Исихазм

Автор Тема: Вязать и решить  (Прочитано 32762 раз)

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Вязать и решить
« Ответ #30 : 07 Октябрь 2005, 18:27:01 »
Цитата: Лена
Но особенно поучительны и показательны смягчение епитимийных строгостей в Номоканоне Иоанна Постника.
"Мы теперь, семь лет, за блуд определённых, сократили до трех, ввиду слабости сего поколения." "Те, которые от природы горячи и борьбою плоти побеждаются сильно, если падет один или два раза от такой борьбы...." и потом "оставит и проявит усердно раскаяние и не повторит греха, достаточно 1, 2 или 2 лета и дай им прощение"
То есть, не только допусти до причащения Святых Таин, но дай им прощение. Не прощены пока что суть.
Грех оставлен на главе его.
Простите, глаза слипаются. До понедельника.


Спасибо за цитаты, Лена, но всё же кажется мне что здесь речь идёт об эпитими и о прощении эпитимии, а не об отпущении грехов. Грех отпускается разрешительной молитвой на исповеди, а епитимья за грех может быть наложена на долгий срок с воспитательной целью. И вполне понятна практика что разрешить от епитимии может только тот кто её наложил, иначе народ бы бегал в поисках "добрых" иереев чтобы они разрешили их от эпитимий наложенных на них "строгими" иереями.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Вязать и решить
« Ответ #31 : 07 Октябрь 2005, 22:14:59 »
Цитата: Владимир
Evgeny писал
Цитировать
Сколько я не вопрошал священников и профессоров богословия об этом отрывке, все в один голос говорили - такое представление ничего общего с православным учением о Таинстве Причастия не имеет.

Непонятно, что неправославного в зтом отрывке нашли профессора. Может растолкуете.


Нашли то что по православному причащаются все одного и того же Тела и Крови, никаких "подмен на угли" не происходит. Все кого я спрашивал были священники, просто один из них преподавал богословие.

Прихожанин

  • Сообщений: 56
    • Просмотр профиля

Вязать и решить
« Ответ #32 : 07 Октябрь 2005, 22:52:44 »
Евгений, я полагаю, видение было символическим.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Вязать и решить
« Ответ #33 : 07 Октябрь 2005, 22:59:28 »
Цитата: Прихожанин
Евгений, я полагаю, видение было символическим.


Вот и я так подумал кстати. Но так же символически можно понимать и отрывки приведённые Леной.

Прихожанин

  • Сообщений: 56
    • Просмотр профиля

Вязать и решить
« Ответ #34 : 07 Октябрь 2005, 23:04:40 »
Мне кажется, их символическое толкование будет сложноватым. Ну если только Александр возьмется?  :D

Лена

  • Гость
Вязать и решить
« Ответ #35 : 10 Октябрь 2005, 08:28:34 »
Евгений, в пятницу не уразумела силу Вашего вопроса. Хотя мнения об отпущении греха кающемуся в древней церкви были разные. Кстати, мне очень нравится Ориген, яркое, неординарное мышление, а что в дебри залез... Ну, у нас и более близкие примеры есть... дебрей, в смысле... Подробнее напишу позже, вот планерка закончится и напишу.

Владимир

  • Сообщений: 43
    • Просмотр профиля

Вязать и решить
« Ответ #36 : 10 Октябрь 2005, 09:10:05 »
Цитировать
Прихожанин писал(а):
Евгений, я полагаю, видение было символическим.
Цитировать
Вот и я так подумал кстати.  


А не многовато о себе возомнили? Хотя что видения Макария Александрийского для Вас.

stranik

  • Гость
Вязать и решить
« Ответ #37 : 10 Октябрь 2005, 10:17:01 »
Один свышеник всегда на исповеди ложил рядом острый нож и поглыдывал на него со страхом слушая о чем говорят Богу грешныя люди,.Всегда говорил себе и другим что лучше язык отрезать чем кому либо сказать о чем каялся.Совершается таинство разрешение греха.Американцы тут напечатали что коммунисты германии везде поставили в церквях диктофоны и записывают их,а во время окупатции свяшеники делали только обшюю исповедь,потому что могли убить веруюшего за то что видель какоето дело.,чужую таину,потому веруюшим нелзя иметь дело с таинами служебными,диавол через ето может довести до смерти,какието подписки,разведки все ето грех.Как вы с етим боритесь.Боитесь Бога,етот страх Божий полезнее,нежели потерять доверие и благонадежность режима,умных людей,будте просты как голуби.Любите и врагов не надо так особенно женскому полу вредно ругатся.

Лена

  • Гость
Вязать и решить
« Ответ #38 : 10 Октябрь 2005, 10:34:52 »
Забавно, однако, получилось в пятницу… Как же меняет телесное состояние порог восприятия… Нижайше приношу свои извинения. Но это лирика.
Евгений, обещанный ответ.
«Православное исповедание веры Соборныя и Апостолькия Церкви Восточныя», там, в ответе на вопрос № 113, «что подобае зрети в тайне сей (тайне Покаяния)», читаем:
«Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. К сокрушению сему сердца лепотствует последовати и чрез исповедания всех грехов по единому, понеже невозможет духовник разрешить что-либо, аще не познает коя подобает разрешити, что запрещение дати затая». Не токмо разрешити, но и запрещение дати, да?
«Опыт Катехизической Хрестоматии», издания учительного совета при Святейшем Синоде в 1914г., читаем следующее:
«Оставаясь верною учреждению Божию, Православная Церковь, чтобы в точности исполнить данную ей заповедь вязать и решить грехи человека (а не токмо решить, яко глаголют неции), признает необходимую устную и частную исповедь (единоличную) перед священником. Исповедь эта необходима и для священника и для самого кающегося.
Для священника необходима потому, что, чтобы правильно произнести ему осуждение или разрешение (а не токмо разрешение), ему необходимо прежде вникнуть в состояние грешника, взвесить тяжесть его грехов, узнать расположение его духа, его искренность покаяния…»
В Догматическом богословии Митрополит Макарий говорит:
«Необходимость этого (устного) исповедания сама собой очевидна из того, что разрешить грехи в Таинстве покаяния должен священник, а чтобы разрешить или не разрешить какие-либо грехи, надобно наперед знать их. И так как Сам Господь даровал пастырям Церкви Божественную власть вязать и решить, и, без сомнения, не с тою целию, чтобы они вязали или решили по безотчетному произволу, но чтобы напротив, отпускали грехи именно тем, кому можно отпустить, судя по свойству их раскаяния и по степени их грехов, а не отпускали тем, которые окажутся недостойными прощения, по своей ли нераскаянности или по тяжести своих преступлений, - то исповедание грехов перед пастырями Церкви в Таинстве покаяния, необходимо предполагаемое Богодарованною им властию вязать и решить, справедливо должно считаться учреждением Божественным.»
Весьма определённо на сей вопрос указывает Филарет, архиепископ Черниговский:
«Власть, какою Спаситель облек служителя своего над совестью людей, состоит, как видим из слов Его, не в том, чтоб только прощать грехи, но в том, чтобы или прощать, или не прощать грешника.»

Лена

  • Гость
Вязать и решить
« Ответ #39 : 10 Октябрь 2005, 10:35:36 »
Однако, уже в древней Церкви бытовали весьма неоднородные мнения по предмету нашего исследования.
Уже в апостольское время исповедь была «исповедью подробною не только известной категории, но всех грехов, обременяющих совесть кающихся» (Алмазов) С первых веков Церкви возник вопрос о том, какие грехи могут быть прощены на исповеди, а какие не могут получить прощения от человека. Древняя покаянная дисциплина была весьма строга и не во всех местных церквах одинакова.
Были сторонники публичного покаяния один раз в жизни, подобно тому, как один раз в жизни совершается крещение.
В некоторых местных церквах считалось недопустимым прощение смертных грехов, причем само понятие смертного греха не было вполне определенным. Но падение нравов все более и более ослабляло покаянную дисциплину, все более и более укреплялся взгляд, что сколько бы раз не согрешал верующий, он должен очищаться исповедью и все грехи его принципиально могут быть прощены. В Церкви возникали горячие споры о покаянной дисциплине, возникали схизмы сторонников древней строгости, не желавших подчиняться слишком снисходительной практике более нового времени. Так, например, когда римский епископ Каллист, принимая в соображение распущенность римских нравов, издал эдикт, в котором объявлял прощение грехов против целомудрия, это вызвало ожесточеннейшие нападения на него Тертуллиана и окончательно подорвало схизму Ипполита.
Были поместные Соборы, пытавшиеся сохранить всю строгость древней практики. Так, Эльвирский Собор (306г.) осудил на всегдашнее отлучение некоторые грехи: идолопоклонство, волшебство, выдачу христианок замуж за языческих жрецов.
Вопрос этот не был решен окончательно в практике Церкви даже в конце VI века. Так, в 11-м Правиле Толедского поместного Собора говорится: «В некоторых церквах Испании проводят покаяние не по правилу, но весьма мерзко, так, что сколько угодно раз ни согрешил бы, столько требуют разрешения от пресвитера.»
Наиболее совершенным выражением взглядов Православной Церкви являются следующие слова св. Иоанна Златоуста в его «Беседе о покаянии».
«Согрешил ли ты? Войди в церковь и загладь твой грех. Сколько бы ты не падал на площади, всякий раз встанешь: так, сколько раз не согрешишь, покайся в грехе, не отчаивайся; согрешишь в другой раз, в другой раз покайся, чтобы по нерадению совсем не потерять тебе надежды на обещанные блага. Ты в глубокой старости, и согрешил? Войди (в церковь), покайся: здесь врачебница, а не судилище; здесь не истязуют, но дают прощение во грехат».
В конце концов взгляд этот восторжествовал. Однако, хотя прощение не было ограничено принципиально, оно было заключено в известные внешние рамки. Были установлены покаянные степени кающихся, на которые делились исповедавшие свои грехи, в зависимости от тяжести грехов. Таких степеней было четыре.Впервые упоминается о них в Канонах Григория Неокессарийского во второй половине III века (265-270г.г. ). Впрочем, это уже отдельный разговор и к теме нашей беседы отношение имеет весьма опосредованное.
И в заключение, последнее.
Феофан Затворник говорит:
«Всячески стоит позаботиться о полном открытии грехов своих. Ибо Господь дал власть разрешать НЕ БЕЗУСЛОВНО, а под условием РАСКАЯНИЯ И ИСПОВЕДИ.
Если это не выполнено, то может случиться, что тогда, когда духовный отец будет произносить «прощаю и разрешаю», Господь скажет «А Я осуждаю».
Надеюсь я дала достаточно подробный обзор рассматриваемого предмета? Да, в настоящее время бытует мнение о том, что любой грех может быть разрешен на исповеди, но при условии покаяния, то есть, грех оставлен и более не повторяется, да? Однако, разговаривая с нашими иеромонахами, могу вывести следующее: поскольку с веками зело ослабела порода людей, нести должное покаяние наши современники не в силах, и не только нести покаяние, но и слышать должное наставление. Не в силу людям нести подвиг. Посему, то снисходительное отношение, которое мы видим в Церквах, не есть равнодушие либо нежелание священноначалия, а есть только дань снисхождения к немощи нашей, к обмирщению именно верующих.

Лена

  • Гость
Вязать и решить
« Ответ #40 : 10 Октябрь 2005, 16:38:38 »
Просмотрела заново написанное мною, очень назидательно-академично получилось, ну прямо лекция какая-то :teaching .  Нижайше прошу простить за учительный тон. Сие все моя гордыня лезет... :saint

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Вязать и решить
« Ответ #41 : 10 Октябрь 2005, 21:28:23 »
Спасибо, Лена, вы меня просветили в этом вопросе, действительно здесь не всё так "прямолинейно". Вообще-то, ИМХО, настоящее полное очищение\прощение греха происходит тогда когда сердце отцищается от страсти породившей греховное действие. Поэтому традиция Церкви и подчёркивает не просто необходимости исповеди, но и необходимость покаянной дисциплины для очищения сердца от страсти.

Лена

  • Гость
Вязать и решить
« Ответ #42 : 11 Октябрь 2005, 08:15:09 »
Издеваться изволите, милейший? Ну, не Вас просветить, а, скорее, себя прояснить и уяснить имела цель. А то уж сомневаться начала... может, не может, вправе, не вправе... Хотя на меня лично угроза Батюшки - запрещу! действует как кнут, еще не сказано, а совесть уже грызет - куда прешь, змеюка?! с какой мордой ко Причастию подойдешь?!

Хотя, Вы заметели, Евгений, как только тема уходит немного от земли, весьма мало становится ответов по теме? Помните, АЛЛУЗ после слов Ирины несколько поднял от земли тему о женщине в Церкви? Так она сразу заглохла...

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Вязать и решить
« Ответ #43 : 11 Октябрь 2005, 12:24:27 »
Цитата: Лена
Хотя, Вы заметели, Евгений, как только тема уходит немного от земли, весьма мало становится ответов по теме? Помните, АЛЛУЗ после слов Ирины несколько поднял от земли тему о женщине в Церкви? Так она сразу заглохла...

Извините что встреваю в ваш разговор...
Но ЭТО ведь хорошо! Значить не совсем забылись люди если, избегают говорить о том что выше их понимания.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Вязать и решить
« Ответ #44 : 11 Октябрь 2005, 12:32:52 »
Лена,
Цитировать
тема уходит немного от земли, весьма мало становится ответов по теме?

Наоборот :) Тема-таки ушла в землю и стала не интересной. А тема о женщине в церкви... скажу так, преждевременной оказалась.

Evgeny,
Цитировать
вы меня просветили в этом вопросе, действительно здесь не всё так "прямолинейно".

Евгений, если ты не шутишь :) , даю пояснение. Исторический путь покаяльной дисциплины по сути есть "зарывание" в землю, деградация, искривление и овнешление внутреннего акта перемены сознания. Вплоть до скатывания на уровень: запретить - позволить. Посему вещь сия выпадает из сферы умного делания и становится тривиальным "кнутом и пряником" для "осла" внешнего человека.