как отличить бизнес в том числе и церковный, который имеет сам в себе и в торгующем благодать Божию, а какой не имеет.
Также как видеть и различать Божие и человеческое, взирая на человека как на икону Божию. Сие различение есть дар Духа Святого.
По плодам коммерческой деятельности судить можно пытаться - приблизительно, оценочно, принимая возможность серьезной ошибки в оценке.
Схема рассудочной оценки.
1. Деньги во власти князя мира сего, посему их присутствие будет, в лучшем варианте, нестабильным компромиссом между лукавым даром и Божиим благословением.
2. Распоряжаться такими деньгами (и умножать их) ради Бога могут немногие и не на длительном отрезке времени, поскольку велика сила извращения.
3. Применительно современных стран (преимущественно) православного вероисповедания можно сказать, что в них бизнес поставлен самым дурным образом по отношению к другим (пост)христианским государствам. Также и социальное служение, по кр. мере, в русском православии находится в зачаточном состоянии по сравнению с католицизмом, протестантизмом и даже неохаризматиками, и развиваться оно начинает, скорее, под давлением со стороны общества и государства, а не из внутреннего побуждения. На основании вышесказанного нередко делается вывод: православие - самая оторванная от жизни и нужд людских религия. Что это - благословение или проклятие? Крушение Росийской Империи и век атеизма - благословение или проклятие страны и русского православия? Если мы отвечаем: благословение, то ответ надо искать много дальше церковного бизнеса и социальной концепции, принятой в 2000 году, - формальной и не работающей. Если говорим: проклятие, то век православия сочтен, вслед за веком атеизма грядет постхристианская эпоха, которая поставит (внешнее) православие на колени, если не на горох, то на золотые монеты.