлаждения любви к самим дарам и по причине нечистой совести, и он опытно дознаёт, что человек без Бога, хотя бы и отдали ему весь мир, есть ничтожество. И это есть класс седьмой.

И тогда постепенно начинает он от всей души возвращаться в свою Церковь и в простоте молится он всякий раз с привычной сладостью и часто уже и не может отделить себя от очей Божиих :-) Тогда никакого дара не мнит он уже выше смирения перед Богом и не требует себе никакой судьбы, но только чтобы идти ему по пути Божьему. Я не знаю как сказать о том, что движет его на молитву. Кажется, Некто по временам радует взыграниями его сердце и обновляет иногда все чувства души. Но это бывает привычно и молитва не может уже совершаться без умиления, хотя и не одинакового по силе всегда. И тогда человек понимает, что всё время с самого начала его молитвы, Бог подвигал его и помогал и любил его. И видит он Бога в каждом помысле отдохновения и радости, и в каждом случае усматривает милость Его, и в очах ближних своих и Стоящего за всяким  встречным, и уже не путается в мысляи об источнике молитвы. И это есть класс восьмой. Аминь :-)  
 
PS: Всё это шутка  :lol За восьмым классом есть девятый, десятый, университет, аспирантура, а затем– зрелость плода жизни (не только молитвы! ибо она есть только часть и в делах любви должна процвести и окрепнуть, и дать плод любви), но эти степени менее нами различимы и, по видимому, различаются, всё же менее друг от друга, сколько начальные, описанные выше. Впрочем, может я во всём заблуждаюсь. Простите :red:
Простите меня

Владислав

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Что побуждает нас к молитве?
« Ответ #3 : 19 Август 2005, 00:17:42 »
Да, выше приведен прекрасный текст.
Хотелось и мне подать свою реплику  :D
Начинал молиться ТОЛЬКО в нужде.
А начинал (и продолжаю) стараться молиться постоянно только в постоянной нужде. Чем хуже, тем для молитвы лучше. Банально, но проверено на собственной шкуре и не однократно.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Что побуждает нас к молитве?
« Ответ #4 : 19 Август 2005, 00:35:01 »
Цитата: Владислав
А начинал (и продолжаю) стараться молиться постоянно только в постоянной нужде. Чем хуже, тем для молитвы лучше. Банально, но проверено на собственной шкуре и не однократно.


Отцы однако учат молиться всегда и непрестанно, а не только в нужде. А то если будете только в нужде молиться, придётся Богу Вас постоянно в нужду повергать, чтобы научить молитве. У нас всегда нужда молиться потому что всегда находимся в великой нужде. Как писал свт. Игнатий, если мы думаем что с нами всё в порядке и мы не имеем нужды в постоянной молитве, то мы находимся в великой прелести.

Кто-то

  • Гость
Что побуждает нас к молитве?
« Ответ #5 : 19 Август 2005, 10:54:18 »
Дорогие братья и сёстры, поздравляю всех с праздником Преображения Господа! Пусть Милостивый всех Благословляет :D

Владислав

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Что побуждает нас к молитве?
« Ответ #6 : 19 Август 2005, 11:24:42 »
Однако я согласен :D
Просто я имел ввиду побуждение. Потом уже - дело второе

Удачи Вам

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Что побуждает нас к молитве?
« Ответ #7 : 19 Август 2005, 18:03:50 »
Понимаю Владислава – нужда молиться непрестанно возникает постепенно, когда уже чувствуешь себя наскрозь прохудившимся сосудом, когда приперт к стенке, когда все трещит по швам,  когда уже «дальше ехать некуда», когда – «приехали».

r.b.Alexander

  • Сообщений: 154
    • Просмотр профиля

Что побуждает нас к молитве?
« Ответ #8 : 20 Август 2005, 20:09:04 »
Вопрос интересный так сразу и не сообразишь. Раннее меня побуждало чтение св. отцов на молитву из за того, что познавал, что молитва есть великое таинство, что ей с верою и горы переставляют. А сейчас меня понуждает и душа и ум и тело как не знаю. Как пить хочется идёшь и пьёшь так и молиться хочется ЖАЖДА просто честно.
Христос ныне, днесь, тойжде и во век.

Лена

  • Гость
Что побуждает нас к молитве?
« Ответ #9 : 22 Август 2005, 08:47:12 »
Братия, попалась дивная книжечка-митрополит Антоний Сурожский "Учитесь молиться" Дивно написана, явно от опыта. Издана Фондом "Христианская жизнь" Клин, 2004г. Но к нам в Орёл все с запозданием попадает.
Так вот там очень хорошо описаны многие состояния, и это тоже. Тоненькая такая книжоночка, очень советую.

ГОСТЬ

  • Гость
Что побуждает нас к молитве?
« Ответ #10 : 23 Август 2005, 09:03:36 »
В каком состоянии возникает стремление помолиться?
В состоянии Богообщения

Что происходит в душе перед молитвой?
Мир

Что (или кто) поддерживает на пути умного делания (изнутри)?
Дух Святой Животворящий

r.b.Alexander

  • Сообщений: 154
    • Просмотр профиля

Что побуждает нас к молитве?
« Ответ #11 : 27 Август 2005, 17:02:09 »
Спасение!!!!-Вот, что побуждает нас к молитве. Молитвою обещается спасение и будущая вечная жизнь. Не было бы спасения так ни кто бы и не молился.
Христос ныне, днесь, тойжде и во век.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Что побуждает нас к молитве?
« Ответ #12 : 22 Июль 2008, 10:59:34 »
 Хотелось бы поднять еще раз этот вопрос. И услышать соображения на этот счет других участников форума.
 Ведь иногда человек начинает молиться ничего не смысля что такое "спасение". Но молится. Что им двигает окромя той   крохотной доли любви к Богу?
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Что побуждает нас к молитве?
« Ответ #13 : 22 Июль 2008, 11:48:25 »
Сама молитва (в широком смысле) есть дыхание жизни...
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

d'URIMAR fossoris

  • Сообщений: 1039
    • Просмотр профиля

Re: Что побуждает нас к молитве?
« Ответ #14 : 22 Июль 2008, 15:31:55 »
  В моих отношениях с Богом преобладает эгоизм.
  При малейшем неудовольствии начинаю молится.Говорю себе:"Мне нужно выйти на безмолвие."Тогда мне будет хорошо,пойму Божью волю и успокоюсь.И Божью волю хочу понять не ради Бога,а чтобы мне было хорошо.Насколько знаю - это состояние наёмника - работать Богу(молиться) за награду.
   Имхо,стратегически Богу угодно безмолвие и,имхо,постоянное,а тактически понять Божью волю в конкретной ситуации,чего хочет от меня Бог,да сотворю,можно понять как раз в безмолвии тишине ума и обрадоваться.
   И всё таки,молюсь и стремлюсь к безмолвию не ради Бога,а ради себя,чтобы мне было хорошо.
   На сегодня так. :|
Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, Υἱὲ του Θεοῦ, ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν!