Я не понимаю, какие могут быть дискуссии о Сведенборге у ПРАВОславных? Все мы люди грамотные, поэтому читали святоотеческое писание и современных авторов, в которых постоянно проводится мысль о том, что ангелы, а тем более Бог, являлись только святым или к тем избранным, кто крайне нуждался в этом... При этом эти люди прекрасно осознавали свое недостоинство для подобных проявлений Милости. Даже совет всем известен о том, что нельзя относиться с доверием к видениям небесных сил, поскольку и сатана прикидывается ангелом света, как предупреждает об этом апостол Павел.
А тут я читаю книгу «Стриндберг и Ван Гог» Карла Ясперса, ссылку на которую порекомендовал viktor, и в главе о Сведенборге читаю выдержку из его самоотчетов:
«б) 1745 год (по сообщению Робсама, который утверждает, что дословно передает собственноручное описание события Сведенборгом; Lamm, s. 176.): «Будучи в Лондоне, обедал я, припозднившись, в одном подвальчике… Был я голоден и вкушал с хорошим аппетитом. Под конец обеда заметил я что-то смутное перед глазами моими; а потемнело, и увидел я, что весь пол покрыт отвратнейшими гадами ползучими, змеями, кротами и прочими подобными созданиями. Удивительно мне стало, ибо пребывал я в полном рассудке и ясном сознании. Наконец, заполонила все темнота, да вдруг и раздвинулась, и увидел я в углу комнаты человека сидящего. Но, быв совсем один, испугался я при слове его: „Не ешь так много». Снова сделалось у меня темно в глазах, но так же скоро и просветлело… От столь неожиданного испуга поспешил я домой… И шел я к дому, но в ночи явился мне все тот же человек, и не было у меня испуга на этот раз. И сказал он, что он Господь Бог… и что избрал он меня, дабы изложить людям духовное содержание Священного Писания… И во убеждение мое в ту же ночь открылся мне духовный мир, и ад, и небеса, где я узнал много знакомых по положению моему; с того дня отринул я всю мирскую ученость и трудился над предметами духовными… С тех пор весьма часто открывал мне Господь телесные очи мои, так что я средь бела дня в иную жизнь заглянуть мог и в бодрственном состоянии с ангелами и духами беседовать».
Это какой же такой безупречной жизнью заслужил Сведенборг подобное?
Факт тот, что согласна с диагнозом, который ему поставили – шизофреник. При этом Ясперс справедливо отмечает «И наконец, великих мистиков, имевших творческие мысли (Плотина, Майстера Экхарта, Фому Аквинского), не следует рассматривать ни в качестве истериков, ни в качестве шизофреников — их вообще не следует рассматривать в качестве патологических личностей».
Так что давайте не будем тратить время на чтение бреда сумасшедших.