Исихазм

Автор Тема: Как соотносятся в человеке сердце, чрево и подчревие?  (Прочитано 62664 раз)

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля


Просто МИ ушел очень далеко. Поэтому его богословие и аскетика выглядят зачастую зашифрованными схемами, ключ от которых потерян. Но если упорно изучать его (богословски и аскетически), исследуя этот потерянный смысл, то открывается насколько он далеко ушел, и какая на самом деле сила стоит за его, казалось бы иногда, безжизненными схемами

Главным образом, конечно, надо изучать аскетически, не забывая при этом о богословии. Так как, пользуясь его же терминологией (из Мист. 5), рассудочное (то есть богословское) познание приводит к рассудительности (первая деятельная добродетель), имеющая своим пределом истины веры, а созерцание этих истин приводит к мудрости (первая созерцательная добродетель), то есть к непосредственному постижению этих истин, продолжением которой являются дальнейшие созерцательные добродетели: собственно  созерцание, ведение и незабываемое ведение:-) Иначе говоря, истины самого МИ открываются (после их рассудочного изучения) и путем их непосредственного созерцания, а это уже делание вполне аскетическое

Иначе говоря, уже совсем просто, ближе к теме разговора и в несколько более понятной, "восточной" терминологии:-) семь центров (душевно-телесных составов) должно открыться, подобно седмисвечнику у престола Божия, о котором написано в Писании, и сиять в человеке согласовано, чтобы он достиг незабываемого ведения и бесстрастия, о котором шла речь выше, пределом которых -- созерцательных -- добродетелей является мир, а деятельных -- любовь. Это, вроде бы, опять же, рассудочно рассматривая этот вопрос, схема, но ее сила, глубина и смысл постигается только на практике, а не при рассудочном рассмотрении, как художество молитвы и одновременно наука о ней

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Дьявол хоть и холоден, но способен разжечь подобие огня (страстного). Рассудителем "качества" этого огня выступает ум, опущенный в сердце и согретый там божественной благодатью. И без очищения нижнего (чрева) -- не исправить высшего, пусть даже согретого благодатью, ибо невозможно сидеть на двух стульях: упадешь :)
Подчревие, вероятно, связано с очищением от родовых грехов, и достигается очень трудно.
Как-то так...

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Просто МИ ушел очень далеко. Поэтому его богословие и аскетика выглядят зачастую зашифрованными схемами, ключ от которых потерян. Но если упорно изучать его (богословски и аскетически), исследуя этот потерянный смысл, то открывается насколько он далеко ушел, и какая на самом деле сила стоит за его, казалось бы иногда, безжизненными схемами

Вообще-то, вовсе не считаю, что у МИ "безжизненные схемы". Но написал Вам:  "в итоге это мертвит, схематизирует  и иссушает все мое "делание". Это во мне так преломляются аскетика и богословие МИ, только и всего.

Вообще, МИ мне напоминает самых продвинутых буддийских "богословов". Конечно же, не в учении – о том нет и речи. Напоминает тем, что они, подобно МИ, опытно пребывали на высочайших доступных их традиции вершинах совлеченного созерцания, и транслировали свой неотмирный опыт в "богословские" трактаты, подкрепив "богословие" опытным поучением в аскетике. Пишу применительно к буддистам "богословие" в кавычках, хотя по форме у них – та же развитая апофатика, что и у Дионисия, насколько помню.

Полагаю, в этом и кроется причина того, что и буддийские "богословы", и МИ так влияют  практически:
это ведь опыт, транслированный нам с абсолютно нечеловеческой стороны. Я же, по своей неочищенности,
могу воспринимать пока лишь так, что он иссушает и мертвит.
Потому нуждаюсь сейчас в живом опыте мистиков, восходивших через пламенную любовь ко Христу, чрез рачение – Симеона НБ, и Великого Макария, с обратной направленностью вектора: из земного – в неотмирность. Имхо.

***
Евгений, а известно ли мнение МИ по вопросу – "держать ли внимание во чреве"?
« Последнее редактирование: 03 Октябрь 2011, 21:50:58 от прозелит »

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Не существовало самого вопроса, не то что мнения. Везде говорится о "сердце". Но справедливости ради надо сказать, что вообще о конкретной локализации сил души прямо никто не писал вплоть до примерно 11-го в. Свт. Игнатий связывает это с тем, что знание это передавалось изустно, а по мере оскудения такого способа передачи -- очень редко -- письменно. И сам называет со ссылкой на Феофилакта Болгарского (и, очевидно, из собственного опыта) локализацию деятельных способностей -- это левая сторона груди, выше, посредине и ниже левого соска. Соответствующие им созерцательные способности (об этом он не пишет), следовательно, так же расположены по центру груди. Но если не прямо, то косвенно об этом говорилось всегда, начиная с ВЗ, когда душа (так или иначе) сопоставлялась с устройством храма, а сердечный вход находился, следовательно, по центру.

Собственно, понятно, почему о локализации не писали, а если и говорили, то только тому, который к этому был готов. Ведь речь идет не о медицинском  и даже не о каком-нибудь натруфилософском устройстве души, а о таинственном, которое воспринимается и по-настоящему понятно только на стадии ведения, то есть непосредственного пребывания в этих областях умопостигаемого мира человека. Без этого опытного понимания такое устройство души -- просто схема, причем, может быть, и не особенно полезная, хотя перспективу, чтобы было продвижение, надо стараться видеть всегда. Сейчас же другие времена, сейчас уже "нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях"

Если говорить о чреве, то это очень важное место в системе МИ (хотя он прямо о локализации этого и не пишет),элемент "земля", относится к жизненной силе и телесности, которая распределяется равномерно между всеми другими способностями души, один из "светильников" души, и потому называется "справедливостью" и очень важна для того, чтобы все заработало гармонично и согласовано. Но зажигается этот светильник (очищается, на другом языке,  эта душевная способность и приобретается соответствующая добродетель), как и остальные, через воцарение в середине груди (источника) Духа, и постепенное приобретение через него остальных добродетелей, но никак ни через что-нибудь похожее на аскетику сосредоточения внимания в области этой душевной способности. Ничего похожего на это в системе МИ (как и подавляющего большинства отцов) нет.

Важность этой добродетели в том, что она приобретается последней, завершая тем самым круг остальных, деятельных и созерцательных добродетелей, благодаря чему обретается их вершина: мир в созерцательной области, подающий незабываемое ведение внутреннего мира души, и любовь в области деятельной

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Если еще вспомнить, что паламизм к 19-ому веку был окончательно забыт, то до не столь давнего времени не существовало и вопроса (как его поставил и ответил на него Палама) о нетварных энергиях.

Афонитов упрекают в пуподушничестве, Симеон Н.Б. говорит о осредоточении на пупке, Гр.Палама, поддерживая и объясняя принцип сосредоточения на пупке, воюет с хулителями такой практики.

А наш форумчанин пишет, что не существовало самого вопроса. Когда наталкиваешься на такое... словно советское радио слушаешь или программу "Время" (и советскую, и нынешнюю) смотришь.

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Но написал Вам:  "в итоге это мертвит, схематизирует  и иссушает все мое "делание". Это во мне так преломляются аскетика и богословие МИ, только и всего.
Нечто похожее и у меня возникает. Однако справедливости ради надо сказать, что МИ был гениальным для того времени "схемотехником". Но в этой схеме никак не укладывается сложное молитвенное искусство и вектор движения к Богу. Но Палама, Симеон и другие афонцы говорят о методе, но не схематизируют.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Нет, вопрос такой, конечно, у отцов существовал, но в основном в виде категорических запретов опускаться вниманием ниже середины груди. Например, в книге, на которую тут недавно приводили ссылку, архиеп. Антоний (Голынский-Михайловский) тоже категорически не рекомендует этого делать. У свт. Игнатия в Аскетических опытах, т. 2 -- то же самое. Примеры такого отношения к этой практике у самых разных отцов можно умножать и умножать, и вряд ли всех их можно упрекнуть здесь в антипаламизме или антипуподушничестве варлаамитского толка.

С другой стороны место из Симеона НБ переведено на русский с искажениями, недавно я приводил здесь буквальный перевод этого места из греческого оригинала. Там есть рекомендация для поисков сердечного места двигать взгляд и ум по направлению (из головы) к пупку, а не сосредотачивать ум на пупке. То же самое относительно соответствующего места из Паламы:

"И если, как говорит один из великих учителей, после падения внутреннему человеку свойственно уподобляться внешним формам [21], то неужели монаху, который старается возвратить свой ум вовнутрь себя и хочет, чтобы он двигался не прямым, а круговым и неблуждающим движением, не пригодится привычка не блуждать взором то туда, то сюда, но словно на каком-нибудь упоре останавливать его на своей груди или пупке? [22] Свертываясь внешне по мере возможности как бы в круг, то есть уподобляясь желаемому внутреннему движению ума, он и силу ума, изливающуюся из глаз, благодаря такой форме тела тоже введет внутрь сердца. А потом, если сила мысленного зверя на пуповине живота, потому что здесь закон греха имеет свою власть и питает зверя, то почему нам не утвердить тут противоборствующий ему закон вооруженного молитвой ума (Рим. 7, 23), чтобы изгнанный баней возрождения (Тит. 3,5) злой дух, вернувшись с семью другими и злейшими духами, не вселился вновь и последнее не стало хуже первого (Лк. 11, 26)? "

Здесь содержится три рекомендации:

1. Останавливать взгляд на груди или пупке: "пригодится привычка не блуждать взором то туда, то сюда, но словно на каком-нибудь упоре останавливать его на своей груди или пупке?"
2. Останавливать внимание (силу) ума внутри сердца: "он и силу ума, изливающуюся из глаз, благодаря такой форме тела тоже введет внутрь сердца"
3. Останавливать "закон ума" на пуповине живота: "почему нам не утвердить тут противоборствующий ему закон вооруженного молитвой ума (Рим. 7, 23)", при том вовсе не сказано, что сама молитва там должна быть сосредоточена.

А что это за "закон ума", ясно из ссылки на посл. к Римл. ап. Павла. Речь там идет о ВЗ, о законе Божием, то есть о заповедях. Итак, суммируя все это, что нужно делать по мысли свт. Паламы? Взгляд держать, все равно, на пупке или груди. Внимание ума, а значит и молитву, так как молитва должна быть внимательной, --  в сердце. А против мысленной силы зверя на пуповине живота -- вооружаться заповедями. Все достаточно просто и от соответствующего места из Симеона НБ мало чем отличается.

Все это я пишу не к тому, чтобы убедить кого-нибудь в правильности или ложности той или иной практики, а в порядке общего обсуждения этих важных вопросов. Практику же каждый выбирает себе сам, исходя из того, что ему подсказывает здравый смысл и внутреннее сердечное  чувство, если он в состоянии им руководствоваться

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

1. Почему отцы 19-20 веков не говорят о сосредоточении на пупке, мы разбирали раньше. Они просто не знали об этой практике. Как и не знали вразумительно о паламизме. Если они не знали о паламизме (а паламизм вообще в церкви умудрились записать в ересь), то это не означает, что паламизм не существовал или был неправильным. То же и с практикой.

2. Если переводить место из Симеона НБ как "двигать ум к пупку", а не сосредотачивать, то это ничего не меняет. Если поезд движется из Петербурга в Москву (как ум из головы  в чрево), то сие означает, что его конечный пункт именно в Москве (в чреве), а никак не в Бологое (в сердце). Хотя правильнее - в символическом смысле - сказать, что поезд движется из Петербурга (ума) в Киев (чрево) через Москву (сердце) :)

3. О силе ума и законе ума.

а) Сила ума, изливающаяся из глаз, конечно, не есть (только) внимание. Об этом говорит вся практика. Поскольку эта сила изливается из глаз, а глаза направлены на пупок, то она (как и внимание) никак не может миновать чрева, если и направлена в духовную сердцевину человека. Можно разжевать: если пища направляется в желудок, то она никак не может миновать уста, поскольку через них проходит.

б) Пусть закон ума означает заповеди Божии, хотя он только к заповедям не сводится. Принимаем. Только ведь это уже не закон и заповеди ВЗ, а закон и заповеди Завета Нового. И иначе быть не может. А о чем - самом главном - новозаветные заповеди? Они об вышеестественной любви, которую принес Господь и которая распространяется на врагов. Ум призывает любовь Божию войти в чрево, чтобы ее силой была побеждена сила мысленного зверя. Любовь Божия - сила и закон Нового Завета - под призывом ума входит в чрево - об этом говорит Палама.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

А все отцы Добротолюбия, которые пишут о технических способах введения ума в сердце и не словом не упоминают о пупке? Они тоже не знали об этой практике? Если бы знали, то и написали

А про то, что отцы, которые предупреждали об опасности этой практики, почему это они о ней не знали? Если бы не знали, то и не писали. Они писали, потому что знали. Знали, что эта практика, которой не было в древнее время, появилась в новое. Знали об этой практике и предупреждали о ее сугубой опасности.

Если поезд (взгляд) движется из Москвы в Петербург, это не означает, что пассажир (внимание ума) не сходит посередине пути, а об этом так и написано у Симеона НБ: "исследуй мысленно внутренняя сердца", то есть написано где пассажиру на этом пути (от головы к пупку) нужно сходить

Пища направляется в желудок, а сила ума (у отцов это внимание и ничто другое) направляется, как и написано согласным образом у Паламы и у Симеона, внутрь сердца, а вовсе не на пупок.

Про любовь это все красиво, но к тексту не имеет никакого отношения. Там ни слова нет о любви, зато (в ссылке на Рим.) много что написано о заповедях, которые нужно соблюдать при любом завете. Соблюдение заповедей укрощает силу мысленного зверя (а иначе злой дух после крещения, как там написано, приведет еще семерых), а внимание с молитвой в сердце со временем изгонит его окончательно. Таков смысл этого отрывка, если исходить из его собственного контекста и не придумывать ничего своего
« Последнее редактирование: 04 Октябрь 2011, 02:23:01 от Евгений »

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Про любовь это все красиво, но к тексту не имеет никакого отношения. Там ни слова нет о любви, зато (в ссылке на Рим.) много что написано о заповедях, которые нужно соблюдать при любом завете. Соблюдение заповедей укрощает силу мысленного зверя (а иначе злой дух после крещения, как там написано, приведет еще семерых), а внимание с молитвой в сердце со временем изгонит его окончательно. Таков смысл этого отрывка, если исходить из его собственного контекста и не придумывать ничего своего

 Евгений, Бога ради простите..., только читая Ваши слова начинаешь понимать, что любовь действительно не имеет никакого отношения к тексту, Вами написанному. Спасибо огромное за Вашу трактовку. Она имеет право быть. О соблюдении заповедей при любом завете тоже интересно, с этим никто не спорит, огромная масса иудеев до сих пор этим занята. Даже НИИ работают, как соблюсти заповеди без любви, ну чтобы и себя не обжать и Бога не обидеть.
 Если у Вас есть опыт, то пожалуйста, если можно, исходя из него а не из вашего понимания МИ, скажите, как соотнести сердце, чрево, подчревие. Как оно по Вашему соотноситься. Где кроется смысл вод мысленных. Как по Вашему работает в идеале этот "механизм". Вопрос я задал в личке Александру. Вопрос не праздный. Его не объяснишь из "учебника". Врятли об этом писалось. И не стоит притягивать "как правильно по книгам" на свои изыскания. Скорее свои поиски надобно сверять. Вы так говорите, что как будто уже все нашли. Но Вы еще в пути. И Вам еще пахать и пахать. И корректировать свои "убеждения" и свое "понимание" еще не раз. Не стоит (не разумно) в настоящий момент утверждать (и так упираться) что именно Ваше толкование есть единственно верное и нет других направлений. Вы можете ошибаться. Тем более что интересно не просто толкование, а Ваше личное мнение. То что Вы всецело согласны с МИ это же хорошо, но Вы не Максим. А непраздность вопроса в том, что он проявляется на всех трех уровнях. От телесного до духовного. От психосоматического состояния через цепь ментальных установок, душевных устремлений, к духовной стороне (в плане приближения или удаления от Бога). И на каждом уровне имеет ряд проявлений. Так что важен вопрос и локализации, и внимания в теле, и понимания и убеждений и посылок, и в конечном итоге общей направленности. И в этой системе, как бы кто на это не смотрел очами "духовными", есть место и гормонам, и контролю над естеством, и заповедям, но самое важное в этом всем, без чего это может превратиться в мышиную возню - Любви. Она причина слез и движений. Она причина покаяния и изменения и обожения. Без нее нет ничего этого. Есть сухая бессмысленная мертвая система. И потому хотелось бы соотношение в вопросе поднять и рассмотреть во взаимосвязи всех трех аспектов. Ибо процесс выпадения в хладность, отпадение, осуечение и потом возврат - это процесс многократно проходимый каждым. И важно бы понимать что и как.
 Я Вас прошу, чтобы не было недоразумений и непоняток, прочтите свои слова
Цитировать
Источник слез, о которых пишет отец, это источник Духа (о котором мы уже не раз говорили) в сердце, в середине груди, который проявляет в причастниках Его Своим различным действием и в ту меру, в какую Ему будет угодно. В данном случае, (преимущественно, но не только) слезами покаяния. Если враг, через твое собственное невнимание, иссушил этот источник, то усилил и действие внизу естества и вверг тебя в блудное разжжение. "Прими Господа в доме твоем", то есть поставь себя перед Господом в своем сердце, и Он (когда придет) иссушит в тебе действие естества (удаляя тем самым и разжжение), восстановляя в тебе не только Источник слез, но и заставляя Его источать из Себя мысленную воду ведения и созерцания.
Вы тут из одного небольшого предложения сделали абзац, не сказав ничего. Много слов по теме но без ответа. А хотелось услышать не умничания на тему а живой опыт с конкретными проявлениями хотябы на телесно-душевном плане, и с конкретными способами реализации. А не просто  "Прими Господа в доме твоем" - то есть поставь себя перед Господом в своем сердце. Или "Источник слез, о которых пишет отец, это источник Духа (о котором мы уже не раз говорили) в сердце...". Источник какого Духа? Святаго? Судя по тому что с большой буквы. Но что есть тогда источник Его Вы понимаете? И уж каким образом враг может иссушить этот источник? И т.п.

Поймите пожалуйста о чем я говорю. Может несколько скомкано. И не обижайтесь.
« Последнее редактирование: 04 Октябрь 2011, 10:36:33 от Родион »
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Нет, вопрос такой, конечно, у отцов существовал, но в основном в виде категорических запретов опускаться вниманием ниже середины груди. ............Примеры такого отношения к этой практике у самых разных отцов можно умножать и умножать, и вряд ли всех их можно упрекнуть здесь в антипаламизме или антипуподушничестве варлаамитского толка.
Можно :-)...можно упрекнуть...если никто не знал о существовании Паламизма, то вполне могла сложиться практика передаваемая из уст в уста...навроде как--нельзя мирянам молиться и.м...и механизм возникновения такой практики очень прост...мы ведь с вами иной раз бодаемся с ветряными мельницами, вкровь разбивая лбы :-)...почему у молодых послушников не могло быть наставников с такими идеями...а послушники в последствии став святыми, продолжали распространение идеи впитавшейся в молоко матери...
Пока ВОТ ЭТО печатал пришла в голову мысль---так что же получается можно стать святым не опуская ум в чрево?...
Думаю что нельзя...просто наверное ум в чрево опускался святыми, но видя там сильную борьбу они запрещали новоначальным этим заниматься...
И ещё...почему я думаю что нельзя стать святым не заглянув в чрево:
По тому что внутренний человек должен быть очищен ПОЛНОСТЬЮ...а иначе никак...грудь святая а чрево грешника :-)...кентавр манимаетели получца :-)...
Из триад взял вашу цитату :-)
Цитировать
но словно на каком-нибудь упоре останавливать его на своей груди или пупке? [22] Свертываясь внешне по мере возможности как бы в круг, то есть уподобляясь желаемому внутреннему движению ума, он и силу ума, изливающуюся из глаз, благодаря такой форме тела тоже введет внутрь сердца. А потом, если сила мысленного зверя на пуповине живота, потому что здесь закон греха имеет свою власть и питает зверя, то почему нам не утвердить тут противоборствующий ему закон вооруженного молитвой ума
Хорошо бу другой перевод найти...что значит потом...может быть речь о поэтапности...кстати святые, антипуподушники :-), говорили о том что нужно дерзновение и предварительная очистка от страстей, а не нельзя совсем и никогда...
Евгений...ну а вы что действительно никогда не опускаетесь умом в чрево...с молитвой или без...
Не верю что у вас никогда не было желания расчистить эти конюшни...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Наверное грехи находятся начиная с головы и кончая концом)))
У каждого своя специфика и каждому соответствуют свои мысли.
При внимательной молитве какая мысль прет такой и грех или группа грехов.
Если она прет 15 минут то на удаление греха который продуцирует эту мысль уходят именно эти 15 минут, если 2 дня то 2 дня, если год то год.
Мы склонны думать что мысли наши важные, но я читаю свои прошлые высказывания, даже о смирении, и чувствую что они заражены злом. Даже не сама логика а постановка я, выражения и т.д.
Я сейчас чувствую тогда не чувствовал, потому что что то за прошедшее время что то вывел из грехов. Читаю и думаю, неужели это я написал.   

А по поводу сердца чувствовал в нем зло и похоть, конечно похоть и в подчревии.
В чреве конечно чревоугодие, пьянство  и я чувствую осуждение и обиду


Т.е. это конкретно чувствовал и проверял не раз и не 10, а раз 100-1000. Возможно еще что то но за малостью не обращал внимания.
 

Анна-Мария

  • Гость
Однако справедливости ради надо сказать, что МИ был гениальным для того времени "схемотехником". Но в этой схеме никак не укладывается сложное молитвенное искусство и вектор движения к Богу.

Максим Исповедник, как я поняла, говорит о двух возможных путях познания Бога: Его Сущности – через Истину (путь Созерцания) и Его Энергии – через Благо (путь Добродетели). Эти постоянно взаимодействующие между собой векторы движения мне видятся как нисходящий и восходящий потоки. Как питание у растения.

Да и человек чем-то похож на растение. Хотя мы физически и оторваны от земли, но корни всё-же имеем.  Загадочная сила притяжения неотрывно связывает нас с землей и не дает нам раньше времени покинуть её, улетев в заоблачные дали, даже силой мысли… И наши родовые связи тоже не случайно носят название «древа, родового древа». Как любое древо, мы тянемся к Солнцу, получая от него необходимую для жизни энергию, но и свое питание мы также получаем через наши корни, у нашей земли, у нашего подсознания… Там, куда с таким трудом попадает Свет, там, где хранится память наших предков, там, откуда в нашу жизнь приходят порою необъяснимые события и встречи…

Выскажу свои мысли… Сердце – центр человеческой Души, центр управления всей нашей жизнью… В идеале… То, к чему мы так стремимся. Чрево – центр животной силы души. Подчревие – подсознание.

Пока у человека око души (ум) не соединен с Сердцем, то всё, что идет из подсознания в нашу жизнь,  застревает на промежуточном этапе – на уровне животной души, не доходит до сердца, не получает необходимого осознания и проживается нами в искаженном виде. Не случайно, что самые низкие искажения животной силы находятся именно здесь – на уровне чрева: похоть, чревоугодие, сребролюбие, властолюбие… А сердце молчит и страдает от холода… Это и есть Матрица – жизнь по потребностям нашей животной души. Выход из неё один – наверх, к Солнцу, к Свету, туда, где в сердечном огне переплавляется  темное и низкое.

В глубине подсознания находится «ров страстей и брение тины», то, что наполнено влагой нашего неосознанного. И эту влагу может иссушить и очистить, возведя вверх, к Свету только Господь. В ожившем сердце человека эта влага становится чистой и прозрачной живой водой слез раскаяния и умиления.

«Терпя потерпех Господа». Всё, что приходит к нам в жизни, мы должны принимать со смирением и благодарностью…  Ведь для чего тогда человеку дан Сердечный Огонь?! Для чего тогда мы его призываем?!

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Что сказано пером, то не вырубить топором... А Евгений пытается именно вырубить святоотеческие тексты о сосредоточении на пупке. Таким оригинальным образом "защищая" святоотеческое наследие :) Эти тексты были забыты к 19 веку и вновь открыты в веке 20-ом. И известны, как минимум, по двум авторитетнейшим источникам. И третий источник - антипаламитская и антипуподушническаяой полемика Варлаама, которая очевиднейшим образом подтверждает факт распространенной на Афоне времен поздней Византии практики молитвы со сосредоточением на пупке.

Из-за того, что тексты не включены в Добротолюбие, авторитетность их никак не уменьшается. А с другой стороны... Кто может сказать, где в Добротолюбии и сколько раз упоминается о том, что надо сосредотачиваться на левой части груди в районе сердца? И только на левой (как призывает Евгений)?..

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Считаю, что сосредотачиваться на груди, левой его части, более опасней, чем на пупке или подчревье. С блудной страстью живут, а вот с нарушенной работой сердца живут недолго.