Исихазм

Автор Тема: Православная Астрология?  (Прочитано 91058 раз)

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Православная Астрология?
« Ответ #180 : 29 Ноябрь 2005, 22:30:21 »
Никто не против бесноватого врача-подселенца?
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Kosach

  • Гость
Православная Астрология?
« Ответ #181 : 29 Ноябрь 2005, 22:34:17 »
viktor Вы хотели бы в отдельную, утепленную войлоком палату, или в общую? Места, я думаю, на всех хватит.

Лена

  • Гость
Православная Астрология?
« Ответ #182 : 30 Ноябрь 2005, 08:28:34 »
"Мы не полагаем упования нашего в семи планетах, в которыя верует Вардесан, Да будет проклят, кто будет говорить, как Вардесан говорил, что от них происходят дожди и роса, снег и голод, семена и плоды земледельцам, что от них голод и изобилие, лето и зима. Да будет анафема тому, кто отверг твердое упование на Господа, усвояет всемогущество семи планетам и на них полагает упование."  прп. Ефрем Сирин, отрывок из песнопения против ереси Вардесана.
Остальное почитайте сами, есть и русский перевод творений Ефрема Сирина. Зело много написано, но переводить нет времени.

Лена

  • Гость
Православная Астрология?
« Ответ #183 : 30 Ноябрь 2005, 13:51:19 »
....И кто такой Ефрем? :wow:  Сирианин какой-то, бормочет чегой-то, анафемствует...  :think  А сам он такой :wow: ....


Господи, помилуй и спаси, ну вовсе жуть.

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Православная Астрология?
« Ответ #184 : 30 Ноябрь 2005, 18:44:16 »
Лена,  :wink:
 :D

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Православная Астрология?
« Ответ #185 : 02 Декабрь 2005, 00:32:29 »
Чтобы понять возмущение Лены, смотрим ветку http://www.hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?t=771

Саня

  • Гость
Православная Астрология?
« Ответ #186 : 08 Ноябрь 2006, 01:26:05 »
об астрологии епископ Василий Родзянко:

О расхождении с астрологией
 
Расхождение началось в самом начале, в третьем тысячелетии до Р.Х., когда языческая астрология только зарождалась. Шедшее в мир христианство зрело в лице основоположника подготовки человечества к пришествию на землю Христа Спасителя - Авраама. Мы уже говорили об этом удивительном историческом совпадении. "Когда я перестаю молиться, совпадения прекращаются", - говорил в начале нашего века архиепископ Йоркский Вильям Темпл. Молитва Авраама была очень горяча, хотя, вероятно, он не помышлял о "совпадении", просто горячо молился Богу, в Которого всей душой поверил и с Которым "говорил лицом к лицу". Но это совпадение было не случайным, оно было ответом, и ответ этот - Промысел Божий: "Уйди отсюда". И Авраам ушел, потому, что это были два противоположных друг другу духовных состояния: беспрекословное человеческое послушание Богу, Богу истинному, Святому, и дерзкое "столпотворение" человеческое в стремлении "достичь небес и самим стать богами".
 
Рассказ Библии о Вавилонском столпотворении, высшем проявлении астрологических стремлений того времени, описан в главе 11-й книги Бытия, непосредственно перед родословием и историей Авраама. И это тоже не случайно, а имеет, как вообще все в Библии, глубокое символическое значение. Слово Вавилон означает "смешение", "смятение", "хаос", "взаимное непонимание". Люди перестают понимать друг друга, когда впадают в безумную гордыню. Такова психологическая правда возникновения не постигающих друг друга отдельных языков. В этом этническом дроблении первых поколений людей на земле - в результате грехопадения - невозможно было создание единой культуры. Вавилонская и библейская, иудео-христианская культура, были противоположны друг другу; им необходимо было разойтись. Месопотамские мудрецы древности, астрологи и астрономы, изучая звезды, которые они обожествляли, задумали взобраться туда, в звездный мир, на небо, и самим стать "звездами", богами. Таково было безумие гордыни, создавшее астрологическую иллюзию, научную фантастику тех времен.
 
И культуры разошлись: Промысел Божий вывел Авраама из Месопотамии.
 
Вавилонская башня же сделалась прецедентом и не раз еще в разных видах повторялась в истории.
 
Нам не надо ходить далеко в седую древность и в далекие культурные миры. Мы - свидетели современной "вавилонской башни", которую люди строили в течение более семидесяти лет, - создавали "рай на земле", задорно пели, что добьются этого не с Богом, а построят сами - "своею собственной рукой". И что же?..
 
"Вавилон" и "Вифлеем" - несовместимость, полное расхождение во всем, а в то же время астрология и звезды!? В чем смысл этой антиномии? В том, что Христос пришел спасти весь мир! Потому и взял Он из этого падшего мира, в том числе и из древней языческой культуры, все то доброе, что там было, все крупицы истины! Так появилась в истории "христианская астрология", приятием промысла Божия отличная от собственно вавилонской, не знавшей Бога Истинного и Его Промысла. Все в Вавилоне было порождением падшего мира, - грешного, языческого мира с его злом и иллюзией, с его ложью и "научной" фантастикой, с его отходом от Божественной реальности - "Нового Иерусалима", Царства Божия, мира иного! Путь Вавилонского столпотворения проходит красной нитью через всю Библию. Вавилон не раз встречается на ее страницах от Вавилонской башни до Вавилонского пленения, от плача на реках Вавилонских до Плача пророка Иеремии, от возвращения из Вавилона до апокалиптической Дщери Вавилонской древних пророков и откровения св. Иоанна Богослова и его эсхатологического прозрения Вавилона как "царства антихриста" и "царства сатаны", - постоянной темы последующего святоотеческого богословия Церкви.
 
Конкретное историческое расхождение астрологии вавилонской и астрологии христианской в последние века оказалось связанным с размежеванием астрологии с астрономией как наукой. Расхождение было постепенным и развивалось не без зигзагов и столкновений, таких как столкновения например, Галилея с инквизицией. Знаменательно, что Церковь, в конечном счете, оказалась на стороне Коперника, Кеплера, Галилея и современной космологии, а не на стороне застывших каменных фигур средневековых инквизиторов, ярых и непримиримых приверженцев Птолемея и его геоцентрической системы.

Саня

  • Гость
Православная Астрология?
« Ответ #187 : 08 Ноябрь 2006, 01:27:30 »
и еще он же

История астрологии
 
Чтобы глубже понять астрологический сюжет, данный нам в Евангелии, и дальнейшую историческую связь христианства с астрологией вплоть до наших дней, обратимся, пусть вкратце, к истории астрологии.
 
Она возникла, по-видимому, в IV или III тысячелетии до Р.X. в Ассиро-Вавилонии, в Месопотамии, на территории теперешнего Ирака, причем зарождение там астрологии совпадает с уходом оттуда по указанию Божию Авраама, родоначальника избранного народа, основоположника иудео-христианской традиции и культуры, явно отличающейся от астрологической культуры Месопотамии с ее языческим обожествлением звезд. К этому совпадению мы еще вернемся.
 
В Месопотамии астрология имела сугубо религиозный характер и связывалась, как мы видим, с языческим почитанием звезд. Вавилонская башня со своими ступенями (остатки таких башен на этой территории известны) была построена главным образом в целях приближения к звездам и их изучения. Гнев Божий - смешение человеческих языков - был вызван стремлением строителей достичь неба и сделаться самим богами, своего рода звездами. "Вавилонские башни" впоследствии стали первыми обсерваториями и положили начало астрономии и астрологии, в истоке своем не различавшимся, точнее, полагавшим два аспекта в подходе к звездам: изучение - астрономия и осмысление, так сказать, философия звезд - астрология, в соответствии со значением греческого термина. В таком виде месопотамская версия перешла частично в Индию и Китай, но полнее обосновалась в Египте и в эллинском мире. Уже в Месопотамии были даны зачатки арифметического расчета с записями наблюдений звезд. Наблюдая звездное небо и благоговея перед могущественнейшими таинственными божествами в звездах, мудрецы того времени создали единовременно и религиозно-философскую, и систематически-научную картину небесного мира. По словам Птолемея, древнегреческого ученого, творца господствовавшей в средние века христианской эры строго геоцентрической системы "математического синтаксиса", Месопотамия в конце VIII в. до Р.X. уже имела записи затмений, а данные археологии показали, что к тому времени были точно известны годовой солнцеворот, лунные фазы и периодика некоторых планет. На переплетении религиозного и научного взглядов выросла астрологическая практика предсказания личных судеб и составления гороскопов. Египетские ученые как раз создали первый календарь с 30-дневными месяцами, с пятидневным ежегодным предикатом. Таким образом, возникшая к моменту Рождества Христова религиозно-научная культурная атмосфера была тем "воздухом", той средой, в которой парфянским или иранским мудрецам, звездочетам и предсказателям, жрецам и "своего рода царям" дано было увидеть звезду на востоке и двинуться на поклонение Царю Иудейскому. Греческий перевод Библии семьюдесятью толковниками уже был хорошо известен, а иудейская диаспора и такие люди, как Иосиф Флавий, уже включились в общую интеллектуальную жизнь средиземноморского общества, тогдашней Римской Империи.
 
Первоначальное отношение Рима к доставшемуся ему астрологическому наследству было холодным и сдержанным. К концу республиканского периода астрологию опровергали не только эпикурейский поэт Лукреций, но и его не менее значительный оппонент Цицерон. Но в то же время величайший ученый Рима Нигидус Фигулус, знаток новейших наук, включил астрологию в свой пантеон, внеся в римский культурный обиход греческие сферы Зодиака, "варварские" сферы египтян. В таком виде, при мощной поддержке Евангелия от Матфея, единая космологическая наука-религия-философия вошла в христианский мир. Следы ее присутствия до сих пор с нами: рождественский тропарь, а наряду с ним и кондак вспоминают и солнце, и звезды, астрологи "со звездою путешествуют"; тут и древнейший вечерний гимн "Свете тихий святыя славы...", и рождественская календарная римская дата солнцеворота 25 декабря, - никто ведь не знает подлинного дня Рождения Спасителя. По доброй древней традиции астрологического обожествления светил, - "обожествление" солнца, только на этот раз - "Бога истинна от Бога истинна", "Света от Света", "Солнца правды". Астрология древности не изгоняется, а "христианизируется". Тут и споры о праздновании Пасхи, и вся вообще проблема календаря, который даже и сейчас - в XX в. - обожествляется до такой степени, что в "астрологических" спорах о "старом" и "новом" забываются слова самого Христа Спасителя о том, что не человек для календаря, а "суббота для человека" (суббота - тот же календарь).
 
Западные народы принимают астрологические названия дней по именам светил, даже воскресенье у них - день Солнца; понедельник - день Луны, вторник - Марса, среда - Меркурия, суббота - Сатурна. Разумеется, обожествленное могущество светил превращается в могущество сотворившего их "Солнца правды". Детерминация открывает место свободе человека, и впервые в жизнь людей входит это понятие, ставшее таким значительным в наши дни. Свободу дает Христос, "Солнце правды". Но токи единой звездной культуры пронизывают христианский мир. Астрология, переставая быть языческой, возвращается, в империи Карла Великого возрождается "царское художество" - астрологи при дворе. Уже в XIII в. и Данте, и Фома Аквинский, и другие включают в свою философию хотя и модифицированяное, но все же астрологическое понимание причинности. В XIV в. в университетах Парижа, Падуи, Болоньи и Флоренции все еще существуют кафедры астрологии, и немудрено: в единстве с астрономией астрология причастна к собственно зарождению космологии. Сам пионер новейшей науки Кеплер, ниспровергатель птолемеевского геоцентризма, своим гелиоцентризмом расчистивший путь системе Коперника, был убежденным астрологом и, хотя с ленцой, но составлял-таки гороскопы.
 
Так что же позволило астрологии - с ее предсказаниями, пророчествами, гороскопами - надолго удержаться в составе общечеловеческой культуры? Что ее - родственницу точнейшей науки современности, космологии - сближает с религией и духовной жизнью?
 
Что это?
 
Уникальность человека
 
Идея уникальности человека в астрологическом восприятии мира достигла своего апогея в рождественской истории Евангелия от Матфея. Не потому ли в христианском богословии время прихода Христа на Землю определяется как "исполнение времен", как "завершение истории мира"? Описывая вкратце историю подготовки человечества к пришествию Спасителя, свт. Василий Великий в главной тайной молитве Божественной Литургии, носящей его имя, так обращается от имени всех нас к Богу Отцу:
 
Глаголал еси нам усты раб Твоих пророков, предвозвещая нам хотящее быти спасение: закон дал еси в помощь: ангелы поставил еси хранители: егда же прииде исполнение времен, глаголал еси нам самем Сыном Твоим, Им же и веки сотворил еси.
 
Что это, как не утверждение об уникальности Человека такого, каким он должен быть и каким он был до своего грехопадения, в коем: ...преслушавша Тебе истиннаго Бога, создавшаго его, и прелестию (льстивым искушением) змиевою (дьявольскою) привлекшася, ...изгнал еси его праведным твоим судом, Боже, от рая в мир сей, и отвратил еси в землю, от неяже взят бысть...
 
В богословии свт. Василия Великого уникальность человека отзывается уникальностью времени и пространства: "веки" - века, сотворенные Сыном Божиим, знаменуют в истории грешной земли "исполнение времен"; они суть их завершение, потому что на эту быстротекущую в своей истории землю сходит Сам Творец всех времен и пространств. В уникальном их соединении и на определенном месте земли - не только земли, но всей вселенной - Он воплощается в совершенного Человека, спасающего падший мир и возвращающего его в Царство Небесное.
 
Что значит это воплощение?
 
Не просто "плоть и кровь отдельной человеческой особи", а нечто гораздо большее: воплощение Премудрости Божией в условия, в координаты падшего мира, падшей вселенной. Это воплощение Премудрости и есть удивительное "исполнение времен" в соединении с "исполнением пространства"; в нем будто сказывается нам о времени и пространстве языком современной науки как о единстве, выражающем собою, совсем в духе новой физики, сущность материи вселенной. Так что изумительное прозрение великого Василия, предвосхищая достижения нынешней науки, еще в IV в., за 16 веков до нас, утверждает всему бытию "астрологическую" законченность в Иисусе Христе; и ведь "Небесный Христос", в описании апостола Павла - "Новый Адам", Bсe-человек. И не потому ли в христианском святоотеческом богословии и на Западе, и на Востоке всегда присутствовало астрологическое мироощущение, и Евангельская астрология никогда не была в нем подвергнута ни сомнению, ни критике?
 
Чтобы глубже понять христианское астрологическое мироощущение в контексте человеческой истории, философии и науки, следует снова обратиться к прошлому и всмотреться в то, как астрологические идеи повлияли на древнегреческую философию, подготовлявшую языческий мир, по Божиему Промыслу, к пришествию Христа Спасителя. В самой седой древности, в Месопотамии, засиял этот тонкий рассвет, занялась удивительная заря. Идея связи-сопряжения видимых звезд с уникальной человеческой личностью была неожиданной для грубой языческой культуры. Откуда она взялась? и почему стала мощно разрастаться, пока не отозвалась со всей силой в Вифлееме?
 
Человек уникален при своем рождении: он рождается с единственными, ни на чьи не похожими пальцами, их отпечатками. А строение организма определяют уникальные гены, несущие исключительно точную и неповторимую программу, так что отпечатки пальцев в криминалистике отошли уже на задний план, - вперед выходит генетика. Это - со стороны антропологии, физиологии, биологии. Что же касается космологии, то уже в философии стоиков возникает понятие о двух мирах - макрокосмосе и микрокосмосе, вселенной и человеке, - и "симпатии" между ними; не о нашей русской "симпатии", а о греческом: "со-страстии", соучастии, сострадании, сочувствии - короче говоря, о внутреннем единстве. Отсюда ?????????, особая ветвь астрологии в Греции, суть которой в том, что каждая часть тела, каждый орган находится под влиянием нескольких планет в знаке Зодиака. Такой взгляд порождает концепцию так называемого "астрального", "звездного" тела, бытовавшую вплоть до XVII в., а кое в чем и сейчас еще не изжитую, которая, как мы знаем, имела свои весьма отрицательные последствия, особенно и в частности в медицине. Но сама идея космического единства макрокосмоса и микрокосмоса, человека и мира не так уж плоха. Она обращает наши помыслы к первозданному Раю, в сад Эдемский, где соединение Адама Всечеловека со всем окружавшим его творением было именно таким целостным единством.
 
Космическая уникальность человека в рождении предопределена... Здесь откровение астрологии замечательно. Дело в том, что каждый из нас рождается в определенное время, в определенном месте и при определенном небесном сочетании солнца, луны, планет и звезд. Это сочетание времени, места, состояния солнца, луны, планет и звезд неоспоримо. Совмещение данных обстоятельств уникально, как отпечатки пальцев, как конкретная генетическая программа. Выходит, что человек хотя уникален, но не одинок, не разобщен со вселенной, не отчужден от нее. Космологи древности заметили это давно: у человека в космосе свое место, свое неоспоримое положение. Потому возможно и понятно было говорить: "Мы видели звезду Его на востоке". Отсюда и вполне корректные гороскопы всех веков, как и нашего времени. Но все дело в их, гороскопов, толковании.
 
Таким образом, мы переходим к самому главному в нашей христианской апологетике: к полному непримиримому окончательному расхождению между современной астрологией и православным христианством, православным астрологическим мироощущением Евангелия.
 
Но перенесемся сейчас в храм.
 
Уникальность младенца [2]
 
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
 
Эта уникальность отмечена уже звездой Вифлеемской, отмечена Промыслом Божиим, указавшим этот звездный путь, путь, который ведет нас всех вслед за этим Младенцем в Царство Небесное.
 
Всякий младенец уникален, мы это знаем. Всякий младенец так же рождается под своей собственной звездой, как и Христос Спаситель; каждому из нас дан путь, который принадлежит только ему одному, и мы идем этим путем. Уникален младенец в том смысле, что Господь определяет его путь в творении. И какой ужас, какой действительно ужас, когда люди предпочитают положить конец раскрытию этой неповторимости каждого младенца до его рождения, считают возможным от него избавиться. Какая это страшная беда! Беда, которая нарушает весь смысл, всю суть творения человеческого, всю суть этого определенного пути, данного Богом каждому человеку в творении. Ибо рождение, по нашей христианской вере, не есть самый момент начала жизни этого единственного человека, потому что это начало задано в творении, - в творении, которое воплощено в Адаме и в котором мы все соучаствуем в Царствии Божием, как это мы сегодня читали в главной молитве Божественной Литургии. Никогда не следует нам этого забывать, и тем более мы должны со всей особой и благоговейной верой относиться к каждому приходу человека в этот мир.
 
Рождение не есть происхождение, рождение не есть творение, рождение есть приход в этот грешный мир в результате нашего человеческого грехопадения во Адаме. И только тогда мы можем понять весь смысл и все значение уникальности каждого из нас, этой действительно как бы Вифлеемской звезды, которая дана человеку, в той или иной мере.
 
Но сегодня мы вспоминаем Божественную уникальность Младенца, Которого в этот праздник Сретения Господня принесли в храм для того, чтобы исполнить закон человеческий в отношении Самого Законодателя... Сам Законодатель берет на Себя все, абсолютно все, вплоть до каждого нашего греха и до каждого младенца, который уникально рождается в наш мир, и до каждого убитого младенца, будь то младенец, убитый Иродом или убитый своей собственной матерью, иногда, правда, по жуткому своему неведению и непониманию, но все-таки - как это страшно! И всякого такого младенца в сегодняшний день Сретения Христос Спаситель, исполняющий все по Закону Божественному, принимает на Себя: каждого младенца, зачатого и не достигшего часа своего пребывания на этой земле.
 
Уникальность Божественного Младенца, Которого мы сегодня вспоминаем, совсем особая. Эта уникальность, мы знаем, - не только в Божественности Своей, но также и в особой Человечности Своей - о ней сказал в сегодняшний день св. Симеон Богоприимец, принявший Младенца в свои объятия: "Сей лежит во спасение и падение; восстание и падение многих..." "И Тебе Самой, - сказал он Пресвятой Богоматери, - оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец..." Дабы открылись помышления многих сердец! (ср. Лк.2:34-35). В этом вся суть, в этом весь смысл!
 
И тот факт, что лежащий перед Нею Младенец "лежит на восстание и на падение многих", то есть для того именно, чтобы помышления определились в такой мере и в такой степени, чтобы было ясно: кто идет наверх, а кто идет вниз. И вот это-то разделение, которое Христос Спаситель принес для того, чтобы отделить добро от зла, для того, чтобы не было больше этого жуткого смешения, для того, чтобы не было таких ужасных явлений, когда невинных младенцев, якобы в добре, уничтожают во зле.
 
И это только один аспект смешения добра и зла в нашей человеческой жизни на этой грешной земле!
 
Но Христос Спаситель помогает нам видеть и открыть наши помышления если не самим себе, если не окружающим нас (что, конечно, есть идеал), то хотя бы Самому Христу Спасителю, хотя бы Самому Господу Богу, для того, чтобы каждый из нас действительно открыл самому себе и Господу путь, которым он должен идти, чтобы больше не было этого ужасного смешения, которое является самым что ни на есть гибельным в нашей человеческой жизни на этой планете.
 
Да даст же нам Господь Свет Своей Христовой Истины, свет вот этих удивительных свечей, которые мы сегодня по древнему обычаю благословляем.
 
Пусть этот Свет, и только Свет, и только путь наверх ведет нас ко спасению. Аминь!

Саня

  • Гость
Православная Астрология?
« Ответ #188 : 08 Ноябрь 2006, 01:30:14 »
Святитель Василий Великий - любителям гороскопов

      Нам предлежит исследовать состав мира и рассмотреть Вселенную не по началам мирской мудрости, но как научил сему служителя Своего Бог, - устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях... (Числ. 12, 8). Итак, если ты когда-нибудь, среди ясной ночи смотря на несказанную красоту звезд, составлял себе понятие о Художнике всяческих: кто Сей, испестривший небо этими цветами, и почему в видимом мире более необходимого, нежели приятного? Если во время дня трезвенным разумом изучал ты дивные чудеса, то пришел ты сюда готовым слушателем.
      И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи... (Быт. 1, 14). Всему предшествовали небо и земля; после них сотворен свет, различены ночь и день; потом опять твердь и явление суши; потом вода совмещена в постоянное и определенное собрание - собрание вод (Быт. 1, 10); земля наполнилась собственными порождениями, произрастив бесчисленные роды трав и обогатившись растениями всякого рода. Но Солнца и Луны еще не было, дабы неведающие Бога не именовали Солнца начальником и отцом света и не почитали его зиждителем земных произрастаний. Посему настал четвертый день, и тогда сказал Бог: да будут светила на тверди небесной.
      Указывается и потребность, по которой сотворены светила. Сказано: светить на землю (Быт. 1, 15). Если сотворение света уже было - и сказал Бог: да будет свет. И стал свет (Быт. 1, 3), - то почему говорится, что и солнце теперь сотворено также светить? Тогда произведено было самое естество света, а теперь - это солнечное тело, чтобы оно служило колесницею тому первобытному свету. Есть огонь, и есть светильник; один имеет силу издавать свет, а другой устроен светить. Так и этому чистейшему, ясному и невещественному свету устрояется колесница, то есть светила.
      ...И для знамений, и времен, и дней, и годов (Быт. 1, 14). Для человеческой жизни необходимы указания светил. И если кто не через меру многого ищет в знамениях, то при долговременном наблюдении найдет полезные приметы. Многое можно узнавать об изобилии дождя, многое о засухе и о движении ветров, или местных, или повсюдных, сильных или легких. Одно из указаний солнца предал нам и Господь (Мф. 16, 3). Когда солнце поднимается сквозь туман, тогда лучи его помрачаются, и оно кажется огненного и кровавого цвета, потому что густота воздуха производит в глазах такое представление. Но сгущенный и остоявшийся воздух, которого не рассеяли и солнечные лучи, очевидно, не мог быть ими преодолен по причине избытка земных паров, и по множеству влаги произведет ненастье в тех странах, где он собирается. Подобным образом, когда луна кажется увлаженною или когда солнце окружают так называемые венцы, сие служит признаком или множества воздушной воды, или движения сильных ветров. Или когда вместе с солнцем идут так называемые побочные солнца; они бывают знаком каких-нибудь воздушных перемен. А также столпы радужного цвета, являющиеся на облаках в прямом положении, показывают дожди, или жестокие бури, или вообще большой переворот в воздухе. И в луне возрастающей или убывающей упражнявшиеся в этом заметили многие признаки, а именно: что вместе с ее видоизменениями необходимо изменяется и окружающий землю воздух. Если трехдневная луна тонка и чиста, то предвещает постоянную ясную погоду; а если она представляется с толстыми рогами и красноватою, то угрожает или обилием воды из облаков, или сильным южным ветром. Кто же не знает, сколько полезного доставляется такими указаниями? Пловец, предусматривая опасности от ветров, может удержать ладью свою в пристани. Путешественник, по мрачности воздуха ожидающий перемены, заранее может уклониться от вреда. А земледельцы, занимающиеся посевами и хождением за растениями, отсюда заключают о благовременности всякого дела. Господь же предсказал, что в солнце, луне и звездах явятся даже знамения разрушения Вселенной. Солнце обратится в кровь, и луна не даст света своего (Мф. 24, 29). Таковы знамения скончания Вселенной!
      Но преступающие границы обращают слова Бога в защиту науки о днях рождения и говорят, что жизнь наша зависит от движения небесных тел; а на этом основании у халдеев сделаны по звездам указания, что должно с нами случиться. И простое выражение Писания: да будут и для знамений, по усмотрению своему разумеют они не о состояниях воздуха и не о переменах годовых времен, но о жребиях жизни. Ибо что говорят? Стечение известных движущихся звезд со звездами, находящимися на зодиаке, когда они, сошедшись между собою, составляют известную фигуру, производит определенные рождения; а иное расположение звезд доставляет противоположный жребий жизни.
      Об этом небесполезно, может быть, рассудить. Но скажу не что-либо собственное свое, а воспользуюсь к обличению их собственными их словами, чтобы зараженным этим недугом доставить некоторое врачевание и прочих предостеречь от падения в подобные заблуждения.
      Изобретатели этой науки о днях рождения, приметив, что в продолжительной части времени ускользают от них многие фигуры, заключили меры времени в возможно тесные пределы; потому что в самое малое и краткое время бывает величайшая разность между рождением и рождением. И родившийся в одну точку времени будет обладателем городов, князем народов, станет изобиловать богатством и властительствовать; родившийся в другое мгновение времени будет попрошайкою и нищим и ради насущного пропитания станет ходить от дверей к дверям. Посему, разделив на двенадцать частей так называемый зодиакальный круг, поелику солнце сию двенадцатую часть так называемой неподвижной сферы проходит в тридцать дней, каждую двенадцатую часть разделили они на тридцать частей. Потом, каждую таковую часть подразделив на шестьдесят частей, каждую из шестидесятых рассекли опять на шестьдесят.
      Итак, предполагая, что для родившихся есть известные положения неба, посмотрим, смогут ли они соблюсти точность в определении времени. Как скоро родился младенец, бабка начинает рассматривать, мужеского или женского пола родившийся, а потом дожидается крика, который бы служил признаком жизни в новорожденном. Сколько шестидесятых доль протечет в это время! Вот объявила она халдею о новорожденном. Сколько надобно положить мельчайших частей на пересказ бабки, особенно если случится, что он стоял вне женского отделения в доме? Тому, кто хочет рассмотреть гороскоп, надобно точно описать время. Какое же множество шестидесятых доль протечет еще в это время? Рассматривающему гороскоп надобно найти в звездах, не только в какой они из двенадцатых частей, но и в какой доле двенадцатой части и в какой шестидесятой доле из тех, на которые, по сказанному, разделена каждая из первых доль, или, чтобы дойти до точности, в какой шестидесятой из тех, на которые подразделяются первые шестидесятые. И такое столько дробное и неуловимое вычисление времени, говорят они, надобно сделать для каждой из планет, чтобы найти, какое положение имели они в рассуждении неподвижных звезд и какую фигуру составляли из себя взятые в совокупности звезды во мгновение рождения младенца. Посему, если невозможно с точностью определить время, а замена одной кратчайшей доли на другую делает погрешительным все, то смешны те, которые трудятся над этою несостоятельною наукою и с разверстым ртом углубляются в себя, как будто могут узнать, что с ними будет.
      Каковы же и выводы? Говорят: этот будет кудряв волосом и с голубыми глазами, потому что родился в час Овна и таково по виду сие животное. Но он будет и человек великого духа, потому что овен имеет в себе владычественное; а также щедр и промышлен, потому что животное сие без огорчения слагает с себя волну и удобно облекается в новую, по действию природы. А родившийся в Тельце, говорят они, будет терпелив в трудах и раболепен; потому что телец носит ярмо. Родившийся в Скорпионе охотник до драк, по подобию с сим животным. Родившийся же в Весах правдив по причине верности наших весов.
      Что же может быть смешнее этого? Овен, от которого берешь ты время рождения человека, есть одна из двенадцатых частей неба, в которой находящееся солнце касается весенних знаков. А также Весы и Телец суть двенадцатые части так называемого зодиакального круга. Как же, говоря, что в небе находятся главные причины человеческой жизни, даешь человеческим нравам отличительные признаки, взятые от скотов, родящихся на земле? Родившийся в Овне щедр, не потому что такой нрав производит какая-то часть неба, но потому, что таково свойство овцы. Для чего же стращаешь нас достоверностью звезд и стараешься уверить блеяньем овец? Если небо имеет свойства, заимствованные у животных, то оно само подвержено влиянию, причины которого зависят от скотов.
      Но если смешно говорить таким образом, то гораздо смешнее усилия по придаче достоверности учению от вещей, между которыми ничего нет общего. Такие их мудрования подобны паутинным тканям, в которых если увязает комар, или муха, или что-нибудь столько же бессильное, то остается связанным; но если приближается к ним другое, сильнейшее животное, то удобно освобождается и слабую паутину разрывает и уничтожает.
      Но они не останавливаются на этом одном, а приписывают небесным телам причину и того, в чем властно произволение каждого из нас, то есть причину расположений к добродетели или к пороку. С одной стороны, смешно оспоривать их, а с другой - так как многие заражены этим заблуждением, может быть, необходимость требует не оставлять этого в молчании.
      Итак, прежде всего спросим у них: не каждый ли день тысячекратно изменяются фигуры из звезд? Ибо так называемые планеты непрестанно движутся, скорее друг с другом сходятся, а другие совершают медлительнейшие обращения... А в минуту рождения, как они говорят, весьма великую имеет силу - быть в виду у благотворной или у злотворной звезды. И нередко, по незнанию одной наималейшей доли, не найдя времени, по которому звезда показывала себя благотворной, описывали ее как состоящую в числе неблагополучных. Ибо я вынужден употреблять собственные их речения.
      В словах этих, конечно, много неразумного и гораздо больше - нечестивого. Ибо, если зло им естественно, «злотворные» звезды причину своей «злотворности» переносят на Творца своего, значит, Создатель - творец зла. Если же они делаются злыми по произволению, то, во-первых, они суть живые существа, одаренные произволом. Утверждать это о вещах неодушевленных есть верх безумия. И нисколько несообразно с разумом, чтобы зло и добро уделялось каждому не по достоинству, а по звезде - благотворной, потому что находится в таком-то месте; и чтобы она же делалась злотворною, потому что усматривается под такою-то звездою, и опять тотчас изменяла свою злокачественность, если несколько уклонилась от известной фигуры! О сем довольно.
      Если начала поступков порочных и добродетельных не от нас зависят, а от рождения, то напрасны законодатели, определяющие, что нам делать и чего убегать, напрасно есть и судии, награждающие добродетель и наказывающие порок. Ни вор, ни убийца не виновен в преступлении; ему, если бы и хотел, невозможно было удержать руки, потому что к сим поступкам неизбежно побуждала его необходимость. Земледелец соберет обильные плоды, не бросая семян в землю и не точа косы; купец обогатится, хочет ли того или нет, потому что судьба соберет ему кучу денег. Великие же надежды христиан обратятся у нас в ничто, потому что ни праведность не будет почтена, ни грех осужден, так как люди, видите ли, ничего не делают по собственному произволу. Ибо где господствуют необходимость и судьба, там не имеет никакого места воздаяние по достоинству.
      Довольно сказано держащимся этого заблуждения, ибо вы не имеете нужды в большем числе доводов, если здравы, а время не позволяет распространяться сверх меры.

Саня

  • Гость
Православная Астрология?
« Ответ #189 : 08 Ноябрь 2006, 01:30:52 »
Теперь посмотрим на отношения ветхозаветной и но­возаветной Церкви к астрологии. В Великих кодексах Моисея мы читаем о запрещении заниматься всякими ви­дами волшебства под страхом смерти: «Не ворожите и не гадайте... не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквер­нения от них. Я Господь Бог Ваш... И если каждая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, что­бы блудно ходить вслед их, то Я обращу лицо на ту душу и истреблю ее из народа ее» (Лев. 19, 26; 19, 31; 20, 6).

Во Второзаконии мы также читаем о строгом преду­преждении Господа не заниматься никакими видами вол­шебства и не общаться с теми, кто этим занимается, ибо именно за это увлечение волшебством (которое есть по сути союз с демонами) Бог и изгоняет народы с их земли, обрекает их на гибель, землю же отдает Израилю, кото­рый был верен Ему. «Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мер­зости, какие делают народы сии: не должен находиться у тебя... прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых ибо мерзок пред Господом всякий делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от ли­ца твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим ибо народы сии, которые ты изгоняешь, слушают гадате­лей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой. Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня воз­двигнет тебе Господь Бог твой - Его слушайте» (Втор 18,9-15).                                                                      

Пророк Исайя, предрекая гибель Вавилона за его не­честие и пагубное занятие астрологией, от имени Господа с иронией говорит: «Оставайся же с твоими волшебства­ми и с множеством чародейств твоих, которыми ты зани­малась от юности твоей: может быть, пособишь себе, мо­жет быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома: огонь сожег их, - не избавили руки своей от пламени» (Ис. 47, 12-14).

Здесь мы имеем прямое указание на бессильность всех видов волшебства перед волей и силой Божией и о неми­нуемой каре тех, кто занимается магией, астрологией или прибегает к помощи оккультистов.

При столкновении магов и волхвов с пророками и дру­гими духоносными мужами сыны тьмы неизменно терпят поражение. Так, в книге Исход (7-9) мы читаем о том, что волхвы и чародеи, противясь Моисею, творили чудеса многие перед фараоном при помощи колдовских чар, но не смогли противостоять силе Божией и, в конце концов, вынуждены были признать свое поражение от пророка Моисея.

В книге Бытия (41) повествуется о торжестве правед­ного Иосифа над волхвами и мудрецами египетскими, не возмогшими при всем своем магическом искусстве верно истолковать сон фараону. Неправедный пророк Валаам, подкупленный язычниками для противодействия израиль­скому народу, под действием силы Божией был вынужден служить еврейскому народу (Числ. 22-24). Пророк Да­ниил также многократно посрамляет халдейских мудре­цов и магов (Дан. 2-5).

Все это объясняется тем, что чудеса и пророчества сы­ны света совершают всегда силой Божией, Духом Свя­тым; противящиеся же им волхвы, маги, астрологи, ис­пользуя искусство волшебства, действуют силой демонической и, естественно, терпят поражение в попытке проти­водействовать Богу.

В Новом Завете мы видим такое же непримиримое от­ношение ко всем видам чародейства, как и в Ветхом, и такую же постоянную победу сил Божиих при столкнове­нии с чародейством. Так, апостол Павел изгоняет духа прорицательного из служанки, предрекавшей будущее (Деян. 16, 18), хотя, казалось бы, она возвещала правду, следуя за апостолами и говоря, что те «рабы Бога Все­вышнего, которые возвещают путь спасения». Но апостол не желал истины из нечестивых уст бесовских, давая тем самым пример отношения к демонам, даже пусть иногда вещающим правду. Ибо за этим стоит только одно жела­ние-вовлечь в общение с целью завоевать доверие, что­бы потом погубить.

Тот же апостол Павел наказывает слепотой Елиму-волхва, противящегося евангельской проповеди и стараю­щегося отвратить людей от истинной веры (Деян. 13, 18). И, наконец, из книги Деяний Апостольских мы узнаем о том, что под воздействием апостольской проповеди «из занимающихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми» (Деян. 19, 19). Таким образом, они отреклись от связи с демонами и засвиде­тельствовали несовместимость веры во Христа и чернокни­жия. В Номоканоне (своде церковных правил и постанов­лений) сказано предельно ясно: «Которые ходят к волхвам или волхвуют или звездословят (т. е. занимаются астро­логией) шесть лет да не причастятся по 1-му правилу Трульского собора и по 80-му Василия Великого, священ­ник же, творящий это - да извержится.»

Здесь мы видим явное указание церковного сознания на демоническое происхождение всех видов волшебства, включая астрологию, на недопустимость общения с ними верующих христиан и на строгое наказание тех, кто по каким-либо причинам решится на связь с бесами.

Святые отцы Церкви на протяжении всей ее истории также уделяли большое внимание борьбе с волшебством и астрологией. Из-за недостатка места позволю себе оста­новиться только на некоторых работах святых отцов и учителей Церкви. Так, Тертулиан в своей работе «О идо­лах» пишет: «Между различными людскими занятиями нельзя не заметить некоторых искусств и профессий, бла­гоприятствующих идолопоклонству. Об астрологах даже говорить не стоит, но так как один из них вздумал оправдывать себя в том, что продолжает заниматься этой про­фессией, то я намерен сказать несколько слов по этому поводу. Я не скажу, чтобы помещать ложных богов на небе, приписывать им как бы всемогущество и отклонять людей от вознесения молитв Богу, внушая им веру, будто их судьба неизменно определена звездами,- чтобы все это было равносильно поклонению ложным богам.

Но я утверждаю, что астрология в этом случае упо­добляется падшим ангелам, отошедшим от Бога для обольщения рода человеческого... Если магия наказуема, а астрология - ее разновидность, то вместе с видом под­лежит осуждению и разновидность.

Так со времени появления Евангелия всякого рода со­фисты, астрологи, чародеи, маги, волхователи должны быть неминуемо наказаны».

Татиан в «Речи против эллинов» пишет: «Демоны сде­лали людей жертвой своего отступничества. Они, пока­завши людям порядок расположения звезд, как играющие в кости, ввели судьбу, которая чужда справедливости, ибо судья ли кто или подсудимый, такими сделались по опре­делению судьбы... демоны изобрели судьбу. Основанием к этому у них послужило помещение животных на небе. Ибо они удостоили небесной почести животных, с кото­рыми жили по низвержении с неба, пресмыкающихся, пла­вающих в водах, четвероногих, живущих в горах, для того, чтобы думали, что и они пребывают на небесах, и чтобы посредством расположения звезд убедить, что жизнь на земле чуждая разума, согласна с разумом; таким образом, гневлив ли кто или терпелив, воздержан или не воздер­жан, богат или беден кто, таким бывает от назначения тех, которые располагают рождением; ибо распределение зодиака есть дело богов. Если свет одного из них, как говорят, сильнее, то он отнимает славу у прочих, и кто побежден ныне опять может быть победителем. Они с удо­вольствием занимаются семью планетами, как игроки в кости. Но мы выше судьбы, и вместо блуждающих де­монов знаем одного Господа неизменного и, не подчиняясь судьбе, отвергаем и ее законоположителей».

Иоанн Дамаскин в своей известной работе «Точное изложение православной веры», цитируя св. Василия Ве­ликого, дает следующую характеристику астрологии: «Эл­лины говорят, что восхождением, захождением и сближе­нием звезд, а также солнца и луны управляются все наши деяния и этим и занимается астрология. Мы же, напротив, утверждаем, что ими даются предзнаменования дож­дя и бездождия, сырой и сухой погоды, а также ветров и вод, но не предзнаменование наших действий; ими они никоим образом не бывают. В самом деле, мы, созданные Творцом свободными, являемся господами наших дел. А если мы все делаем в силу течения звезд, то, что мы делаем, мы делаем по необходимости. То же, что происхо­дит по необходимости, не есть ни добродетель, ни порок. А если мы не имеем ни добродетели, ни порока, то мы не достойны ни наград, ни наказаний, равно же и Бог ока­жется несправедливым, подавая одним блага, другим скорби. Даже более того: раз все ведется и влечется не­обходимостью, то не будет ни управления Божия в мире, ни Промышления Божия о творениях. Сверх того, и разум будет нам не нужен, ибо, раз мы не властны ни в одном действии, то нам нет нужды что-либо обдумывать, почему всякое разумное существо в то же время есть существо свободное. Поэтому мы утверждаем, что звезды не бы­вают причиной ничего совершающегося в мире — ни воз­никновения возникающего, ни гибели гибнущего, но ско­рее служат предзнаменованием дождей и перемены воз­духа. Иные, может быть, скажут, что звезды являются если не причинами, то предзнаменованиями войн и что качество воздуха, зависящее от солнца, луны и звезд, раз­личным образом производят различные темпераменты, на­выки и расположения; но навыки отношения к тому, что находится в нашей воле, ибо они подчиняются разуму и изменяются под его руководством».

Минуций Феликс в своем «Октавии», говоря о рим­ских гаданиях и предсказаниях, пишет, что если в редких случаях эти предсказания и сбывались на деле, то это можно объяснить тем, «что между множеством ложных предсказаний какое-нибудь случайно могло попасть на истину» и что чародеи и астрологи, которые промышляют предсказаниями, «не только знают демонов, но и при по­мощи их совершают все свои проделки, похожие на чудо: по их внушению и влиянию они производят все свои чары, заставляют видеть то, чего на самом деле нет или, наобо­рот, не видят того, что есть. Первый из таких магов по словам и делам своим Сосфен (Остан)..., то есть, тот са­мый, который, как мы уже указывали, явился одним из первых распространителей астрологии в Элладе.»

Св. Иоанн Златоуст в своем поучении «О лечащихся от болезней волхованием» строго предупреждает, что нельзя ходить ко врагам Божиим волхвам и чародеям, ибо лучше умереть, чем к врагам Божиим идти. И что те, кто пользуется их услугами, умирает прежде времени и в му­ку вечную идут. Ибо тот, кто ходит к астрологам, «сам себя лишил помощи Божией, пренебрег ею и поставил себя вне Промысла, поэтому диавол как хочет, управляет и располагает их делами».

Преподобный Максим Грек, посвятивший целый ряд работ обличению астрологии, в одной из них, в частности, пишет: «Лживое, нечестивое учение звездочетцев и пред­сказателей судьбы человека по дням рождениям, не свы­ше и не от благодати Святого Утешителя, открытого хал­деям, эллинам и египтянам, но самыми лукавыми и человеконенавистными бесами, на погибель верующим». Да­лее, говоря о причинах совпадения некоторых предска­заний астрологов с реальностью, Максим Грек приводит слова Августина Иппонского: «...Это происходит не столько от небесных знамений, сколько от тайного внуше­ния сатаны, чему иногда, незаметно для себя подверга­ются человеческие умы, т. е. эти предсказания происходят сообща, от согласия с дьяволом». По мнению св. Максима Грека: «Этим ясно показал блаженный сей отец, откуда происходит бесовское сие учение, что диавол открывает последователям звездочетской науки то, что случится им когда-нибудь предсказать истинно, что бывает по внуше­нию демонов. Кто же из христиан, истинно, нелицемерно, верующий, согласится когда-нибудь получить знание такого сатанинского обмана и войти в собеседование с бе­сами? Разве только тот, кто пребывание с бесами предпо­читает вечной жизни. Предсказывают бесы, предусматри­вая иногда задолго вперед имеющее случиться, иногда и угадывают; но большей частью лгут, а потому не следует им верить, хотя иногда и сбываются их предсказания». О причинах, которые побуждают демонов входить в об­щение с людьми посредством астрологии, тот же святой говорит: «...знает вселукавый, что посредством обмана предсказаний он легко может отвлечь нас от Бога к себе, заставить верить, что звезды владеют нашими действиями и суждениями, когда же будет принята эта вера, то ни­сколько уже не будем, или очень мало будем заботиться о своих согрешениях, извиняясь неизбежностью влияния звезд. По нашествии же реальных обстоятельств, обвиняем в этом Бога, как создателя зла. Поступая так, мы по не­обходимости должны будем лишиться заступления от Бога, и тогда врагу удобно будет овладеть нами и свести нас на дно ада».

Итак мы видим, что святые отцы Церкви единодушно выступают против астрологии, обличая ее как разновид­ность магии, средство общения с демонами, а астрологов сравнивают с «падшими ангелами, обольщающими род человеческий», и строго запрещают общение с этими «вра­гами Божиими». Особого внимания заслуживает выска­зывание Татиана, показавшего безумие астрологов, кото­рые нарекли созвездия именами животных, планеты — име­нами ложных богов, а потом из характера последних ста­ли выводить судьбу человека или государства в зависи­мости от расположения этих «небесных тварей». Очень убедительно звучат доказательства Минуция Феликса, по­казавшего, что некоторые предсказания сбываются по двум причинам: 1) из-за случайного совпадения; 2) из-за чародейских действий гадателей, которые в ряде случаев могут узнать о грядущих событиях от демонов, которые или видели или узнали об этих событиях, или сами при­нимали непосредственное участие в их подготовке.

Предельно ясно показывает Иоанн Дамаскин, что не­бесными светилами даются лишь предзнаменования по­годы, а для человека, наделенного свободной волей и ра­зумом, звезды и планеты роль предопределяющего фак­тора в судьбе играть не могут.

Саня

  • Гость
Православная Астрология?
« Ответ #190 : 08 Ноябрь 2006, 01:39:57 »
вопрос не в том - наука астрология или лже-наука,
а в том, душеполезны или душегубительны занятия ею.
и в Библии и Св.Предании предельно ясно указывается (запрещается) занятие астрологией.

даже если эта тайная (?) наука аутентична (у знающих), правдива и т.д., то все равно приходит на ум аналогия с запретным плодом, сорванным в Эдемском саду с дерева познания Добра и Зла.

т.е.  можно ли сказать, что занимаясь астрологией и проч. подобными "науками"  мы уподобляемся согрешившим Адаму и Еве, нарушившим запрет Бога?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Православная Астрология?
« Ответ #191 : 19 Ноябрь 2006, 18:03:02 »
Об астрологии в иудаизме (кратенько и познавательно): http://grenzlos.livejournal.com/85888.html