Исихазм

Автор Тема: Делатели непрестанной молитвы в миру  (Прочитано 43540 раз)

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Делатели непрестанной молитвы в миру
« Ответ #30 : 14 Август 2005, 19:23:22 »
Цитата: Lilya
Почему бы авторам сайта, а также тем, кто заинтересован в распространении исихастской традиции, не поведать миру о СОБСТВЕННОМ пути к Богу?

А поймут ли :-))) ?

Слово сие проповедуется между опытными, как прохладная вода ведения, которая подобает мужам. Младенцам же необходимо предпочесть тёплое молоко первых учений, поскольку вода непривычна способу их питания, а прохлада бывает причиною уклонения от здоровья.

Многие говорят, что Бог справедлив, и Церковь не противоречит этому. Но когда дело касается каждого и малые согрешения превышают меру памяти, тогда не бывает у человека упования прощения и молитва его не может отыскать никакой причины для дерзновения чистоты. Ибо в такое время некоторый вид усталости греха препятствует прощению, представляя меры согрешения и труда [1] равными, и законом справедливости умаляя истину надежды. По этой причине весьма многие удерживаются от необходимой им радости, приятной Божественному Духу на обновление жития и совершение добрых дел и, будучи в неведении о великодушии [2] Божием, измеряют его собственной мерой рассуждения. И оттого закосневают в области греха, не находя в себе силы подвигнуться на труды исправления, равновременные совершённому злу. И всё это свойственно младенческому разуму, пребывающему в недоведении истины.

Когда же опытный приводится грехом на суд справедливости, тогда сразу вспоминает он слово Спасителя душе, которую уловили законники в прелюбодействе: «…Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши»(Иоан, 8.11). И, не приходя в спор с учением о справедливости, дерзает таковой поверить спасительному слову милости, и, когда таковое безумие его веры приходит в изумление от того, что Бог не имеет осуждения многовременному греху ради его оставления, тогда приводятся в изнеможение дьявольские умы, не находя в мысли человека привычного закона, и становятся по бессилии своём как бы исчезающими тенями. И в самом прощении отыскивает такой человек необходимую силу исправления. Ибо долг благодарения более обязательства суда, и отдавать его, по причине содействующей благодати и радости, бывает душе удобнее.

Когда же приходит кто в меру своего опыта, то во всяком случае и слове Божием привыкает он отыскивать причины радости и ожидать дарование обновления чувств, чтобы более послужить Богу в благодарении милости, нежели в сокрушении скорби, особенно же когда бывает кто в положении многого общения с ближними ради их ободрения на пути [3]. Впрочем, дар сей [4] бывает подаваем от Бога не прежде, нежели отвергнется человек всякого разума от этого мира и сложности навыка его ради простоты откровения веры.

Ибо с удивлением милости прощения следует исповедание силы [5] и познание слабости [6]. А ведение последнего не может оставаться у человека без сокрушения. «В немощи» же человеческой «сила Божия совершается» (2Кор, 12.9) свободно и бепрепятственно. Богу нашему Слава. Аминь.

----------------------------------

[1] труда исправления,
[2] русское слово «великодушие» по славянски – «долготерпение»,
[3] на пути спасения,
[4] сила прощения в совести мелких согрешений,
[5] силы Божией,
[6] слабости человеческой.
Простите меня

Лена

  • Гость
Делатели непрестанной молитвы в миру
« Ответ #31 : 15 Август 2005, 08:27:57 »
Спасибо, Сергей.
   Однако, уже давно есть вопрос.
Грехи, забвенные на исповеди, грехи, которые ещё не вижу, не воспринимаю как грех, они не прощаются, да? Получается, как снежный ком, от исповеди к исповеди, копятся и копятся.
  Как Вы думаете?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Делатели непрестанной молитвы в миру
« Ответ #32 : 15 Август 2005, 13:14:35 »
Мы часто воспринимаем грехи как отдельные от нас вещи, словно они - гнилые яблоки в кармане, которые можно выкинуть по очереди. Скорее, мы подобны неухоженным и больным деревьям, что приносят сразу же подпорченные плоды. Сначала мы срываем эти видимые плоды (на исповеди), затем обнаруживаем, что не здоровы ветви, потом видим, как болен ствол, и в конце выясняем, что корни подъедены и это они гонят вверх гнилой сок. Невозможно сразу прозреть на свои нездоровые корни, посему лечением ветвей и ствола полностью болезнь не изымается - вновь поступает из ада нашей души сок с впрыснутом в него ядом тли, и опять портятся плоды нашей жизни. Посему исповедь есть всегда постепенное самоуглубление, вхождение и стояние во аде своей души.

Лена

  • Гость
Делатели непрестанной молитвы в миру
« Ответ #33 : 15 Август 2005, 13:24:07 »
Это-то понятно. Яблочки собрали, а яблонька жива. Так страшно то, что знала, а-не сказала, забыла. Значит, что? Не болит. Что болит, то и сказала. Стоп, ребята, так это я от самости мучалась? Как это я-и не сказала?! Спаси Господи, раб Твоих за вразумление мя, грешныя!

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Делатели непрестанной молитвы в миру
« Ответ #34 : 18 Август 2005, 08:35:08 »
Лена,
Бог Вам в помощь. Грехи, кстати, и раскаяние не подлежат методу сложения и вычитания математики. Здесь несколько иная логика и бывает так, что 1+1+1+1=0, если человек раскаивается и исправляется :-)))))))))))))) Вообще истинное покаяние, говорят отцы, это не перечисление на исповеди своих грехов, а нечто из области следующего:
1) если грех оставлен и уже не появляется никак, то это скорее всего означает прощение его,
2) безропотное терпение скорбей - есть истинное покаяние,
3) раскаяние перед Богом наедине дарует прощение (даже помимо таинства в храме, которое, по слову свт.Феофана, нужно нам, чтобы чувствовать себя надёжнее о прощении)
и т.д.
Простите меня

Vladinir

  • Гость
Делатели непрестанной молитвы в миру
« Ответ #35 : 18 Август 2005, 09:32:44 »
Цитировать
раскаяние перед Богом наедине дарует прощение (даже помимо таинства в храме,

Про это написано у Иоанна Златоустого. Но исповедь в храме, которую слышит не только Господь но и  священник, кроме того еще и уязвляет гордыню исповедающегося.Осознанный грех Господу исповедать легко. При свидетеле труднее т.к. хочется выглядеть пригляднее в глазах других.

stranik

  • Гость
Делатели непрестанной молитвы в миру
« Ответ #36 : 02 Октябрь 2005, 01:46:56 »
V Zapiskah stranika opesan prostoi miryanin,v Monastyre gde eto pehatali,praktikovali no rezultat byl udivitelnyi.Monah poluchil 10 let turmi,drugoi uehal iz monastyry v Puerto Riko,Russkaya Pravoslavnaya tserkov ot nih otkazalas,plachushuu ikonu kotorya mirotochila mnogo let priznali posle suda loznoi.Sobytiya opisany o chem govoryt,delatelya etoi molitvy i Rossii vygnali s Afona,seychas gdeto na Kavkaze,drugih obvinili v muzelozstve, a te kto spokoino treby sovershal,litii,ponihidy,kak byli pravoslavnye tak i ostalis.Prichem eti sluchai proizoshli s ludmi raznyh natsionalnostey na raznyh meridianah,gonenie po vsemu miru,ili tak sovpalo.Est li etomu prichina v cheloveke libo zlyee sily ne daut spasatsya,otnimaut prostoe sredstvo,nepreryvnaya molitva,pamyat Spasitelya i nepreryvnyi post.Nekotorye o poste molchat,a ot ozireniya idet pomrachenie uma chto vyzyvaet besov upravlyt etim umom.Tolstyi duhovnik ne tak uz bezobiden,hoty dobry byvaut pomrachenye demonom umom.Post i molitva,eto Bog dal nam sovet.Spasaytes.

Kosach

  • Гость
Делатели непрестанной молитвы в миру
« Ответ #37 : 15 Октябрь 2005, 18:10:45 »
Почему-то часто встречается здесь на форуме немного невнятное отношение к послушанию в миру. Про монастырское послушание понятнее вроде бы - еще при входе в монастырь новоначальные знают о нем. Не всем в миру посчастливилось окормляться у прозорливых старцев. Но смирение и молитва претворяют в жизнь наши стремления по благодати Божией. И тогда совет любого духовника, к которому обратился с верой в промысел Божий может быть на пользу душевную. Послушание в миру желанно и необходимо, особенно кто готов со смирением вступить на путь внутренней молитвы. Опасность велика - и о ней предупреждают все опытные молящиеся и молитвенники. Каковы твои силы? Каково твое постоянство? Каковы твои жизненные и семейные обстоятельства? Безусловно, в идеале хорошо иметь одного духовного наставника - и время от времени "фильтровать" себя в беседе и исповеди с ним. Но не менее полезно бывает сохранить постоянным некое малое послушание, данное один раз у незнакомого священника (например, во время паломничества в монастыре иеромонах благословил ежедневно непременно прочитывать 35 Иисусовых молитв - не больше, но и не меньше) . Молиться надо о даровании духовного наставника, Господь такие просьбы не оставляет без внимания, просто не сразу это исполняется.  Без наставника, или хотя бы без регулярности исповеди очень легко нарушить грань  и скатиться в самомнение, гордыню и т.д. - вот тебе и прелестные мечтания, и видения... Вот видимо,  ставление себя на ступеньку спрашивающего, слушающего, внимающего и слушающегося дает право  дает право называться послушником и в миру. Но нельзя забывать о том, что и молитва и послушание не должно быть без рассуждения - Господь ведь и разум дал нам не зря.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Делатели непрестанной молитвы в миру
« Ответ #38 : 13 Апрель 2008, 17:17:36 »
Послушание является обязательным условием для монахов, практикующих умное делание. Для мирян наличие святоотеческого предания заменяет отсутствие старца. Послушанием в данном случае является сами мирские обязанности, выполняемые без внутреннего ропота.
когда не смиряешься, бесяры могут сильнее давить, поэтому лучше быть под наблюдением хотя бы. а гораздо лучше когда на исполнении "послушаний" добровольно смиряешься, тогда бесам это как ножом по горлу ну или по венам ). так сказать запас прочности
а вообще дорогие участники есть ли у кого духовники?

d'URIMAR fossoris

  • Сообщений: 1039
    • Просмотр профиля

Re: Делатели непрестанной молитвы в миру
« Ответ #39 : 13 Апрель 2008, 17:37:41 »
 Уменя духовник исихаст.Он прямо требует борьбы со страстями и трезво говорит,что не будет никакой радости духовной,если прежде не пострадать в борьбе со страстями и с немощами.
Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, Υἱὲ του Θεοῦ, ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν!

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Делатели непрестанной молитвы в миру
« Ответ #40 : 13 Апрель 2008, 18:53:52 »
Мой покойный духовник был исихастом, но на мои неоднократные просьбы о благословлении на Умное Делание всегда отвечал однообразно: "Леня, не торопись, все у тебя будет, а сейчас просто чаще будь со мной". Очевидно, по его представлениям само пребывание в "поле" молитвенника ненасильственно вводит в молитвенную практику.
Он молилися непрерывно, это было очень заметно, даже отвечая на мои вопросы или общаясь с паствой. Отвечал всегда полностью включенным, но с небольшой малозаметной раскачкой.
После него я не стал искать себе другого духовника. Никто не мог в моем представлении сравниться с ним по силе духа.
Мне был, однако, послан священник в качестве близкого друга и скрупулезного и дотошного исповедника, но к моменту его появления в моей жизни я уже молился сам по себе.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

stranik

  • 3
  • Сообщений: 2635
    • Просмотр профиля

Re: Делатели непрестанной молитвы в миру
« Ответ #41 : 19 Июль 2008, 09:26:41 »
Мне почемуто в миру послушания кажутся какими то совершенно Богопротивные...Богу ота возня не нужна.Причем я вижу эту возню..Человек уцепился за бизнес-и не Бог его питает а бизнес...Батюшки лупят не благословения а шалбаны на такие дела.Сколько сил растрачено и тратятся далее.Патриарх всея Руси заявил что Русская Зарубежная Церковь потеряла русскость и эта была причина соединения с МП.Но несмотря на это тут еще и перебирают кого подпустить к себе-кого прогнать.Недавно ездил по обителям-руским и не руским заехал поглядел как у Бенедиктов дела.Они то до раскола еще как то существовали.Здоровенная церковь у монахинь -огромные финиковые пальмы,апельсины,лимоны-все ухожено-здание огромное-строили очень давно,все в хорошем состоянии. Стало все заметно ослабевать-воссоединение не произошло-а наладили как мне сказали молитвенное общение-причашатся уже можно и там и тут все.Пока так-а там видно будет-отношения не простые.А мир все топчит один другого-все свирепее.И главное какая то безбожная совершенно система оценки дела.И в этом долг каждого быть участником.Вот из мусора извлек послание из Русской Миссии Иерусалимской которая в Манхетене-шлите деньги.Я им говорил пошлите меня туда-только бумагу-а я уже как то с Божией помощью доберусь-чем смогу помогу..Не стали заниматься .Ну вот в мусоре письмецо-и я тут-а мог бы быть там..Иной раз думаю труды в миру не на хлеб на сей день-а кому то на пьянки-гулянки..Потому рыбаки и строители пошли проповедывать с Иисусом Христом-а те кто обязан по их должности делать -перестали делами заниматься.Молитва в миру не легкая.Прошу помощи у Господа на дело-а к чему это дело?.Смотрю на семьи рабитые глинянные горшки поприлепились как попало.Разведеные-сведенные как они живут в таком виде-непостижимо.Молятся вместе ну такова судьба ..Ну что трудно выкинуть игральные автоматы из помещений и поместить туда врачей-по сменам-пусть бы лечили всех бесплатно-зачем душат свой народ -непонимаю.Тут то ладно -своих нету,кто попало-чего меня жалеть-понаехали понимаеш.Ну вы то у себя или в гостях у президента и его команды.Вы себе не хотите сделать хорошо по христиански,или это законом запрещено.?Патриарх заявил что церковь не может в изоляции жить от государства-раньше могла теперь уже нет..Молитесь и трудитесь с миром вместе.Экуменизм плюс совместные дела..У страника спрашивал священик зачем ты из прихода уходиш.Тот говорит бегу от мира-уединяюсь.Он говорит церковь есть сиди тут спасайся как все невыдумывай.Это святые подвижники уединялись,а ты что.А тот и говорит -святой Василий Великий бежал от мира,то чего мне в миру сидеть..Причем не условно-а конкретно в теле. 

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Делатели непрестанной молитвы в миру
« Ответ #42 : 24 Сентябрь 2010, 18:50:15 »
нашел более-менее подходящую тему (из незакрытых)
и хочу запостить здесь фрагмент наставлений ФЗ.
Надеюсь, для кого-нибудь это станет полезным практическим наставлением и компасом в бесконечном споре - где обрести подлинную пустынь. :-)

О пустынножительстве в миру

Цитата: Феофан Затворник
Есть удаление от мира телом – это удаление в пустыню. Но есть удаление от мира, не выходя из мира, – удаление от него образом жизни. Первое не всем уместно и не всем под силу, а второе для всех обязательно и всеми должно быть выполнено.

И вот к сему то приглашал нас святой Андрей в своем каноне, когда советовал удалиться в пустыню благозаконием.

Итак, брось обычаи мира, и всякое твое действие, и всякий шаг так совершай, как повелевает благий закон евангельский, и среди мира будешь жить, как в пустыне.

Между тобою и миром сие благозаконие станет как стена, из-за которой не виден будет мир. Он и пред глазами у тебя будет, но не для тебя.

У мира будут свои чередования изменений, а у тебя – свой чин и свои порядки. Он пойдет в театр, а ты в церковь; он будет танцевать, а ты класть поклоны; он будет на гулянье, а ты дома в уединении; он в празднословии и смехотварстве, а ты в молчании и богохвалении; он в утехах, а ты в трудах; он в чтении пустых романов, а ты в чтении Божия слова и отеческих писаний; он на балах, а ты в беседе с единомысленным или с духовным отцом; он в корыстных расчетах, а ты в самопожертвовании; он в мечтаниях страстных, а ты, в богомыслии.

И так начертай во всем себе правила и заведи порядки жизни, противоположные обычаям мира, и будешь в мире вне мира, как в пустыне. Ни тебя не будет видно в мире, ни мира в тебе. Ты будешь в мире пустынножитель.


я нашел это наставление в т.н. "Келейной книжице" о.Иоанна Крестьянкина - он себе выписал этот фрагмент в книжицу наряду с прочими.
Потом я уже нашел полный текст в сети:
"Два мощные способа, чрез кои устояла святая Мария Египетская
в борьбе и одолела грех"
http://www.shamordino-m.ru/articles.php?do=viewart&id=4&cat=18

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Делатели непрестанной молитвы в миру
« Ответ #43 : 24 Сентябрь 2010, 19:17:15 »
В моей личной системе ценностей есть два противоположных понятия: вовлеченность и отрешённость. Не помню точно, когда и как возникло ощущение отрешённости, но оно позволяет быть полностью и достаточно активным в миру, плюс адекватным, а при этом видеть всё окружающее и отношения с другими как бы сквозь совершенно прозрачную преграду, помогающую хранить непрерывную в сердце молитву.
Отрешённость похожа на то, когда слегка скашиваешь глаза, глядя в даль: появляется псевдо-плоское изображение реальности (суфийское упражнение, кстати, да и в "Махамудре Упадеше" есть намёк).
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Делатели непрестанной молитвы в миру
« Ответ #44 : 24 Сентябрь 2010, 19:19:02 »
Это наставление свт.Феофана звучит воодушевляюще (да для него вообще характерно умение воодушевить читателя). Но у свт.Феофана  написано лишь начало.
А продолжение - пишем мы сами, каждый своей жизнью. И, наверное, каждый, кто пытается следовать умному деланию в миру, знает, какие атаки мир устраивает  на твою "пустыню". Сколько сооружаемых тобою "пустынь" будет разрушено, сметено в одночасье, разорвано в клочья и тем миром, что вовне, и тем миром, что в тебе.
И сколько времени пройдет, прежде чем ты начнешь различать те нити, которые тебя накрепко привязывают к миру.
А главное, сколько времени пройдет, прежде чем перестанешь сооружать искусственные "пустыни", но увидишь вдали ту настоящую пустынь, которую уготовал тебе Господь. И поймешь, что пустынь эта рядом, только идти к ней трудно со свинцовыми гирями на ногах и камнями за спиной.
Но это лишь вторая глава.
А продолжение должно последовать :)