Исихазм

Автор Тема: Попробуем разобраться в нашей психологии  (Прочитано 72171 раз)

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Попробуем разобраться в нашей психологии
« Ответ #75 : 25 Ноябрь 2005, 15:46:59 »
+++1)"фелима", природная воля, состоит из трех частей: вожделевательная, гневательная и словесно-разумная. То есть для себя перевожу – хочу, устранить помеху и как сделать.
+++2)гномическая воля – фелима и индивидуальные "хотение" (βουλή) и "рассуждение" (κρίσις).
+++Но ведь фелима уже содержит в себе  ХОЧУ  и  КАК. То есть фелима – потенция, а гномическая воля – энергия?

Нет природная воля (фелима)  -- это "просто хочу (материального)", "просто гневаюсь" и "просто хочу (словесного)". Это базовые влечения любого человека и относятся к природе.

Но "хотеть чего-либо определенного (материального или словесного) и определенным способом" и "гневаться на кого-либо определенным образом" это свойственно определенному человеку в конкретное время, то есть свойственно ипостаси.

Первое -- природная воля, второе -- ипостасная воля. Ипостасный механизм воления раскладывается на несколько стадий, среди которых гноми, крисис и проэресис.

++Честно говоря, я думала, что Вы благородный человек. Хотя если бывший физтех (сужу по сообществу в ЖЖ), то тогда все понятно.

Ничего подобного, я бывший физтех и человек совершенно не благородный. А насчет Виктора зря Вы беспокоитесь, он это переживет, да и врядли вообще всерьез воспринимает, как и я.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Попробуем разобраться в нашей психологии
« Ответ #76 : 25 Ноябрь 2005, 16:52:04 »
Евгений, у отцов Церкви нет четкого единогласия в вопросах воли, хотения, желания, влечения или стремления. Даже исходя из взгляда Аристотеля на волю, Отцы приходили к разным мнениям. Даже, к примеру, комментируя взгляд Климента Александрийского на волю и желание, Максим Исповедник и Иоанн Дамаскин приходили к различным выводам.
Тема такая...ее не "задогматизируешь". :D

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Попробуем разобраться в нашей психологии
« Ответ #77 : 25 Ноябрь 2005, 17:12:05 »
Цитата: Igor
Евгений, у отцов Церкви нет четкого единогласия в вопросах воли, хотения, желания, влечения или стремления. Даже исходя из взгляда Аристотеля на волю, Отцы приходили к разным мнениям. Даже, к примеру, комментируя взгляд Климента Александрийского на волю и желание, Максим Исповедник и Иоанн Дамаскин приходили к различным выводам.
Тема такая...ее не "задогматизируешь". :D


Но все-таки придется, наверно, отталкиваться от самого развитого учения о воле -- у св. Максима и развивать его дальше и в том же направлении. Другого пути, наверно, нет.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Попробуем разобраться в нашей психологии
« Ответ #78 : 25 Ноябрь 2005, 18:10:03 »
Цитата: Евгений
Ипостасный механизм воления раскладывается на несколько стадий, среди которых гноми, крисис и проэресис.


Да, это пожалуй ключевой момент. Акты крисис и проэресис всегда присутствуют, но в обычном состоянии совершаются бессознательно, свобода проэресис (решающей воли) не осознаётся. В состоянии трезвенной молитвы любой помысел исходящий из гноме осознанно подвергается рассмотрению-крисис  (не обязательно рассудком, но как бы созерцательной частью ума), проверкой соответствия Логосу и принятием осознанного волевого решения-проэресис (принимать или не принимать, последнее чаще всего). В преображённом состоянии гноме отсутствует, а крисис и проересис пребывают в состоянии непрестанного единого созерцания-действия в Боге в соответствии с Логосом.

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Попробуем разобраться в нашей психологии
« Ответ #79 : 25 Ноябрь 2005, 21:05:47 »
Евгений из Москвы писал: "...(некомпетентен)В чем? В том, как понимает страстность христианство? Представьте себе, оно понимает страстность именно как психическую болезнь. Понятие психической болезни появилось задолго до появления психиатрии и психиатров. "
 
Евгений из Вавилонской блу... из Москвы, видимо, хорошо осведомлен как понимает страстность христианство и уж наверное отождествляет себя с православием. А уж что такое психическая болезнь - так тут у него сомнений вообще нет, кажется. Рядом с таким умом прямо маленькой извилиной себя ощущаешь. Надеюсь, он побыстрее фюре... батюшкой станет и бесноватые от его мощей  :saint исцеляться будут. ....
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Попробуем разобраться в нашей психологии
« Ответ #80 : 25 Ноябрь 2005, 21:11:44 »
Да бросте Вы уже viktor, проехали, давайте по делу.
Простите за напоминание, но как насёт "левой щеки"? А то ведь какое-то уж очень теоретическое христианство у нас получается, одна сплошная "психология".

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Попробуем разобраться в нашей психологии
« Ответ #81 : 25 Ноябрь 2005, 21:18:40 »
Да какая сплошная психология, Евгений??? Где обсуждение хоть одного психологического современного понятия на языке Православия???
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Попробуем разобраться в нашей психологии
« Ответ #82 : 25 Ноябрь 2005, 21:21:10 »
Цитата: viktor
Да какая сплошная психология, Евгений??? Где обсуждение хоть одного психологического современного понятия на языке Православия???


Ничего, потихоньку осилим. И потом, Вы ведь тут единственный специалист по психологии, так что Вы и говорите а мы будем слушать. А мы говорим то что сами знаем - из опыта и св. отцов. Так и получится диалог.

kopeck

  • Сообщений: 148
    • Просмотр профиля

Попробуем разобраться в нашей психологии
« Ответ #83 : 23 Февраль 2006, 14:51:49 »
Цитата: Evgeny
Я вообще-то не надеюсь в этой теме прийти к какой-то четкой и определённой схеме устроения человека (хотя кто знает, может и найдутся люди которые смогу всё разьяснить)


Могу подсказать схему , про которую со 100% уверенностью можно сказать , что она неправильная.   Тот кто знает хорошо Св. Писание (в отличие от меня) возможно сможет ее дополнить и составить правильную .  
Для начала – просто удивительно,  почему основоположники христианской антропологии  взяли за основу не ветхозаветную православную, а эллинскую языческую? Интересно, что  один из основателей – Евагрий Понтийский был объявлен еретиком, а вот учение его используется вовсю разными Св. Отцами. Другой корифей – Немесий Эмесский, так же использовал в своей «Христианской антропологии» учения Платона и Аристотеля.

А вот интересные мысли  об устройстве души человека по Св. Писанию. Вернее об ее неправильной схеме. Неоднократно в Писании проскакивает некая зловещая матрица животного с 10 рогами- например у пр. Даниила. Причем 3 рога выпадают и на их месте вырастает 1, говорящий «гордо и богохульно». Еще 2 таких  животных встречаем в Откровении – зверь с 7 головами и 10 рогами, выходящий из моря и красный дракон с 7 головами и 10 рогами, с той разницей, что короны у дракона были на головах, а у багряного зверя на рогах.  Я думаю это некие структуры и процессы в человеческой душе, одновременно проецируемые на все человеческое общество, в коем эти матрицы в конце концов должны осуществиться. Мне кажется что 10 рогов очень смахивают на 10 сефирот  из каббалистического древа жизни. Из текста Откровения однозначно можно сказать, что св.Иоанн Богослов был знаком с этим учением. Правда скорее всего в то время это учение было несколько иное, еще не подправленное иудаизмом. Итак кратко о сути учения:
Существуют 4 мира (вспомним о сне царя из книги пр.Даниила о 4-х животных, - не эти ли миры ?)  ( Оламот):.
Вышний Олам называется Ацилут (Эманация, Излучение), то есть мир, предшествующий всему сотворенному.  
Брия (Творение),
Йецира (Формирова-ние)
Асия (Созидание) – наш материальный мир
Каждый мир состоит из 10 сфирот:
Кетер – Венец – высшая сфера этого мира и одновременно низшая сфера более высшего мира,
Хохма  - Мудрость,
Бина  - Разум.
Хесед – Милосердие
Гевура - Строгость
Теферэт – Чувство прекрасного
Нецах - Справедливость
Год - Величие  побед духа над материей, деятельного над пассивным, жизни над смертью.
Йесод - Основание, Фундамент -  основа всех верований и истин
Маль-хут - Царство – низшая сфера этого мира и одновременно высшая сфера более низкого мира
Так же устроен каждый человек. Везде циркулируют различные виды света – ОР, энергии КЛИ, присутствует там и духовное сердце – масах.
http://www.kabbalahgroup.info/~nightkab/uroki/Kabbalah_for_Dummies/rus_TRANS_HakdamaPiHaham_16-09-05.html
http://www.psychotechnica.ru/ocherck.html
http://lib.hsgm.ru/?page=cat&cat=118
Вот такое навороченое учение.

А дальше то чего уже нет в каббале, это только из христианской антропологии:
7 ГОЛОВ у зверей –  это это очень сильно смахивает на 7 страстей:
чревоугодие, блуд, сребролюбие, печаль, гнев, уныние, тщеславие
причем когда зверь ранен и 7 страстей побеждены – рождается самая страшная – 8-ая, одна из 7-ми – ГОРДЫНЯ (голова говорящая "гордо и богохульно"), ее обладатель в конце Откровения отправляется в озеро из кипящей серы.
Пр. Даниил сообщает что условием для возникновения 8-й страсти является замена каких-то 3-х из 10 сефирот на какую то 1-ну
Если это неправильная схема, то какая же правильная ? А правильная та, где есть не 10 а 12 сефирот. 12 – правильное число как в Ветхом, так и в Новом Заветах.
Мало того куда то изчезают 10 колен Израиля – ЭТО ОЧЕНЬ СТРАННО, куда могло пропасть столько народа ? Но это хорошо можно объяснить так – 2 колена Израиля остались у Бога, а 10 пропали для Него, они , будучи в Вавилонском плену ударились в эту самую каббалу 10 сефирот. А физически они никуда не девались – ОТПАЛИ ОТ БОГА и растворились среди народов Вавилона.

Может я в чем и ошибаюсь, просто это была попытка привести пример
еще одной  версии анатомии души человека - ближневосточной,
Это попытка посмотреть на антропологию другим взглядом.


Александр

kopeck

  • Сообщений: 148
    • Просмотр профиля

Попробуем разобраться в нашей психологии
« Ответ #84 : 24 Февраль 2006, 10:40:21 »
Аналоги сефиротам в других восточных учениях:

10 ламаистских  добродетелей: защита чужой жизни, щедрость, целомудрие, кротость, правдивость, миротворчество, смирение, милосердие, сострадание, стремление к истинному учению.

10 индуистских  добродетелей:  терпение;  честность;  смирение и вежливость; щедрость;  мудрость в действиях; способсность жертвовать чем-либо;  концентрация силы в действии;  мудрость воздержаться от неправильного действия;  свобода от гнева;  свобода от злого умысла в душе;

10 принципов ямы: непричинение вреда, правдивость, не укради, нестяжание, воздержание, терпимость к инакомыслию, доброта, простота, смиренномудрие.

10 библейских заповедей - ну это известно.


очень похоже  на то, что 7 голов - 7 страстей , 10 рогов - 10 добродетелей, 2 противоположные группы свойств человеческого сердца. Обычно они уравновешивают друг друга.
Любые же перекосы например если убрать 7 страстей - ведут
к возникновению еще более страшной - 8-й (в случае если положительных качеств только 10 а не 12)

kopeck

  • Сообщений: 148
    • Просмотр профиля

Попробуем разобраться в нашей психологии
« Ответ #85 : 28 Февраль 2006, 10:53:16 »
По всей видимости зверь описанный св.Даниилом и св.Иоанном – духовное сердце.
Тело зверя – та самая скрытая часть айсберга, а рога и головы – то что проявляется на поверхности. Кроме 10 главных таких свойств-рогов – добродетелей (терпимость, щедрость, справедливость, смелость, честность, милосердие, мудрость, вера, надежда, любовь, ) которыми наделяли сказочных героев есть еще 2 свойства, которые в язычестве добродетелями не считаются – страх и покорность силе.
По видимому, это те 2 свойства, которые превращаются в добродетели, когда из НУСА в СЕРДЦЕ сходят 12 апостолов.  Это Страх Божий – памятование смерти и Кротость и Смирение перед волей Божией.
У св. Даниила описано сердце язычника, самостоятельно победившего свои 7 страстей, и вырастившего 10 добродетелей, но при этом 3 последние добродетели заменились гордостью.   Всего же у каббалистов известно 70 свойств души. И общее число апостолов   было 70.

Инок

  • Гость
О свободе воли человека
« Ответ #86 : 15 Май 2006, 13:33:35 »
Дорогие участники форума, разрешите мне вставить свои 5копеек относительно воли человека. Перед тем как поделюсь своим опытом и пониманием,сразу приведу слова авторитетов церкви:Хотение и действие в человеке определяет Бог. Или:...и не введи нас во искушение...; или:не то творю что люблю, а то что ненавижу..Ну и так далее. Вдумайтесь в эти слова,каково должно быть понимание человека который говорит такое? Ни о какой свободе воли не может быть и речи . Другой вопрос что мы воспринимаем свою волю как свободную и отдельную от Божией . Имеем многие мысли на этот счет, желающим пообщаться по этой теме и по многим другим присылайте свои сообщения 4pavell@mail.ru :pope

kopeck

  • Сообщений: 148
    • Просмотр профиля

Re: О свободе воли человека
« Ответ #87 : 18 Май 2006, 12:41:52 »
Цитата: Инок
приведу слова авторитетов церкви:Хотение и действие в человеке определяет Бог. Или:...и не введи нас во искушение...; или:не то творю что люблю, а то что ненавижу..Ну и так далее.


А вот еще:
Бог Моисею: - "Ты пойди к фараону, а я ожесточу его сердце"

Цитата: Инок
Ни о какой свободе воли не может быть и речи . Другой вопрос что мы воспринимаем свою волю как свободную и отдельную от Божией .


Да нет, у нас реально абсолютно свободная воля - но только в одном
вопросе - с Богом мы или нет. Согласны мы исполнять добровольно Его волю или нет.
А в остальном конечно же мы сами ничего не можем. даже сатана
исполняет волю Божью

Нaталia

  • Сообщений: 33
    • Просмотр профиля

Re: Попробуем разобраться в нашей психологии
« Ответ #88 : 22 Февраль 2008, 00:22:53 »
 Вот не знаю, в какую тему воткнуть эту информацию, которая кажется мне достаточно важной для людей, занимающихся религиозной практикой.
Карл Саган Драконы Эдема
Рассуждения об эволюции человеческого разума

"В наиболее древней части человеческого мозга находится спинной мозг, продолговатый мозг и варолиев мост (которые вместе образуют задний мозг) и, наконец, средний мозг. Комбинацию из спинного мозга, заднего и среднего мозга Мак-Лин называет «нейрошасси». Оно включает в себя все необходимые механизмы для воспроизводства и самоподдержания организма, включая регуляцию сердечной деятельности, кровообращения и дыхания. У рыб и амфибий эти отделы, по существу, и составляют весь мозг... Мак-Лин различает три типа «водителей» нейрошасси. Этот «водитель» общий у нас со всеми другими млекопитающими, а также рептилиями. По всей вероятности, он возник несколько сот миллионов лет назад. Мак-Лин называет его комплексом рептилий или, проще, Р-комплексом. Вокруг Р-комплекса расположена лимбическая система...И наконец, новая кора, неокортекс, вне сомнения, самое последнее эволюционное приобретение мозга, окружающее все остальные его части...Выяснилось, что лимбическая система генерирует сильные или особо яркие эмоции...Электрические разряды внутри лимбической системы иногда вызывают симптомы, сходные с теми, что бывают при психозах или при приеме психоделических или галлюцинногенных средств. И в самом деле, мишени, на которые действуют многие психотропные средства, находятся именно в лимбической системе. Вероятно, она управляет весельем и страхом, а также множеством тонких эмоций, про которые принято думать, что они являются чисто человеческими...По крайней мере, некоторую роль в механизме воздействия на эмоции таких лимбических эндокринных систем, как гипофиз, миндалина и гипоталамус, играют выделяемые ими гормоны — особые белковые вещества, которые влияют на деятельность других частей мозга... Имеются основания думать, что начала альтруистического поведения также таятся в лимбической системе. Действительно, за редкими исключениями (главным образом к ним относятся общественные насекомые) млекопитающие и птицы являются единственными организмами, которые уделяют существенное внимание заботе о подрастающем поколении".
Говорящий не знает, знающий не говорит

Нaталia

  • Сообщений: 33
    • Просмотр профиля

Re: Попробуем разобраться в нашей психологии
« Ответ #89 : 22 Февраль 2008, 00:32:16 »
МОЗГ И РЕЛИГИОЗНЫЙ ОПЫТ Берснев Павел
"Нейросоматическая (психосоматическая) программа. Для нейросоматического импринта характерно ощущение гедонического «кайфа», чувственного блаженства, космической, вселенской радости, всепоглощающей любви. Многие мистические переживания д-р Уилсон отождествляет с запуском именно этой программы. Шаманизм, элевсинские мистерии, культ Диониса, раннее христианство, гностицизм, тантра и т. д., по Уилсону, обладали техникой трансмутации, т.е. раскрытия пятого контура.

В целом, импринтирование пятого контура сопровождается радикальной перестройкой всего организма, который открывается новым энергетическим потокам, что и ведет к новому восприятию действительности, к новой холистической, «пантеистической» (единотелесной, по выражению Е. А. Торчинова) реальности (реальностям). Этот импринт привязан к коре правого полушария и нейрологически связан с лимбической системой (первый контур) и гениталиями.
 
Лимбическая система [От лат. limbus – край] – сложный набор структур переднего мозга, представленный таламусом, гипоталамусом, поясной извилиной коры мозга и гиппокампом. Первоначально этот комплекс носил название – круг Пайпеца. Позднее, учитывая, что поясная извилина как бы окаймляет основание переднего мозга, и было предложено название – лимбическая система. Полагают, что источником возбуждения для этой системы является гипоталамус. Лимбическая система является основой для возникновения эмоций. Ее функция заключается в мониторинге переживаемого нами опыта и в выделении особо значимых моментов при помощи эмоциональных маркеров, сигнализирующих нам о важности получаемой информации. Отметим также, что в опытах с крысами выяснилось, что эмоции (и связанный с ними «центр удовольствия» в лимбической системе) играют важную роль в стимулировании рассудочной деятельности у животных (элементарных рассудочных актов).  По мнению нейрологов, во время интенсивно переживаемого религиозного опыта лимбическая система существенно активизируется, сообщая получаемому нами в эти моменты опыту особое значение (хотя скорее - открывая доступ к таким переживаниям, когда, по выражению Алистера Кроули, «любое действие становится оргазмом»), т.е. осуществляя позитивное нейросоматическое включение)...
Роль лимбической системы при переживании религиозного опыта подтверждается многочисленными свидетельствами. Например, ощущения людей, страдающих эпилепсией, связанной с лимбической системой или височными долями мозга - иногда во время припадков эти люди переживают опыт, сходный с религиозным. В результате, отмечает Сэйвер, эпилептики всегда считались людьми, склонными к мистике.
Нейрохирурги, стимулирующие лимбическую систему во время операций на мозге, отмечают, что их пациенты время от времени говорят о религиозных чувствах, пережитых ими в ходе операции. Кроме того, болезнь Альцгеймера, сопровождающаяся потерей интереса к религии, уже на ранних своих стадиях травмирует лимбическую систему...

Боб Холмс в статье «В поисках Бога» пишет: «Даже если ощущения единения с окружающим миром и благоговения не описывают любой религиозный опыт, всякий сомневающийся в том, что он генерируется мозгом, может посетить нейробиолога Майкла Персингера из Лорентийского университета в Садбери, в канадской провинции Онтарио. По словам этого человека, встретиться с Господом может любой, кто наденет изобретенный им специальный шлем.

 На протяжении нескольких лет Персингер разрабатывает технику стимуляции отдельных областей мозга с целью вызвать самые разные формы сюрреалистических ощущений у самых обыкновенных людей.[41] Методом проб и ошибок ученому удалось установить, что слабое магнитное излучение (1 микротесла - примерно такое излучение дает монитор вашего компьютера) при вращении по сложной траектории вокруг височных долей мозга может вызвать у человека ощущение потустороннего присутствия. Эксперимент показал, что подобные ощущения возникают у четырех из пяти испытуемых.

Что именно видит обработанный подобным образом человек - зависит от его личных верований и предрасположенностей. Это может быть, например, кто-нибудь из недавно скончавшихся родственников. Люди же религиозные чаще склонны видеть самого Господа Бога. "И если это случается у меня в лаборатории, - говорит Персингер, - то можно себе представить, что происходит с человеком, находящимся в этот момент в церкви, где сама обстановка располагает к видениям религиозного характера". Ученый и сам не раз надевал на себя сконструированный им шлем, однако его видения носили довольно слабый характер. По мнению Персингера, это связано с тем, что он понимал истинную подоплеку происходящего».
Говорящий не знает, знающий не говорит