К сожалению, по рассказу о подвижнике практически ничего не поймешь об его внутреннем состоянии. Виден только кавказский колорит пустынножительства. А уж эти страсти вокруг глобализации и цифры...
Да уж, колорит такой есть. Давайте уж о нём поговорим.
Как говорил один знакомый отец, "ох уж эти бесконечные беседы безмолвников и отшельников..." .
Знаете, у меня есть несколько знакомых пустынников – в разных местах, и в России и на Кавказе и на Афоне, у которых любимое дело ... составление Пасхалии. Другие любят боротся с ИНН, третии находят что-то ещё.
О чём это говорит?
Человек встал на путь духовной жизни. Жить как все, так как он же жил раньше он уже не может. А жить в молитве, в покаянии, в борьбе за благодать он не хочет, просто лениться и себе в этом не признаётся. Тогда он начинает заполнять вот эту внутреннюю пустоту, которую он сам в себе чувствует, вот такими обманками - начинает пасхалии составлять, бороться с ИНН или за ИНН, за РПЦЗ или против, увлекаться стройками, внешней деятельностью и прочая и прочая. А о Христе, об изменении себя он забывает или откладывает на завтра, которого может и не быть.
Самое главное зло князь мира сего несёт нам лично. И один непринятый помысел важнее всей этой внешней борьбы. На Страшном Суде спросит Господь о наших грехах. И что же мы скажем? Что во всём виноваты жиды, масоны, коммунисты, глобалисты? Нет, так мы не оправдаемся. Мы будем отвечать за то, как мы использовали тот дар благодати, который дал нам Господь. Мы будем отвечать только за наши грехи. А слово о спасении всё реже слышится в наше время и поэтому мы идём во тьме осязаемой. А говорящие об этом, те кто не за какие-то партии и течения, а ЗА ХРИСТА уже кажутся юродивыми.
И всегда казались. Прп. Силуан тоже не вдавался во все эти споры о Иисусовой молитве. И именно потому, что он ей ЖИЛ, а не говорил об ней. И за это-то как раз имяславцы и хотели его убить, так что он вынужден был прятаться.
В Абхазии и вообще в жизни современного кавказского монашества тоже есть такой момент. Конечно, есть и святые люди. Об этом можно было бы очень долго рассказывать.
Но при этом последние 100 лет на Кавказе очень много нездорового духовного элемента. Начиная с того, что здесь поселились изгнанные имяславцы, которые уже с 1913 года считали Церковь и власти под влиянием Антихриста и не признавали их, а революцию и все последующие события считали карой Божией за изгнание монахов с Афона. (Кстати я считаю, что современный раскол из-за ИНН начался в тот день, когда неучёные иноки-простецы с Фиваидского скита отказались брать антидор из рук о. Хрисанфа, который первый выступил против книги о. Иллариона ). Очень многие монахи уходя на Кавказ сжигали паспорта. Я рылся в архивах, ища все сведения о пустынниках и монашеских общинах до их истребления а тридцатых годах. Так вот, уже в 20-х, по сообщениям агентов ЧК, в монашеских общинах Кавказа считалось, что власть нынешняя антихристова, паспорта нужно сжигать, с властями никаких контактов быть не должно и всё в таком духе.
Старые отшельники рассказывали, что когда власти вводили новые паспорта при Хрущёве, то были все те же разговоры, что и сейчас, что старый, сталинский паспорт хороший, а вот хрущёвский - от Антихриста и принимающий его принимает печать сатаны на себя. Так и теперь то же самое твориться.
О. Виталий сделал себе паспорт только после категорического приказа о. Серафима Романцова.
Продолжение следует...