Я вообще-то не надеюсь в этой теме прийти к какой-то четкой и определённой схеме устроения человека (хотя кто знает, может и найдутся люди которые смогу всё разьяснить)
Могу подсказать схему , про которую со 100% уверенностью можно сказать , что она неправильная. Тот кто знает хорошо Св. Писание (в отличие от меня) возможно сможет ее дополнить и составить правильную .
Для начала – просто удивительно, почему основоположники христианской антропологии взяли за основу не ветхозаветную православную, а эллинскую языческую? Интересно, что один из основателей – Евагрий Понтийский был объявлен еретиком, а вот учение его используется вовсю разными Св. Отцами. Другой корифей – Немесий Эмесский, так же использовал в своей «Христианской антропологии» учения Платона и Аристотеля.
А вот интересные мысли об устройстве души человека по Св. Писанию. Вернее об ее неправильной схеме. Неоднократно в Писании проскакивает некая зловещая матрица животного с 10 рогами- например у пр. Даниила. Причем 3 рога выпадают и на их месте вырастает 1, говорящий «гордо и богохульно». Еще 2 таких животных встречаем в Откровении – зверь с 7 головами и 10 рогами, выходящий из моря и красный дракон с 7 головами и 10 рогами, с той разницей, что короны у дракона были на головах, а у багряного зверя на рогах. Я думаю это некие структуры и процессы в человеческой душе, одновременно проецируемые на все человеческое общество, в коем эти матрицы в конце концов должны осуществиться. Мне кажется что 10 рогов очень смахивают на 10 сефирот из каббалистического древа жизни. Из текста Откровения однозначно можно сказать, что св.Иоанн Богослов был знаком с этим учением. Правда скорее всего в то время это учение было несколько иное, еще не подправленное иудаизмом. Итак кратко о сути учения:
Существуют 4 мира (вспомним о сне царя из книги пр.Даниила о 4-х животных, - не эти ли миры ?) ( Оламот):.
Вышний Олам называется Ацилут (Эманация, Излучение), то есть мир, предшествующий всему сотворенному.
Брия (Творение),
Йецира (Формирова-ние)
Асия (Созидание) – наш материальный мир
Каждый мир состоит из 10 сфирот:
Кетер – Венец – высшая сфера этого мира и одновременно низшая сфера более высшего мира,
Хохма - Мудрость,
Бина - Разум.
Хесед – Милосердие
Гевура - Строгость
Теферэт – Чувство прекрасного
Нецах - Справедливость
Год - Величие побед духа над материей, деятельного над пассивным, жизни над смертью.
Йесод - Основание, Фундамент - основа всех верований и истин
Маль-хут - Царство – низшая сфера этого мира и одновременно высшая сфера более низкого мира
Так же устроен каждый человек. Везде циркулируют различные виды света – ОР, энергии КЛИ, присутствует там и духовное сердце – масах.
http://www.kabbalahgroup.info/~nightkab/uroki/Kabbalah_for_Dummies/rus_TRANS_HakdamaPiHaham_16-09-05.htmlhttp://www.psychotechnica.ru/ocherck.htmlhttp://lib.hsgm.ru/?page=cat&cat=118Вот такое навороченое учение.
А дальше то чего уже нет в каббале, это только из христианской антропологии:
7 ГОЛОВ у зверей – это это очень сильно смахивает на 7 страстей:
чревоугодие, блуд, сребролюбие, печаль, гнев, уныние, тщеславие
причем когда зверь ранен и 7 страстей побеждены – рождается самая страшная – 8-ая, одна из 7-ми – ГОРДЫНЯ (голова говорящая "гордо и богохульно"), ее обладатель в конце Откровения отправляется в озеро из кипящей серы.
Пр. Даниил сообщает что условием для возникновения 8-й страсти является замена каких-то 3-х из 10 сефирот на какую то 1-ну
Если это неправильная схема, то какая же правильная ? А правильная та, где есть не 10 а 12 сефирот. 12 – правильное число как в Ветхом, так и в Новом Заветах.
Мало того куда то изчезают 10 колен Израиля – ЭТО ОЧЕНЬ СТРАННО, куда могло пропасть столько народа ? Но это хорошо можно объяснить так – 2 колена Израиля остались у Бога, а 10 пропали для Него, они , будучи в Вавилонском плену ударились в эту самую каббалу 10 сефирот. А физически они никуда не девались – ОТПАЛИ ОТ БОГА и растворились среди народов Вавилона.
Может я в чем и ошибаюсь, просто это была попытка привести пример
еще одной версии анатомии души человека - ближневосточной,
Это попытка посмотреть на антропологию другим взглядом.
Александр