Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - Iraida

Страницы: [1] 2 3 ... 5
1
Цитата: Evgeny
Цитата: Леонид
К Царству неприменима линейная логика. Типа: буду себя воспитывать жить без страстей и гнева - попаду туда. Я все привожу пример душегуба, распятого одесную Христа. Никаких усилий этот изверг не приложил ко своему "духовному росту", а оказался первым из людей с Господом в раю...


Логика все равно остается пока линейной - логикой наемника: "что мне нужно делать (и нужно ли вообще что то делать) чтобы попасть туда"?. Мы ведь не для того исполнняем заповедь любви чтобы потом попасть "туда".

Собственно говоря, когда мы любим, мы уже "там", в Боге. Разбойник уже на кресте был в Боге, потому что полюбил Христа, сострадал Ему. Апостол совершенно точно и конкретно сказал: "Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем". В это бывает трудно поверить, обычно считают что признаки пребывания в Боге - это молитвенные экстазы, чудотворения, говорения языками и прочее.


  Думаю, что среди нас нет нехристиан и простые истины о любви известны всем   и  все знают , как в "идеале". ОДнако, как говорится, сколько раз не говори слово "халва"... Я  несколько лет боролась с отравляющим меня чувством вражды к человеку, который меня даже не видел.  . Но сказать, каким образом  вражда к этому человеку перестала иметь место -не смогу: о Иисусовой молитве я тогда даже и не слышала , никакого подвижничества не было даже близко, к своему позору- я даже Писания не читала, я просто ныла и бесилась . А Бог видел мой Ад и сжалился. Это к подтверждению "жизнью" притчи о разбойнике.
   Само словосочетание "исполнять заповедь любви" кажется мне нелепым. Да и заповедь ли она, если Сам Бог -любовь? Можно исполнять приказ, можно исполнить поручение-то есть совершить какие-то внешние действия / в этом смысле можно "исполнить" заповеди не блудить. не воровать ./  
   Да, человек в непреображенном виде не может любить врагов. Но преобразиться, обожиться-это наш  маяк-идеал, а живем мы сегодня, сейчас и ежечасно пересекаемся  с людьми, к  которым испытываем не христианские чувства.  И мы постоянно мучаемся от этого несоответствия.  А между тем потихоньку, незаместно зачастую от самих себя  перемалываемся Господом в этих двух жерновах  -" как должно" и "как есть", из черствого , заплесневелого хлеба в чистую, белую муку. И наше страдание от несоответствия указывает , что круги жернова крутятся!!!

2
Цитата: plot
Цитата: Леонид
Да, кстати про жену...
Неужели Вы не проломите чем не попадя голову насильнику, застав его за "делом"?

Повторюсь ещё раз: речь идёт не о действиях, а о внутреннем состоянии. Голову проломить... не знаю. Но если Господь даст силы, предотвращу.

      Проламывать головы могут и не испытывая  особой неприязни и "высокого гнева", а просто так... Это я  Вам как спец. по криминалистике заявляю.

3
Alexander, я приняла к сведению Ваше замечание.

 Keleynick писал /а/:
Цитировать
И Христос сам не сделает всю работу за нас

 Наоборот. Когда доходишь "до ручки" и внутри себя видишь один гной-здесь кончается все твое "делание",  типо опускаешь руки и ЖДЕШЬ.

4
Keleynick писал /а/:
 
Цитировать
Ибо это не сам Бог нас наказывает, это просто Закон Его так работает. За каждое прегершение нужно дать ответ, если не даешь в жизни сей, то придется дать в будущей. И болезни, страдания - это как раз и есть ответ за грехи. Но есть другой путь - покаяние и бескорыстные добрые дела. Вот, собственно, что я хотел сказать.[/
quote]
     То, о чем Вы говорите психологически совершенно обоснованно. Ниже привожу отрывок из статьи А.Лауги "Если ты не помилован Христом..."
   Если в вас начинает нарастать раздражение и вам становятся тяжелы привычные повседневные дела и все валится из рук; если вы начинаете спотыкаться на ровном месте или чувствуете, что не можете переносить общество самых родных и близких людей; если весь мир представляется вам в черном цвете и вам все причиняет боль — звуки, запахи и яркий свет; если вам противна сама мысль о том, что завтра снова надо вставать и идти на работу, а после нее заниматься рутинными домашними делами — то это верный признак того, что груз накопленных грехов сделался тяжел для ваших плеч. Конечно, можно оставить все так, как есть, и дождаться того момента, когда ваша душа сама автоматически избавится от этого гнета, устроив вам один из привычных в быту, неосознанных актов “искупления”, как то: вы обварите себе руку кипятком, поссоритесь с лучшим другом, уволитесь с хорошей работы или ввяжетесь в уличную драку и попадете в милицию. Есть много опробованных и испытанных “народных” способов облегчения душевных мук. Большинство наших сограждан на протяжении всей жизни предпочитают именно их. Вольному — воля!

На самом деле эта практика приносит только иллюзию облегчения и исцеления. Временное и кажущееся облегчение наступает оттого, что душевная боль уходит в глубины нашей души, где будет незаметно для нас вести свою страшную разрушительную работу, которая неизбежно перерастет однажды в болезнь тела, при этом никогда не переставая оказывать негативное влияние на все наши чувства, мысли и действия. Большинство людей живут буквально отравленные грузом грехов, накопленным с детства, ничего не понимая в причинах своих бед и несчастий, удивляясь своей невезучести и неприветливости мира. Привыкнув к неудачам, человек начинает с недоверием относиться к каждому своему решению, чувству и мысли. “Не делай этого!” — кричит ему опыт, и у него опускаются руки.

Сколько мы видим таких несчастных, не способных ни к какому делу, всегда сомневающихся, всего боящихся, не уважающих самих себя, живущих на задворках общества людей. А ведь нет неталантливых людей! Если мозг не имеет повреждений, всякий из нас обладает талантом в том или ином виде деятельности. Всякий человек способен на великие откровения и свершения. Мы созданы по образу и подобию Божьему, и никто не знает пределов наших возможностей. Но на пути их реализации стеной стоят наши не прощенные грехи. Имея трагический опыт ошибок, мы запрещаем себе творить и мыслить, избегая риска совершить то, что может привести к окончательной катастрофе. Постепенно этот неосознанный, постоянно присутствующий в душе страх приводит к тому, что мы на практике делаемся глупы и неумелы, не помним элементарных вещей и приемов, списывая все на склероз и переутомление.

Мы проваливаемся на экзаменах, попадаем в ДТП, разводимся с любимыми людьми и лежим в больницах с язвами, инфарктами, экземами и психозами. Недешево обходится нам наша борьба с Богом, и дорого мы платим за отказ от Его даров. Наше бессознательное очень опасно для нас самих. Вот что писал по этому поводу К. Г. Юнг в “Психологии бессознательного”: “Одной из самых распространенных форм опасности являются причины, провоцирующие несчастные случаи. Гораздо большее, чем публика могла бы подозревать, число разного рода несчастных случаев вызвано причинами психического порядка, начиная с таких маленьких несчастий, как спотыкание, столкновение, обжигание пальцев и т. д., и вплоть до автомобильных катастроф и несчастных случаев в горах: все это может иметь причину психического порядка и подчас готовится за недели или за месяцы до происшествия. Я изучал многие случаи такого рода и часто отмечал сновидения, которые уже за недели указывали на появление тенденции к нанесению себе вреда. Все те несчастные случаи, которые произошли из-за так называемой невнимательности, следовало бы проверить на предмет такого рода обусловленности. Известно ведь, что, когда человек по какой-либо причине бывает не очень собран, он совершает не только мелкие или более значительные глупости, но с ним происходят также и более опасные вещи, которые в один психологически подходящий момент могут даже привести к смерти. Народная мудрость гласит: “Имярек умер вовремя”, — исходя из верного ощущения тайной психологической каузальности события. Подобным образом могут вызываться или же затягиваться телесные заболевания. Неправильное функционирование психики может нанести телу значительный вред, равно как и наоборот, телесный недуг может нанести также ущерб и душе; ибо душа и тело не есть нечто раздельное, а скорее одна и та же жизнь... Во всех обычных случаях бессознательное оказывается неблагоприятным и опасным лишь потому, что мы находимся в разладе с ним и потому противопоставляем себя ему... Оно продуцирует сублиминальные, прогнозирующие комбинации столь же успешно, как и наше сознание; только они значительно превосходят сознательные комбинации по своей тонкости и значимости”.

Попытки своими силами избавиться от греха были, есть и будут. Католики, переложившие груз своих грехов на церковь, которая, по их мнению, имеет запас святости и может поделиться им с нами, чувствуют себя достаточно комфортно. Они свято верят в прощение, которое объявляется им на исповеди, и совершенно не важно, что это делается из ложных предпосылок. Так Бог в который раз исправляет людские ошибки.

Тем не менее ошибочность такой практики видна и лежит буквально на поверхности. Католические страны заметно отстают в развитии от протестантских в силу того, что идея самостоятельного искупления живет и действует в душах людей, их населяющих, подкрепляемая епитимьями и верой в чистилище.

Когда Фрейд заглянул в человеческую душу, он увидел, что помимо других стремлений в человеке есть и стремление к смерти. Как это ни невероятно, но это именно так! Теперь это неоспоримый факт. Далее он убедился, что даже “случайный” порез пальца кухонным ножом совсем не случаен. Оказывается, мы наказываем себя за какую-то вину, которую обычно не помним. То есть наше сознание не может эту вину вспомнить и определить, но наше бессознательное придает ей такое значение, что мы обрекаем себя на муки, лишь бы избавиться от чувства вины!

Так вот, мы наказываем себя, обрекая на муки и даже на смерть за вину, которую не осознаем. Не осознаем, но знаем! Ведь даже когда человек постоянно опаздывает на работу, когда он демонстративно не выполняет мелкие требования руководства, когда кто-то движется навстречу потоку людей, идущих по положенной стороне тротуара, когда кто-то демонстративно задирает других или постоянно грубит незнакомым людям, сквернословит, не говоря о более серьезных вещах и рискованных поступках, то такой человек явно ищет беды, хотя в собственных глазах выглядит смелым и независимым.

Большинство несчастных браков заключается потому, что один из партнеров хочет наказать себя за не прощенные грехи, свои или за грехи другого человека, как часто делают это молодые женщины: обидевшись на обманщика, они выходят замуж за первого встречного. Так ищут они беды для себя только потому, что не могут наказать своего обидчика. Неверующий Фрейд, открывший эти психические закономерности, не знал, с чем столкнулся, христиане обязаны знать, что это называется первородным грехом. Грехом, который требует искупления.

    Но с точки зрения духовной вижу  такое состояние  следствием отсутствия или недостатка веры во Христа, который еще не принят окончательно человеком как  Искупитель именно его грехов. Это еще раз о причинно-следственных связях в мире. Для верующего-для тебя, для меня, для него, а  не просто канонизорованных святых возможно все- в т.ч. и исключения из этих связей. так как вера не просто есть - ей свойственна и сила и действенность.
Опять-таки не нужно и это распространять на все случаи жизни. Из любого принципа, даже принципа действия веры  всегда может допускаться исключение, которым является Промысел Божий, Здесь пасует и сдается наша мысль в попытке вывести обоснование или закономерности. Как метко выразился К.Юнг "Мы можем судить о Путях Господних как муравей о сокровищах Британского музея".

5
Цитата: Keleynick

Когда приходит истинная благодать, невозможно не любить Бога, невозможно не исправляться,  
    Когда Будда просветился, Он с благоговением воскликнул:
- Господи, да они же все Будды!
.

    Причина нелюбви и осуждений - в сравнении нами людей между собой, что неизбежно влечет за собой  и их оценку /лучше-хуже, умнее-глупее и т.д./ Здесь значение приобретают установки, направленные на невелирование  этих различий. Например-все люди грешны и никого без греха нет или-все люди-создания Божии и оданаково ценны в Божьих очах и т.д.-каждый выбирает для себя сам. Мой выбор-помятование о смерти, о равенстве всех перед ней, мысли о своем предсмертном часе, когда стоишь на пороге Вечности и все, кроме нее теряет смысл.
    Однако думаю, что человек преисполненный благодати /или просвещенный-в других религиях/ любит всех без различий , по причине того, что находится вообще ВНЕ СФЕРЫ ДОБРА И ЗЛА /именно этическая область является областью оценок/,  Именно вне этой сферы и обитает любовь ,  Поправьте, если неверно.

6
[quote="Evgeny
  Но это подчинение уже не связывает наш дух и волю, поскольку мы обретаем высшую свободу - свободу в Боге, свободу духа от рабства миру.[/quote]
  Об этом говорит и Павел : "... но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и далеющего меня пленником закона греховного, находящегося в  ЧЛЕНАХ МОИХ" / Рим, 7, 23/
  Дух-во Христе, в свободе, тело-еще порабощено /не преображеноj/ и противится внутреннему человеку. Само наличие этой борьбы показывает, что есть БОРЮЩИЕСЯ стороны-в человеке, в полностью порабощенном борьбы не может быть.

7
К слову Evgeny о понятии "мое высшее Я" /тема эта меня давно волнует/.
 Христианские мистики /что справедливо и для мистиков других религий/   видели предел своих стремлений в слиянии с Богом, в таком единении с ним, в котором свое "Я" полностью погружено в Божественное "Я" В этом состоянии нет ни субъекта ни объекта, сама душа человека как простая, безкачественная единица. Предшествует этому моменту подавление или прекращение всех душевных сил, отречение от мыслей, чувствований, желаний, своего "Я", своей индивидуальности. Но в том-то и дел, что это полное самоотречение ведет к становлению НОВОГО ВИДА САМОСОЗНАНИЯ, которое возникает как птица феникс из собственного пепла / так как не может ведь до конца произойти слияния-соединения с Богом, а лишь до некоторого предела/
  Возникает вопрос-что же это за новое сознание, которое не тождественно нашему налично-эмпирическому? И связаны ли их содеражния хоть как-то между собой ? Может и псалмопевец имеет в виду появление этого нового сознания, но тольк после смерти, когда говорит: что " в тот день исчезают все помышления /эмпирические/ их"

8
Цитировать
Ведь Киприан, будучи чародеем, тоже верил во христа

  Это что-то новое :yes


Цитировать
Так зачем тогда стремиться к праведности

  Вы путаете  оправдание  и обожение

Цитировать
...у кого много совершенной любви, тот может нести чужие грехи, затем их "стирать" бескорыстными делами . Что можно увидеть из жизни многих святых...они взяли часть работы Христа на себя и по выполнении этой работы получили дары и вечное место в раю


  В свете абсолютного значения  Христовой жертвы, что является краеугольным камнем евангельского учения заявления о несении  кем-то чужих грехов и о том, что святые взяли часть Его работы на себя выглядят по-крайней мере нелепо.  
    Тысячелетиями над человечеством довлела проклятая причинно-следственная связь: грех-возмездие, грех-возмездие . Люди стонали в этом адовом кругу и понимали, что никакие тысячи жерственных животных не смогут искупить их грехи. И вот явился Богочеловек и , разорвав цепь проклятий встал между грехом и возмездием за него, приняв на себя чужие грехи и незаслуженное по отношению к себе возмездие.
   Все Евагелие пронизано значением преображающей, чудотворящей силы этой жертвы, ее уникальностью, неповторимостью. Если читать апостольские послания так апостолы прямо кричат от радости! А здесь-причинно-следственные связи... :(  И видим мы вместо радостной вести  уголовный кодекс... Обидно ...[/quote]

9
Цитата: Keleynick
Цитата: Alexander
Отработка грехов - термин не православный и крайне не удачный. Лучше им не пользоваться.


OK. Ограничимся термином "эпитимия". Но для меня важно не то, как звучит тот или иной термин, а то, что под ним подразумевается.

Но термин "наказание" он хоть и православный, но не совсем точен. Ибо это не сам Бог нас наказывает, это просто Закон Его так работает.  

  Это из чего же такой закон следует?
  Никакой "отработки" нет, а все грехи верующего во Христа находятся в одном месте-на Кресте и две тысячи лет назад произошла их "отработка"-страданиями и смертью Сына Божьего. Из Вашего поста получется, что Бога не "удовлетворяет" такая жертва  и он "запустил" Закон "отработки", а сам в стороне сидит и наблюдает. :yes /не Сам же наказывает/
   Ну а то, что вся тварь / и человек/ страдает и мучается... Что же вы хотели в непреображенном мире?

10
Цитата: Rodion
Мне кажется что подобное происходит прежде от неумения
любить себя, уважать себя, быть не двойственным и уверенным
в себе. Тогда человек не уважает и не любит других. Невозможно
дать то чего не имеешь. Появляется конфликт, вводящий человека
в весьма нелецеприятное состояние недовольства другими как
отражения внутреннего недовольства собой. И вот тогда люди,
дабы избавиться от этого находят для себя такую штуку, как
иллюзию любви к Богу. Хотя реально и ее нет у них, но возможно
всегда существующая ответная любовь Его, которая безусловна,
таки потихоньку их вытаскивает. Они начинают любить себя, затем
и других, ну а затем и действительно способны полюбить и Бога.
Но это помоему не каждому до конца удается, потому как тут нужен
очень самокритичный взгляд на себя в первую очередь, и далеко
не всем это дано.

   Любовь к ближним является одной из "больных" тем. Я всегда ,мягко говоря, недоумеваю, когда говорят просто "заезженными" фразами типа  "Люби Бога, люби, не осуждай людей и т.д", которые не имеют никакого реального воздействия на слушающего, да , наверное, и сами говорящие, если используют эти "штампы" не очень верят в их содеражние.
   Поэтому Rodion подчеркнул очень важный аспект этой проблемы-сначала правильное отношение к себе. затем правильное отношение к ближнему. Можно сказать и больше: настоящее смирение возможно лишь у человека с чувством собственного достоинства. Если его нет,  смирение приобретает уродливые формы - "лжесмирение, как скрытая гордыня", пресмыкательство и угодничество и т.д

11
Цитата: Evgeny
Iraida, ваша точка зрения имеет право на существование, исторически она близка к воззрениям бл.Августина и Кальвина. Православные отцы придерживались несколько другого понимания. Можно долго дисутировать и приводить цитаты из Библии и отцов, но не хочется. Каждый верит так как ему ближе и понятней, так как ему нужно в его ситуации и не его этапе.
   quote]
  Попытку  выразить  значение Христовой жертвы Вы сводите к простому плюрализму мнений. Нужно все таки, по-моему, различать-где философия, а где Благая Весть и если в человеческой природе оставалась способность к добру, любви и т.д. , ТО ХРИСТОС УМЕР ЗРЯ.
   Вы путаете призвание /призывание/ и предопределение как неизбежность в ее самом примитивном смысле, а применяя выражения типа "узкие ментальные богословские схемы" вы просто-напросто  напускаете словесный туман. Вот и кружатся люди в этом "тумане", всю жизни  уныло "борясь с грехом", а ничего не меняется, так как туман заслоняет  БЛагую Весть, радость, надежду. /У меня есть подозрение, что Христос, наверное, специально употреблял "ментальные схемы", чтоб люди ничего не поняли   :lol /.

12
Цитата: Iraida
Понятие смерть было "введено" , кстати, ДО, а не ПОСЛЕ грехопадения . А как оно появилось,  если Бог смерти не создал? "...ибо в день, в который ты вкусишь от него-смертью умрешь"/здесь же ответ про "добро и зло", которое, кстати, тоже ДО, а не после гр-ия появилось/ :wink:

 Бог , действительно, не создавал ни зла, ни смерти. Нужно принимать во внимание, что книга Бытия была дана уже падшему человеку, соответсвенно , были выбраны категории , чтоб ему объяснить "на пальцах".  Благо и жизнь  есть тольк в Боге, никаких других "естественных"  благ и жизней нет и быть не может . и рассуждая от противного, можно догадаться, как называется положение вне Бога  или противящееся Ему.

13
Понятие смерть было "введено" , кстати, ДО, а не ПОСЛЕ грехопадения . А как оно появилось,  если Бог смерти не создал? "...ибо в день, в который ты вкусишь от него-смертью умрешь"/здесь же ответ про "добро и зло", которое, кстати, тоже ДО, а не после гр-ия появилось/ :wink: [/quote]

14
Диалог / О спасении язычников
« : 19 Октябрь 2006, 12:27:28 »
Старчество-вид монашеского устроения жизни для исполнения обета послушания, но в России это понятие вышло из монастырской ограды и в некоторых случаях приобрело нездоровое к нему отношение.
   Египетские отцы-родоначальники старчества, попав в  нашу российскую церковную действительность были бы сильно  удивлены не только положением, что духовник-необходимое условие спасения для всех , но и тем, что старчеством называется духовное руководство в монастырях общежительного устава / в "классическом" понимании старчество  возможно  лишь при келиотской форме подвижничества, так как старцы имели не более двух-трех духовных детей, что определялось самой сутью старчества - постоянное влияние живой личности старца, а это   возможно лишь при совместной жизни старца и послушника, когда только и устанавливается между ними глубочайшая духовную  связь, при наличии которой не было смысла во внешнем авторитете. То, что старец не был "способом" достижения духовных высот в нашем сегодняшнем понимании , говорит тот факт, что даже когда послушник сам становился старцем- он не выходил из-под послушания своему авве.
   По-моему, подходить к проблеме "нужен-не нужен" возможно лишь в таком ключе.

15
Цитата: Rodion

  Честно говоря, иногда кажется что вся беда именно в этом, что
не нужно делить на плохо и хорошо, правильно и не правильно,
а просто принимать все как есть и не совать пальцы а огонь, даже
из любопытства.

  Если "не делить" - невозможно держаться хорошего.

Страницы: [1] 2 3 ... 5