Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - м. Евстафий

Страницы: [1] 2 3 4
1
Брат Неовит, спаси Христос!
Всё ясно. Скопирую Ваши слова и буду перечитывать, если снова начнутся колебания. Я получил всё, что хотел.
ВСЕМ ОГРОМНОЕ СПАСИБО! :-D

2
Спасибо всем за ответы и поддержку! Есть над чем подумать...

Кому интересно, что я пишу, вот: http://eustathios-75.livejournal.com/

3
Грация, конечно же, мне неважно, как на меня смотрит мир и мнение "просвещенного общества" мне не важно.
И я однозначно выбираю путь внутреннего делания. Но понимаете... это Я выбираю. А мне хочется, чтобы за меня выбрал БОГ.  А для Него , может быть, все это важно (то, что для меня - нет).
И именно потому, что я не уверен, что мой вариант совпадает с Божиим - именно потому я до сих пор в недоумении...

4
ОТВЕТ Lily (жирным курсивом цитата из поста Lily – мне так легче отвечать, простите):

Во-первых как бы не стать героем притчи о талантах.


Смотря что понимать под талантами… Можно какие-то , так сказать, общечеловеческие ценности, как например, талант музыканта, живописца, литератора… А можно и так – мера благодати, которую ты можешь вместить и ради (приятия; чтобы вместить) которой ты должен потрудиться и отказаться много от чего. На этот счет есть другая притча: о многоценной жемчужине, ради которой человек продает все свое остальное богатство.

Во-вторых... если Бог дает дух пророчества, то именно такого служения Он и желает, а иное служение, которое кажется более "высоким", может таковым вовсе не быть потому что именно этой личности Бог дал иное.

Вот это именно это меня до сих пор и останавливает в том, чтобы поставить точку в своих размышлениях по поводу озвученной темы. То есть – а вдруг для Бога важнее именно мои литературные опыты, мои отношения с собратьями по лит.цеху (которые в связи с моим возвращением к литературе сейчас возобновляются)? Вдруг именно такой я и нужен Богу? Такой вот нестандартный монах-литератор, а не окончательно порвавший с миром монах-уединенник… Особенно сейчас, когда отношение к Православной Церкви в обществе достаточно напряженное – особенно в той части общества, которую принято называть интеллигентной. Не говорю уже об отношении к монастырям и монахам – это в глазах "просвещенного общества" вообще какие-то мностро-динозавры-изуверы!..

С другой стороны – как быть с тем, что... давал ведь обеты Богу: «отрицаешься ли мира и всего, что в мире»? – «Ей, честный отче»…


Насчет двух стульев не поняла, так как вижу в творчестве (в некоторых его видах) более высокое служение, чем ритуал (который на поверхности, прост и очевиден). Если православные мне грязнили голову, то еврею, суфию или китайцу не нужно долго объяснять что такое каллиграфия.


То, что Вы называете ритуалом (предполагаю, что православное богослужение и т.п.) – это тоже своего рода каллиграфия для людей, понимающих этот ритуал, находящих в этом ритуале удивительные глубины. Для таких людей сие есть искусство высочайшее. Ну а вот Ваша каллиграфия для этих людей – скучнейший ритуал, такой, как для Вас… ну, то что Вы имеете ввиду под ритуалом.

Мой лучший друг - монах, его тоже бросает между интуициями и ритуалом. Как нападет дух пророчества говорит как царь Давид (и сам ставит это выше, чем пение псалмов и все остальное), а пока болеет остается один ритуал. По-моему само противопоставление ложно.

Интересно, какой такой дух пророчества нападает на Вашего друга –монаха, что он Псалмы (Св. Писание) и богослужение (литургическое наследие Св. Отцов) ставит ниже этого пророчества?
Если он в это время в Духе Святом, в состоянии созерцания или восхищения, тогда могу понять…

Neovitу
Дорогой брат! Если бы Вы знали, как близко мне все, что Вы пишите… Есть, видимо, некий архетип людей, пришедших к Богу вот таким путем, какой прекрасно описал о. Софроний.

5
Слушайте, друзья, замечательная, захватывающая дискуссия получается!.. У меня есть много чего ответить и снова задать вопросов, только не хватает времени, т.к. я человек системы - недавно закончилась длинная воскресная служба, а скоро бдения св. Иоанну Предтечи. Но завтра обязательно буду с вами.

Вообще я очень рад, что начал эту дискуссию.  :-D

 Кстати, Питирим, я ж уже писал, что жалею, что указал по своей простоте свое настоящее имя. Перерегистрироваться, что ли?
 (я серьезно - вопрос к Админу)

6
Александр, почему Вы сразу так агрессивно реагируете на то, что я монах? Или мне это показалось  :-)

Это ни в коей мере не агрессия. Это чуть более мощный (чем обычно) посыл - способ пробить жесткую оболочку благочестивых воззрений, которым невелика цена.

Вы наверняка доброжелательно относитесь ко мне, почти меня не зная. Поверьте, и я отношусь к Вам с любовью (практически Вас не зная). Проблема не в том, что Вы - монах, ибо монашество благословенно, проблема... Вот посмотрите, получается, что Вы привыкли к негативному восприятию некоторых людей Вашего монашеского образа. Это хорошо, что привыкли. Лучше, когда начнете радоваться. Но радость такая будет сдобрена эгоизмом (тонкой гордостью). Когда же претерпите, не будете огорчаться и не будете радоваться ни позитивному, ни негативному восприятию, любовь и сила Божия поведет Вас. Это искусство созидания себя (в Боге) - один из его элементов. Это высшее искусство, в котором обретает смысл и светская культура, будучи очищенной от испорченных и дебелых наслоений. И новым смыслом наполнится Иисусова молитва, будучи очищенной от мантрических воззрений. И мир перестанет казаться помойкой, но станет местом нашего созидания.

Брат Александр, Ваше мнение для меня очень значимо. Я на форуме, наверное, с 2008 г. Сам редко пишу, потому что не имею такого глубокого опыта молитвы, как многие форумчане. Но если что-то появляется интересное для меня, всегда читаю. Поэтому возможность здоровой критики - это всегда здорово! Буду рад, если и дальше Вы, не взирая на лица, будете оставлять свои откровенные комментарии. Иногда даже и заостряя их немного. Ведь монаху (особенно) это только на пользу. И этого так не хватает иногда!.. Спаси Господи! :-)

7

Делать искусство и потреблять его - 2 абсолютно разных процесса. Прочитать поэзию и что-то почувствовать или жить так чтобы через тебя лился поток - это разные вещи. Меня тут тоже так и не поняли, обсуждая с позиций "юзеров" что все грязь...
В том-то и дело! Искусство "забирает" всего человека. Если ты серьезно занимаешься искусством, больше ты ничем не можешь заниматься. В том-то и дело, что быть потребителем искусства - это одно, а быть творцом - совсем иное. В последнем случае ты перестаешь себя контролировать, ты входишь в некие области, касаешься неких сфер, о природе которых вообще можешь ничего не знать. Ап. Павел пишет где-то, что пророкам повинуются духи пророческие. Сфера искусства - своего рода пророческая сфера. Во всяком случае так считают сами художники (я употребляю термин "художник" в широком смысле этого слова). Однако же эта сфера не повинуется человеку, но сам человек повинуется ей. Невозможно быть православным писателем, или католическим музыкантом. Ты или писатель, или нет.
Да, вопрос в том, можно ли усидеть на двух стульях, можно ли служить Богу и искусству. В общем-то, я почти знаю сам ответ, но мне просто хотелось еще раз услышать мнение людей, которое мне интересно.

Но теперь я дошел до того, что уже год пишу рассказы ... Фильмы, музыка... И - НИЧЕГО! В смысле: молитве как бы всё это не мешает. Как бы параллельно всё: молитвенная деятельность и литературная.
Вот только молиться всё меньше хочется...
Евстафий, вы пишите, что молитве это не мешает. И пишите, что молиться все меньше хочется.
Так и получается по Евангелию - одному начали служить, а о другом не радеть.
Без радения какая молитва у вас творится и творится ли вообще?

Цветок молитвы не раскрывается, если не растет на дереве страха. И аромат цветка не благоухает в незрелых почках. Но и когда вкушается благоухание молитвы, то скоро прекращается и не скоро возобновляется.И нет подобного аромата у цветов земных даже самых прекрасных.

Не в помойке нас Господь сотворил, но в навозе для лучшего роста. Навозом удобряют семена. чтобы лучше росли, прежде чем увидят свет. Но когда появляются ростки на свет Божий, то уже не навозом их окропляют, но живой водой. А у вас все наоборот получается - сначала боялись, а теперь перестали. И дошли вы уже до того, что не чувствуете запашка навозного в трудах своих.




В том-то и дело, что чувствую... Поэтому меня это так и тревожит.

8
Да я не обижаюсь... Привык уже к такой реакции (увы!). Раз монах - значит "фарисей, мракобес, чучело-мяучело" и т.д.

Простите за офф-топ. Я, правда, не обижаюсь. Всё нормально.


9
Александр, почему Вы сразу так агрессивно реагируете на то, что я монах? Или мне это показалось  :-)
Я вообще никак не хочу выпячивать свое монашество. И при чем здесь оно вообще? Речь идет о всех христианах - все мы должны обладать этим евангельским максимализмом. Всем нам его не хватает.

Зря я все-таки подписался своим настоящим именем, а не выбрал себе какой-нибудь ник типа "Суховея" :-)

10
Проблема, как мне кажется в том, что искусство значительно снижает градус евангельского максимализма в человеке. Тем более в человеке молитвы...

11
Спасибо всем за ответы и поддержку!
Взгляд со стороны (людей в теме) очень важен для меня)))

12
У него духовник был схиархимандрит Иоанн (Маслов), глинский старец (был духовником нашего монастыря в 1985-1991).

13
Говорил как-то с нашим наместником об этом. Он мне сказал следующее (передаю смысл): ради какой-то светлой строчки или музыкального пассажа тебе нравится ходить по этой помойке, копаться?.. Т.е. по сравнению с МОЛИТВОЙ всё это (искусство мира сего) - помойка.

Помнится, архим. Софроний об этом писал в своей книге "Видеть Бога как Он есть": о том, как молитвенник в нем победил художника. Во мне эта борьба до сих пор идет. Это именно борьба! Не какое-то сотрудничество-соработничество, т.к. внутренне я понимаю и принимаю слова моего наместника. Но вот... не отпускает. Неужели всё банально и это просто страсть так маскируется?

Причем, еще вот такой интересный нюанс. Лет десять назад (я еще был послушником) любой уклон в искусство негативно отражался на молитве. Скажем, услышишь где-то со стороны знакомую мелодию и потом во время молитвы обязательно всплывет и издевается... Но теперь я дошел до того, что уже год пишу рассказы и отдаю их в толстый литературный журнал: они с удовольствием печатают. Рассказы "не православные". Фильмы, музыка... И - НИЧЕГО! В смысле: молитве как бы всё это не мешает. Как бы параллельно всё: молитвенная деятельность и литературная.
Вот только молиться всё меньше хочется...

Видимо, я уже внутренне всё даже понял, но как же тяжело отказаться от самого-самого!.. Может быть, и сюда написал только для того, чтобы меня похлопали по плечу и сказали: да все нормально, что ты переживаешь так, брат! Были вон монахи-миссионеры-молитвенники-литераторы... Кого только не было. Ну... такой у тебя путь уникальный...

Но ведь проблема эта, как мне думается, не только моя!

14
Братья и сестры, уважаемый Админ!
Вопрос, который давно меня занимает: должен ли человек, серьезно занимающийся И.м. оставить за кадром своей жизни различные, скажем так, мiрские утешения, будь то просмотр фильмов (не блудных и не боевиков, разумеется), слушание музыки (классической, ну... джаза). В целом - приобщенность к светской культуре - насколько допустима для молящегося И.м.?

15
Аскетическая практика / Re: ум и рассудок
« : 12 Октябрь 2011, 12:28:15 »
Спаси Господи, Игорь Валентинович.
Видимо, у меня не хватает настойчивости, усердия, самопонуждения, чтобы, как пишет Антиквар, пойти путем "механистической молитвы" ("чтобы навязла на языке/в уме"). Банальное самооправдание...

Страницы: [1] 2 3 4