31
Аскетическая практика / Re: Как соотносятся в человеке сердце, чрево и подчревие?
« : 06 Октябрь 2011, 01:26:44 »Цитировать"свет просвещающий", а не опаляющий, и это тогда будет означать переход на стадию "просвещения". Когда это происходит, надо усиливаться пребывать в этом делании (в этой области со вниманием), не обращая внимание на разжжение в других областях
Тогда, при начале проявления внутреннего света в этом пространстве и его (пространства) изрядном расширении, надо быть именно в нём, а не идти умом – биться над сердцем с помыслами? Хотя и сердце (видимо) не вполне еще очищено. Так?
От начала стадии "просвещения" до присутствия в мысленном раю души довольно-таки большой и трудный путь. Первое (переходя с поэтического на более точный язык, так как без него уже не обойтись) -- это начало стадии созерцания, так как созерцание -- это созерцание Света и всяческие озарения Им, сюда же относится "просветление" сердечной области. А второе -- это начало стадии ведения, то есть непосредственного видения (в этом Свете) содержания умопостигаемого мира (души).
Основная проблема этого перехода (от просвещения к ведению) это, да, неочищенные от страстей деятельные составы души. Созерцательная часть души уже начала видеть Свет, но дальнейшее продвижение в созерцании зависит от продвижения в делании, то есть в очищении деятельных составов. Здесь пригодны две основные стратегии, и о них уже писалось неоднократно, деятельная и созерцательная. Делание заповедей и притрудное удержание ума в созерцании. То есть надо держать ум в созерцании, пока он не устает. А когда он устает -- молиться внешним образом (как это уже описано выше), переходя снова к созерцанию. И то, и другое ослабляет и прогоняет страсти в деятельных составах души, что приводит к углублению созерцания и т. д. Я, конечно, далек от той мысли, что могу описать все возможные здесь способы борьбы за очищение сердца, просто излагаю один из, на мой взгляд, эффективных
+++Что касается принесения жертвы...неужели это такой развернутый ритуал (транслируемый в неописуемые движения духа)? Неужели нет более сущностного, сжатого делания в качестве "принесения жертвы" и это – именно литургия "в полный разворот"?
Это всего лишь бедная и сухая схема, которую можно попытаться выделить из того изобилия, которое существует в умопостигаемом мире. Этот мир огромен и трудноописуем, он заведомо больше и богаче этих схем. Но это не значит, с другой стороны, что в них нет вообще никакой пользы. Какую-то перспективу, как я уже говорил, видеть всегда полезно