Исихазм

Автор Тема: Все о ней, о молитве  (Прочитано 91248 раз)

Солохин

  • Сообщений: 429
  • борода
    • Просмотр профиля

Re: Все о ней, о молитве
« Ответ #30 : 29 Январь 2009, 21:59:56 »
мне кажется ошибка озвученного вами метода в том что она отрицает степени молитвы...Ну ведь на 3 степени нет слов и чувств...а на второй они есть...и что скажете подвижник взошедший на 3 степень, не скажет о 2 степени...Слова мне стали в тягость или что то подобное...
А это метод для начинающих. ПОка мы взойдем на 2-ю ступень, мы так изменимся, что  нынешние наши советы и рассуждения будут уже излишни.
Я говорю о том, с чего начинать.

Не надо спешить наверх. Уже первая ступень умного делания - словесная молитва - есть великое дело, несравненно превосходящее все, что бывает на земле - кроме только одного: более высоких ступеней умного делания.
Так что - куда спешить?
Боже, милостив буди мне грешному

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: Все о ней, о молитве
« Ответ #31 : 29 Январь 2009, 22:43:12 »
Может быть не пытаться перепрыгнуть в безмолвную, а развивать чувства?...Как то к этому тянет...Но опять же потому что уму интересней чувства, а безмолвие тяжело воспринимается...

О том, что надо начинать не с безмолвной молитвы, а с выполнения большого правила, об этом уже немало сказано. Только его надо выполнять с ориентацией на будущую безмолвную молитву, а значит никаких чувств. Безмолвие действительно тяжело, оно одно из самых тяжелых занятий, если понуждать себя выполнять его  тогда, когда оно не идет само собой (зато и результат значителен). Уму трудно находится без всякого занятия. Но когда вы выполняете правило, ум занят механической работой (только она должна быть именно механической), однако его созерцательная часть  бездействует и способна тогда уловить нечто, некие светлые, безвидные и тонкие созерцания, возникающие самопроизвольно и не нарушающие безмолвия и внимания ума. Потому что то, что отвлекает ум и нарушает его безмолвие, надо немедленно отбрасывать. Вот уловить это нечто -- задача большого правила, выполняемого именно ради безмолвия, а не с какой другой целью. После выполнения большого правила можно попытаться немного побезмолвствовать. Тогда уставшая от делания механическая часть ума не отвлекает сильно его созерцательную часть, и некоторое время безмолвие и созерцание идет само собой и без значительных усилий.

В результате длительного выполнения большого правила таким способом возникает навык пребывания в безмолвии, когда созерцания идут сами собой и уже без всякого выполнения правила. Тогда и безмолвие, о котором мы говорили выше, идет легко, и его уже не отвлекают ни чувства, ни мысли, ни представления, которые как мысленный ветер проходят мимо сознания, не нарушая его сосредоточенности. Или как пишет Лествичник (не дословно): "Начало безмолвия состоит в том, чтобы отгонять от себя помыслы, а конец -- в том, чтобы и не бояться их тревог".

На сосредоточенности в сердце при выполнении этого делания нужно обращать определенное внимание, только если идешь тем трудным путем, а не через выполнение большого правила.

Солохин

  • Сообщений: 429
  • борода
    • Просмотр профиля

Re: Все о ней, о молитве
« Ответ #32 : 29 Январь 2009, 22:50:53 »
Цитировать
ум занят механической работой (только она должна быть именно механической), однако его созерцательная часть  бездействует и способна тогда уловить нечто, некие светлые, безвидные и тонкие созерцания, возникающие самопроизвольно и не нарушающие безмолвия и внимания ума
Помыслы, исходящие из сердца, уже не столь грубы, как прежде, – они проявляются в более тонких формах. Тонкие формы искушений распознавать труднее, но обретший по благодати умную молитву получает и благодатную помощь против хитростей дьявола. Теперь ум, не замечавший ранее тонких искушений, действующих в сердце, начинает их обнаруживать и посекает мечом умноделаемой молитвы. Всякий раз, когда вражеский помысел усмотрен и отражен, это заставляет дьявола изобретать все новые ловушки, но и ум, упорно внимающий лишь молитве и отвергающий все прочее, получает в благодатный дар еще большую тонкость в различении дьявольских нападений.

Это касается и внимания. Если с каждым отсечением враждебного помысла внимание продолжает удерживаться в молитве, то оно становится все сильней. Таков порядок борьбы. Ум искушается все более тонким помыслом, но, устоявший в молитвенном внимании, он являет свое презрение к дьяволу и любовь к Богу, а каждая такая победа усиливает внимание и тонкость ума. Внимательный ум способен бороться не только с помыслами, но и с иными попускаемыми благодатью сатанинскими искушениями.

Дьявол нередко подходит с помыслами, которые кажутся добрыми, чтобы удобнее отвлечь от молитвы, которая ненавидима им превыше всего. Он дает способность рассуждать о вопросах богословия, открывает какие-то тайны, предлагает подобие высоких дарований или некую иную ложь. Ум, возмечтавший о дарованиях вместо вымаливания прощения, ум, пустившийся в богословие, забыв о недостоинстве своем, ум, увлекшийся в общение с духами вместо покаянного предстояния Богу, ум, принимающий откровения от духов или склонный к чему-либо в этом роде, – таковой ум оставил Бога и уклонился в помощники к сатане. Велико прельщение такого ума, и что хуже всего – он ни от кого не примет советов, оставаясь в своем помрачении.

Для человека нет ничего более высшего, как беседовать умной молитвой с вездесущим Богом, предстоять Ему умственно, умоляя о прощении своих грехов. Молитва именуется матерью добродетелей, так как только через нее обретаются все истинные добродетели и приемлются благодатные дарования. Внимай и внимай молитве своей, а все великое и таинственное Бог Сам совершит, когда оно будет потребно, когда сердце твое очистится полностью от страстей и когда воля Божья будет совершаться всецело. В молитве и через молитву действует Сам Господь, а все, что помимо молитвы, каким бы оно ни казалось спасительным или добрым, не способно к победе над дьяволом, как не имеющее в себе истинной силы.

Боже, милостив буди мне грешному

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Все о ней, о молитве
« Ответ #33 : 29 Январь 2009, 23:07:48 »
...Ум искушается все более тонким помыслом, но, устоявший в молитвенном внимании, он являет свое презрение к дьяволу и любовь к Богу, а каждая такая победа усиливает внимание и тонкость ума. Внимательный ум способен бороться не только с помыслами, но и с иными попускаемыми благодатью сатанинскими искушениями.

Дьявол нередко подходит с помыслами, которые кажутся добрыми, чтобы удобнее отвлечь от молитвы, которая ненавидима им превыше всего. Он дает способность рассуждать о вопросах богословия, открывает какие-то тайны, предлагает подобие высоких дарований или некую иную ложь. Ум, возмечтавший о дарованиях вместо вымаливания прощения, ум, пустившийся в богословие, забыв о недостоинстве своем, ум, увлекшийся в общение с духами вместо покаянного предстояния Богу, ум, принимающий откровения от духов или склонный к чему-либо в этом роде, – таковой ум оставил Бога и уклонился в помощники к сатане...
Меня интересует во всех этих рассуждениях конценция о постоянном вмешательстве врага рода человеческого в процесс молитвы.
Насколько помогает этот фактор в осознании того, что происходит в уме молитвенника?
Не есть ли попытка "свалить на дядю" на самом деле лишь самооправдание уж давно падшего ума, настолько низко падшего, что врагу нет и нужды постоянно контролировать его и подсовывать свои помыслы? Враг уверен, может быть, что всё будет ОК.
Короче говоря, не сам ли ум вырабатывет помыслы уж без всякого вмешательсва тёмных?
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Все о ней, о молитве
« Ответ #34 : 30 Январь 2009, 00:25:04 »
Мне кажеться тут сложно ответить. т.к. еще однозначно не разрешен вопрос  о том читают враги наши мысли или нет... Здесь может быть что в начале и не читают а со временем возрастания человека уже попускается им читать но человек все воспринимает как единый процесс...
в виде постоянного налета помыслов...
Но мне кажеться да в уме вроде как встроены некие лукавые программки которые обнаруживая действие молитвы начинают с ней бороться... 

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Все о ней, о молитве
« Ответ #35 : 30 Январь 2009, 00:32:06 »
 Вот, не понимаю...бесы читать мысли не могут, а телепатически одаренный человек(плотяной, а не дух)- может. Вот как так?
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Все о ней, о молитве
« Ответ #36 : 30 Январь 2009, 00:48:06 »


Искушения  это очень "удобный" момент для самооправдания и коснении в ложной праведности - искушения как показатель уровня, токая лесть себе, главное как правило скромная - "Господь попускает..." .. 8-).... искушения разумеется есть, не об этом речь, а том, что катализатором этих искушений является наше внутреннее состояние если об этом не думать, то конечно,  можно всю жизнь с бесами воевать, а враг внутри нас так и останется нетронутым.
« Последнее редактирование: 30 Январь 2009, 01:00:53 от 000 »

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Все о ней, о молитве
« Ответ #37 : 30 Январь 2009, 01:24:37 »
Вот, не понимаю...бесы читать мысли не могут, а телепатически одаренный человек(плотяной, а не дух)- может. Вот как так?
Такой телепат, по меньшей мере, должен быть архимандритом, чтобы не обзывали его нехристем и пособником бесов.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Солохин

  • Сообщений: 429
  • борода
    • Просмотр профиля

Re: Все о ней, о молитве
« Ответ #38 : 30 Январь 2009, 06:30:59 »
Вот, не понимаю...бесы читать мысли не могут, а телепатически одаренный человек(плотяной, а не дух)- может. Вот как так?
Не так.
Бесы читать мысли не могут. Однако они
1) знают те помыслы. которые сами вложили человеку
2) знают теманипуляции, которые мы совершаем с помыслом, вложенным нам в голову. Когда мы принимаем помысл, начинаем его обдумывать, возникает "канал" утечки информации. А поскольку мы постоянно обдумываем приходящие нам помыслы, вот и складывается впечатление, что бесы читают мысли.

Телепаты же, конечно, читают мысли только при помощи бесовской проницательности. Бесы же часто даже и не читают. а прост догадываются, так как они весьма умны и хорошо знают людей. Опыт, тысячелетний опыт борбы против нас.
Боже, милостив буди мне грешному

Солохин

  • Сообщений: 429
  • борода
    • Просмотр профиля

Re: Все о ней, о молитве
« Ответ #39 : 30 Январь 2009, 06:43:38 »
Искушения  это очень "удобный" момент для самооправдания и коснении в ложной праведности - искушения как показатель уровня, токая лесть себе, главное как правило скромная - "Господь попускает..." .. 8-)
Искушения как показатель уровня - это некая реальность.
Но
1) уровень может определяться не из самого факта искушений, а по их типу; на этапе словесной молитвы бесы действуют просто: отвлекают от молитвы делами и мыслями; на этапе умной молитвы - "дарованиями", прозорливостью и проч.; на этапе сердечной молитвы - видниями, устрашающими и, наоборот, "святыми".
2) но все эти "уровни" - это не уровни святости, а уровни покаяния; "дарования" умной молитвы явятся не раньше, чем будет преодолена обычная суета, которая уводит в сторону от слов молитвы; "видения" сердечной молитвы явятся только тогда, когда человек совршенно отвергнет всевозможные "дарования" умной молитвы.

Показателем же святости являются не искушения, а как раз наоборот: отсутствие искушений, мешающих молитве. Когда ум человека настолько уже утвердился в сердечной молитве, что никогда не оставляет молитву, даже во сне - этопервоначальный уровень святости.
А когда помыслы перестают даже приближаться к подвижнику - это уже ступень "чистой молитвы". Это уже действительно уровень!

Цитировать
.... искушения разумеется есть, не об этом речь, а том, что катализатором этих искушений является наше внутреннее состояние если об этом не думать, то конечно,  можно всю жизнь с бесами воевать, а враг внутри нас так и останется нетронутым.
Дело в том, что наше внутреннее греховное состояние - это и есть одержимость бесовскими энергиями. "Страсти суть демоны" - говорит Варосонофий Великий. Страсти, греховные страсти -  чужды естеству человека (иначе они были бы и у Христа!), они являются духовной инфекцией, поселившейся в нашем сердце.
Потому правильная борьба с бесми - это и есть борьба против собствненых греховных страстей.
Боже, милостив буди мне грешному

Солохин

  • Сообщений: 429
  • борода
    • Просмотр профиля

Re: Все о ней, о молитве
« Ответ #40 : 30 Январь 2009, 06:52:38 »
мне кажеться да в уме вроде как встроены некие лукавые программки которые обнаруживая действие молитвы начинают с ней бороться... 
Правильно. Эти "компьютерные вирусы", поселившиеся в нашем уме, как раз и называются демонами.
...Ум искушается все более тонким помыслом, но, устоявший в молитвенном внимании, он являет свое презрение к дьяволу и любовь к Богу, а каждая такая победа усиливает внимание и тонкость ума. Внимательный ум способен бороться не только с помыслами, но и с иными попускаемыми благодатью сатанинскими искушениями.

Дьявол нередко подходит с помыслами, которые кажутся добрыми, чтобы удобнее отвлечь от молитвы, которая ненавидима им превыше всего. Он дает способность рассуждать о вопросах богословия, открывает какие-то тайны, предлагает подобие высоких дарований или некую иную ложь. Ум, возмечтавший о дарованиях вместо вымаливания прощения, ум, пустившийся в богословие, забыв о недостоинстве своем, ум, увлекшийся в общение с духами вместо покаянного предстояния Богу, ум, принимающий откровения от духов или склонный к чему-либо в этом роде, – таковой ум оставил Бога и уклонился в помощники к сатане...
Меня интересует во всех этих рассуждениях конценция о постоянном вмешательстве врага рода человеческого в процесс молитвы.
Насколько помогает этот фактор в осознании того, что происходит в уме молитвенника?
Не есть ли попытка "свалить на дядю" на самом деле лишь самооправдание уж давно падшего ума, настолько низко падшего, что врагу нет и нужды постоянно контролировать его и подсовывать свои помыслы? Враг уверен, может быть, что всё будет ОК.
Короче говоря, не сам ли ум вырабатывет помыслы уж без всякого вмешательсва тёмных?
Грех чужд природе человека, иначе бы и Христос был не без греха - ведь Он воспринял нашу природу.
Грех - это именно привнесенная извне инфекция, такова его природа. "Падшесть" нашего ума в том, что он сделал дьявола своим помощником, приняв совет лукавого и его содействие. Отказаться от привычной помощи бесов, которую привык считать своей естественной способностью, очень непросто. Отказавшись от помощи бесов, человек глубоко смиряется.,так как вдруг обнаруживает, насколько он сам по себе слаб, бесилен, нищ в духовном отношении. Это и есть смирение.
Тот, кто очистил сердце, выглядит как человек нищий, беспомощный, бездарный - все упование его на Бога. если бы Господь не помогал ему Своим чудесным вмшательством, то он очень быстро погиб бы во смирении своем. Но Бог любит таких, и охотно откликается на их прошения.
Боже, милостив буди мне грешному

tpash

  • Сообщений: 318
    • Просмотр профиля

Re: Все о ней, о молитве
« Ответ #41 : 30 Январь 2009, 07:44:58 »
Цитировать
Отказаться от привычной помощи бесов, которую привык считать своей естественной способностью, очень непросто. Отказавшись от помощи бесов, человек глубоко смиряется
А прывычка (инерция) если можно так выразится?
Вопрос  в том, что мы частенько (точнее совсем не знаем за редким исключением) даже не знаем, какое оно наше другое состояние ума вне демонических внушений.
Поверьте мне: 2 минуты в аду - это целая жизнь (Дж.Константин, фильм "Константин")

Солохин

  • Сообщений: 429
  • борода
    • Просмотр профиля

Re: Все о ней, о молитве
« Ответ #42 : 30 Январь 2009, 07:57:53 »
мы частенько (точнее совсем не знаем за редким исключением) даже не знаем, какое оно наше другое состояние ума вне демонических внушений.
Именно! Совсем не знаем. Познать это - цель покания. Покаяние есть изменние ума. Ум должен полностью отказаться от бесовской помощи, чтобы познать свою нищету и острую нужду в Боге. Это и есть подлинное самопознание, которого не бывает в йоге и проч., так как там не отрекаются от тонкого содействия сатаны.
ТОлько после завершения покаяния ум становится способен воспринять подлинное Просвещение. Все, что бывает до того - прельщение. Мне показалось, что Евгений не понимает этого, когда я прочитал про "некие светлые, безвидные и тонкие созерцания". Вот я и высказался.
« Последнее редактирование: 30 Январь 2009, 08:08:24 от Солохин »
Боже, милостив буди мне грешному

Солохин

  • Сообщений: 429
  • борода
    • Просмотр профиля

Re: Все о ней, о молитве
« Ответ #43 : 30 Январь 2009, 08:06:22 »
Короче говоря, не сам ли ум вырабатывет помыслы уж без всякого вмешательсва тёмных?
Короче говоря, ум наш имет ту же природу, что и ум Христов. И потому сам он, без помощи демонов, не может плодить грховных помышлений. Иначе бы и Христос страдал от греховных помыслов, что и преполагать-то в Боге просто неприлично.
Если бы наш ум был сам по себе плох, то Бог не стал бы человеком.
Наша драма в том, что по природе мы подобны Христу, а по делам уподобились дьяволу, потому что приняли лестное предложение о сотрудничестве с его стороны. А пока нам помогает бес, Бог отвращается от нас.
Это, ребята, настоящая драма.
Боже, милостив буди мне грешному

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Все о ней, о молитве
« Ответ #44 : 30 Январь 2009, 09:44:02 »
Не есть ли попытка "свалить на дядю" на самом деле лишь самооправдание уж давно падшего ума, настолько низко падшего, что врагу нет и нужды постоянно контролировать его и подсовывать свои помыслы? Враг уверен, может быть, что всё будет ОК.
Короче говоря, не сам ли ум вырабатывет помыслы уж без всякого вмешательсва тёмных?

Ух, сколько в этом правды... Конечно, не всегда это так, но тем не менее.

Короче говоря, ум наш имет ту же природу, что и ум Христов. И потому сам он, без помощи демонов, не может плодить грховных помышлений. Иначе бы и Христос страдал от греховных помыслов, что и преполагать-то в Боге просто неприлично.
Если бы наш ум был сам по себе плох, то Бог не стал бы человеком.

Это так. И раз ум Христов - также и творческий ум, то его неотъемлемыми атрибутами, и атрибутами ума вообще, являются свободная воля и воображение. Т.е. ум может вообразить все, что угодно. Вообразить ум может запросто и демонов - чтобы оправдать себя, к примеру - которые будут ему помогать плодить греховные помышления еще с большей интенсивностью. И что, казалось бы, парадоксально - что эти демоны потом становятся как-бы реальными (настолько, насколько вобще демоны могут быть реальными - только в пределах двойственного падшего ума). По силе они, конечно, будут уступать падшим ангелам, но факт остается фактом - многих наших демонов творим мы сами. Не всех, но многих.

Ум Христов (с этой позиции) отличается от человеческого падшего ума тем, что он чист (или очищен) от всех несовершенных образов, свободен от страстей (привязанностей) и заякорен в Боге. Ум Христов не имеет желания иметь дело с несовершенными образами, поэтому и не имеет. Он любит Отца.

Бог же никогда не отвращается от нас. Пока мы лобызаемся со своими или несвоими демонами (и воображениями о них), мы отвращаем свое внимание от Бога, и не принимаем того, что Он дает нам даром от Своего источника воды живой. Если наше внимание направлено на наши несовершенное образы, то силой своего внимания мы приводим эти образы в видимое или невидимое проявление. Одна из целей молитвы - перенаправить внимание с несовершенства на совершенство, и последовательно заменить первое вторым. Делается это, конечно, не в одиночку, но в синергии с Богом - на то она и молитва - ибо без Него ничто не может быть совершенным.
« Последнее редактирование: 30 Январь 2009, 09:54:38 от Keleynick »
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.